Эстетика / Экзистенциализм




Значение страха для экзистенциальной философии

На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нем, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание вызванное внешними раздражителями.

Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся например: людей, обстоятельств, условий, явлений и т.д. Т.е. источник боязни всегда определён.

Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как не известно откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь от чего бежать.

В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивного окраса. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на все происходящее со стороны.

 

 

В сущности экзистенциализм был борьбой за личность, но с самого начала он имел два направления - атеистическое и религиозное.

Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с Богом.

Главное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических экзистенциалистов — в метафизической открытости человеческого бытия, тогда как вторые (Ж. П. Сартр, А. Камю) искали основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции

Религиозные экзистенциалисты в общем пытались влить "старое вино" христианства в "новые мехи" экзистенциальной философии. Конечно, их философия не лишена недостатков и противоречий, но религиозный пафос рассмотренных мыслителей был предельно искренним. При всех различиях (терминологических, мировоззренческих и т. д.) религиозные экзистенциалисты были воодушевлены одной мыслью — что-то сделать, чтобы убедить и вернуть человечество к вере для избежания религиозного кризиса и разрушения духовной культуры. Если Ж. П. Сартр и А. Камю смогли противопоставить деструктивным тенденциям гуманизм и пафос одиночки, обреченного на трагическое существование, то Г. Марсель, М. Бубер и М. де Унамуно видели в человеке, прежде всего, религиозную личность, имеющую незримые связи с Богом и находящую основу для существования в вечности.

 

Религиозными экзистенциалистами обычно считаются:

Габриэль Марсель Мартин Бубер Мигель де Унамуно

 

 

Если у Марселя проблема интерсубъективности только намечена, то экзистенциальная философия межчеловеческого диалога была создана Мартином Бубером

Как и Марсель, Бубер исходил в обосновании своих идей не из абстракций, а из современной ему экзистенциальной ситуации — одиночества человека, его заброшенности и оставленности. Бубер считал, что нужно рассматривать не бытие как таковое, а "со-бытие" — сосуществование Я с другими личностями. По его мнению, настоящее бытие реализуется в отношении "Я—ты", а не в "Я—это", что является "вещным" отношением человека к миру. Даже Марсель признавал, что Бубер в определении подлинного человеческого бытия пошел дальше его.

 

Экзистенциализм представляет собой противоречивое явление. Кроме деления на религиозное и атеистическое направления, экзистенциалисты имели еще ярко выраженные национальные направления. Кроме французского и немецкого, был и испанский экзистенциализм, основоположником которого был Мигель де Унамуно.

Унамуно отрицает абстрактную идею человека, понятие человека как разумного существа. По его мнению, самое главное в философии — конкретный человек, который чувствует, ест, пьет, смеется, плачет. Именно такой живой человек и нуждается в Боге, абстрактному человеку не нужен Бог. И вера не может сводиться к философской формуле или богословской догме, а есть трагическая борьба человека за свое спасение.

 

 

Экзистенциальная теория творчестваЭКЗИСТЕНЦИА́ЛЬНАЯ ТЕО́РИЯ ТВО́РЧЕСТВА (лат. exsistentia — "существование"; см. творчество; теория искусства) — течение в философии начала XX в., в котором в качестве предмета рассматривается внутренний мир человека — человеческое существование (экзистенция) в "пограничной ситуации", т. е. вне связи с обществом, моральными установлениями, культурными традициями. Сущность человека, смысл творчества могут быть рассмотрены только вабстракции от рационалистических методов — интуитивно, ассоциативно. Например, перед лицом смерти или в состоянии болезни, душевного расстройства. Отсюда научно-художественные методы экзистенциальной философии, воплощаемые в формах философской повести, романа, кинофильма. Экзистенциальное мышление порождено развитием идеалистической западноевропейской философии и, отчасти, мироощущением "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами (1918—1939). Для экзистенциализма не существует различий между объектом исубъектом, поскольку существование души (экзистенция) находится между тем и другим. Предтечей экзистенциальной философии считают математика и мистика XVII в. Б. Паскаля. Основоположниками — философов С. Кьёркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса. В литературе идеи экзистенциализма, одиночества человека перед лицом Бога и его растерянность от невозможности выбора между Богом и дьяволом (многие считают самым экзистенциальным мышление Ф. М. Достоевского; см. русское искусство) получили наиболее полное выражение в произведениях французских писателей Г. Марселя, А. Камю, Ж.-П. Сартра. В Германии и Австрии идеи экзистенциализма воплощали Э. М. Ремарк, Б. Брехт, С. Цвейг, Ф. Кафка, Р. Музиль, Р. М. Рильке. В кинематографе — М. Антониони, И. Бергман, А. Рене, Л. Висконти (см. неореализм). Для творческого метода экзистенциалиста типичны спонтанность, непредсказуемость, иррациональность, создающие экзистенциальные мотивы растерянности, одиночества, безволия. Экзистенциальная теория творчества иррациональна и поэтому сближается с теорией "коллективного бессознательного" К. Юнга (см. бессознательное; психология искусства). Художественное мироощущение экзистенциалиста сурово и по-своему реалистично (см. реализм), а также враждебно ко всякой внехудожественной идеологии. В изобразительном искусстве философские идеи экзистенциализма отразились в стиле Ар Деко, творчестве группы художников "Новая вещественность", в течениях символизма и сюрреализма (см. также нинизм; постмодернизм).

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Ефремова Лидия Михайловна

Кафедра русского языка и литературы

Российский государственный социальный университет

Аннотация. В статье дается обоснование экзистенциалистских принципов, определяется взаимосвязь философской концепции и литературных произведений и проявление особенностей экзистенциализма в искусстве, театре, музыке, кино, анализируется экзистенциалистский свободный выбор, который не контролируется этикой.

Ключевые слова и фразы: экзистанс; существование; должная и недолжная жизнь; свободный выбор; этический критерий. Многие проблемы, связанные с изучением поведения человека в мире, объединяют философию и литературу, потому что по сути имеют общий объект исследования, например, психологический анализ, который является основой экзистенциализма. Это не значит, что он решает все поставленные вопросы, скорее он подготавливает разрешение многих из них.

Философия экзистенциализма зародилась в Германии в 20-е г. XX века, ее идеологами были М. Хайдеггер и К. Ясперс. Главными книгами Хайдеггера были «Бытие и время» и «Фундаментальная антология», Ясперс написал «Духовную ситуацию эпохи». Это был первый период, сугубо философский, когда учение было камерным. Второй период наступает после II мировой войны, когда растет популярность экзистенциализма, в это время он тесно соединяется с литературой. Первыми популяризаторами экзистенциализма были французские писатели Ж.П. Сартр и А. Камю, позднее эта концепция становится ведущей в творчестве писателей разных стран: Ж. Ануй - во Франции, А. Мердок, У. Голдинг - в Англии, Э. Носсак, У. Йонзон,

А. Андерш - в Германии, А. Миллер, Э. Олби, У. Стайрон, Д. Болдуин, Н. Мейлер - в США. Третьим периодом можно назвать наши дни, так как основу своей этики молодежь черпает из экзистенциализма. Предчувствие экзистенциалистской теории можно найти в литературе XVIII-XIX вв. В числе предшественников окажутся писатели, которые рассматривали сходные проблемы. И. В. Гете предугадал в силу своей гениальности экзистенциалистскую манеру мышления, у Ф. Достоевского есть с ней сходство в выборе объекта для психологического анализа. Среди философов, близких к экзистенциализму, называют Л. Шестова и

С. Кьеркегора. Выдающимся критиком экзистенциализма был Б. Брехт, который считал его опасным, видя в нем восприятие мира не с точки зрения удачных судеб, а с точки зрения кризисной эпохи, наполненной страданиями. Так как философия экзистенциализма обращена к практическим шагам человека, к его повседневной жизни, то актуальность ее очевидна.

Хейдеггер и Ясперс выделили из многообразия человеческой жизни существование (экзистанс). Хотя философия экзистенциализма отличается афористичностью, исчерпывающего определения экзистанса нет, есть лишь его описание: это движение, равномерное, недетерминированное и недискретное, обладающее особым ритмом. Оно всегда с нами, это жизнь человека в себе, ощущение себя, оно предшествует сущности, которая имеет периоды и эпизоды, потому что человек развивается под влиянием жизни и среды. Каждый человек живет в своей стихии экзистанса, соизмеримой со вселенной. Профессор А. Федоров, анализируя

экзистенциализм в литературе, приводит удачный пример описания такой вселенной в «Марсианских хрониках» Р. Бредбери. В главе «Третья экспедиция» рассказывает о том, как марсиане сумели победить жителей Земли, прилетевших к ним, изучили экзистанс каждого, выстроили его вселенную, а это было движение вспять, в детство, в воспоминание, что сделало членов экспедиции безоружными, и марсиане их всех убили. Этот эпизод подчеркивает непреодолимость власти экзистанса. К анализу экзистенциалистской концепции обращаются в своих работах Е. М. Евнина, Л. Г. Андреев, А. А. Федоров, Н. Т. Пахсарьян и др. А. А. Федоров обращается к этой проблеме в более широком контексте. Он предлагает выделить три главные проблемы, чтобы обосновать и подтвердить ключевое значение следующих акцентов: содержание экзистанса, взаимодействие экзистанса и мира и взаимоотношения экзи-

стансов между собой. Первый вопрос обсуждается постоянно, потому что речь идет об эмоциях, которые то ли присущи нашему существованию, то ли определяются окружающей средой. Ж. П. Сартр в «Тошноте» и «Дорогах свободы» утверждает, что существовать - это значит испытывать чувство тошноты и страха. В знаменитой сцене «у дуба» главный герой Рокантен вдруг чувствует что-то враждебное по отношению к себе, он ощущает прилив тошноты, его раздражает город, дома, наполненные вещами, мешает существование других. Если

«внешность» не является вечным началом и носит социальную характеристику, то Сартр, открывая враждебность экзистанса вещности, критикует мир собственников.

Хайдеггер и Ясперс находят первооснову эмоционального содержания экзистанса в «Заботе», определяя ее как «экзистенциальную априорность». 118 Издательство «Грамота» www.gramota.net Они трактуют его как проклятие, как неудачу бытия, поэтому глубоким пессимизмом наполнен афоризм

Ясперса: «Самое неудачное для Вас в том, что Вы существуете». Значение заботы открыл Гете во II части

«Фауста», но он не видит трагедии, а Б. Брехт, продолжая тему, в «Кавказском меловом круге» описывает Груше Вахнадзе как олицетворение заботы. Заботясь о чужом ребенке и отдаляясь от возлюбленного, она будто бы терпит неудачу, на самом деле забота совершенствует ее как личность, и она везде одерживает победу. Экзистенциалисты считают, что каждый экзистанс имеет неповторимое творческое содержание, так как индивидуально окрашивает картину жизни. Человек может понять свою экзистенциальную задачу, а может и не понять, ее осуществление приводит к должной жизни, а игнорирование - к недолжной. Цель педагогики

состоит в том, чтобы заниматься поисками экзистенциальных и социальных импульсов для человека, который может человека мучить и будоражить, иначе он станет конформистом и будет жить с оглядкой на других, что называется недолжной жизнью. Иллюстрацией этой проблемы служат «Мухи» (1943 г.) Сартра.

Орест находит свое экзистенциальное содержание, когда приезжает в город Аргос и узнает от Электры, что должен отомстить за убийство отца. Оказывается, чтобы снять проклятие с древнего мифа об Арридах, Орест должен убить свою мать и ее любовника. Сначала он ни в ком не вызывает интереса, так как он человек с неопределившимся экзистансом, когда он понимает свой творческий импульс, он преображается. Переход из недолжной жизни в должную раскрывается в пьесе как трудная проблема. В отличие от Ореста, Электра боится, оставаясь в атмосфере недолжного существования, которое олицетворяют мухи и белье, которое она стирает. Экзистенциалисты подчеркивают, что существование без творческого экзистанса не дает

право говорить о себе в первом лице, только в третьем. Плодотворность концепции подтверждается характеристикой главных героев в фильме М. Хуциева «Июльский дождь». Жених, которого играет А. Белявский, вроде бы преуспевает, но он идет в аспирантуру, потому что так поступают другие, Елена в исполнении Ураловой воплощает должное существование, в результате режиссеру удается глубоко раскрыть человеческие отношения, ведущие к краху. В пьесе А. Миллера «Смерть коммивояжера» (1948 г.) образ старшего сына Бифа выстроен в контексте недолжной жизни, так как он живет под влиянием отца Вили Ломана, что

рождает в нем появление неведомого врага в самом себе, который преследует, обрекает на тошноту и может погубить. Если продолжить тему кинематографических интерпретаций экзистенциализма, то в этот ряд удачно вписываются фильмы М. Антониони («Ночь», «Затмение»). Экзистенциалисты не дают подробной характеристики внешнего мира, вместо причинно-следственных связей господствует безграничная свобода. Этому вопросу посвящена работа Сартра «Бытие и ничто» (1943), которая имеет принципиальный характер, так как обосновывает проблему свободного выбора. Особая уязвимость ведущей позиции в том, что мир представляется им как хаос, в котором не на что опереться, невозможно передать свой опыт другим. Сартр говорит, что будущее лежит перед нами совершенно открытым, незапланированным, и его картина зависит от миллиардов свободных выборов. Крушение однако состоит в том, что признается плодотворность любого выбора. Чувства этики и морали не находят себе оправдания у экзистенциалистов, совесть просто имеется или нет. Мир, представляющий хаос, не дает основания для этики, и человек может одинаково выбрать судьбу героя или преступника. Классическая литература доказывает другое. Если обратимся к герою пьесы Сартра «Мухи», то он олицетворяет экзистенциалистскую свободу, так что ему завидует даже Юпитер, оказывается, что человек выше богов. Одинокий и заброшенный в мире-хаосе, он оказывается в незапланированной ситуации свободного выбора, которая реализуется как внезапное озарение, а не как результат личностного возмужания. Суть ее состоит в том, что Орест осуществляет месть за убийство отца, убивая мать и ее любовника, при этом не ис-

пытывая угрызений совести. Гете показывает во второй части «Фауста», что в свободном выборе существует отбор, жизнеспособен выбор тот, который контролируется этикой. В этом же пункте критикует экзистенциалистов Б. Брехт в своих пьесах «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг»; значительность свободного выбора с включением нравственного критерия глубоко выражена в произведениях Моцарта и Чайковского. Важным представляется сама постановка вопроса, так как в литературе и искусстве, как и в жизни, он является одним из центральных. В связи с этим можно определить ведущие черты экзистенциалистского метода: это своеобразная картина мира хаоса, тяготение к решению определенного круга проблем, должного и недолжного бытия, свободного выбора, одиночества, экзистенциальных трагедий, при этом отказ от определения человека как характера. Экзистенциалисты изучают не взаимодействие характеров, а существований, пытаясь определить какието закономерности в человеческих отношениях, они вносят осмысление в их интимную область. Следует

отметить, что скорее привлекательна постановка вопроса, чем его решение.

Так экзистенциалисты утверждают, что человек обречен на одиночество, так как другое существование враждебно нашему. Известны высказывания Сартра о том, что каждый видит в другом начало зла, экзистансы не терпят сближения, поэтому мудрость в том, чтобы не навязываться другим, лучше держать близких на расстоянии, так как они более всего жалят и др. Притчей об экзистенциальном одиночестве называют пьесу Сартра «За закрытой дверью» (1945), в которой герои умирают, и им предстоит суд, но по дороге в ад они попадают в гостиницу, где ссорятся, раздражаются и приходят к выводу, что в аду будет лучше. Но другого ада не будет, адом является их принудительное существование. В пьесе «Мухи» подчеркивается одиночест-

во Ореста, хотя миф рассказывает об истории дружбы с Пиладом.

В искусстве часто варьируется эта тема. Например, в романе Э. Базена «Гадюка в кулаке» (1948) мать иISSN 1997-2911 Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 2 (4) 2009 119

сын терзают друг друга, навязывая друг другу свое существование, что оборачивается трагедией. Экзистенциалисты утверждают, что боги вложили в человека стремление сблизиться с другим экзистансом, хотя это оказалось невозможным. Но человек должен осуществлять свой импульс к общению и чаще всего это возможно в страданиях, поэтому тема длительности страдания исследуется авторами (Сартр «Смерть без погребения» 1946 г., Э. Ольби «Случай в зоопарке» 1959 г.). Анализируя чувства любви и дружбы, экзистенциалисты говорят о частичной близости экзистансов, но советуют внимательно изучать смысл коммуникаций. Они говорят о силе и слабости экзистансов, встречаясь, которые оказываются победителем и побежденным. Различная интенсивность существования никак не выражается внешне, но в момент сталкивания происходит трагедия и слабый экзистанс оказывается абсолютным проигрышем в жизни. Интересен в связи с этим пример «Идиота» Ф. Достоевского, который психологически уловил суть подобного конфликта. Когда он сравнивает Аглаю и Настасью Филипповну, то пре-

имущества оказываются на стороне Аглаи: она молода, красива, представительница высшего света. Настасья Филипповна тоже красива, но описана скорее с жалостью, с сочувствием. При встрече Аглая была побеждена, сцена описана так, что сильный экзистанс Настасьи Филипповны уничтожил экзистанс Аглаи.

В трактовке дружбы и любви экзистенциалисты отрицают их подлинность, эти чувства несовершенны,

так как нет совпадающих экзистансов, в результате возникает асимметрия. По их мнению, в жизни вместо глубоких отношений встречаются их суррогаты, которые появляются по смежности, то есть в одном коллективе, по пространственной близости, могут быть связаны с благодарностью или с желанием воспитать или завоевать любовь. Отвергая подобные попытки, экзистенциалисты утверждают, что дружба и любовь даются нам за наше существование, значит любящему дорога наша жизнь, а заслуги скорее всего нужны на работе. Отмечая парадоксальный смысл дружбы и любви, экзистенциалистские авторы не склонны видеть позитивного и гармоничного явления в сближении людей. Можно вспомнить слова Сартра о том, что тема его

драматургии - это фиктивное сообщество, близость - недостаточно тесная и чуждость - недостаточно определенная.

Классическая литература ставит такие же задачи, пытаясь определить путь к удаче человеческих коммуникаций. Известно, что Гете писал о подобной диалектике дружбы и любви. Такой подход проясняет нам, почему опера Ж. Бизе затмила новеллу П. Мериме, так как в опере дается глубокая трактовка жизни и чувств. Кармен противится конформизму в социальных отношениях, но в сфере чувств она конформистка. Она благодарна Хозе за то, что он освободил ее из тюрьмы, и за это она дарит ему свою любовь. Потом пришло настоящее чувство, в финальной сцене ей открывается подлинный смысл жизни. Создавая новую концепцию, экзистенциалисты обращают большое внимание на язык, критикуя, например, пословицы и поговорки, которые возникают в обиходе, но по сути своей выглядят как сплетня, например: «Стыд - не дым, глаза не выест» и др. Сами экзистенциалисты создают много афоризмов, которые могут быть и настоящей поэзией, и сплетней, которая возникает, когда личность ищет согласия сама с собой.

Поэзией можно назвать точные определения: «Человек - единственное бытие, озабоченно возможностью единственного бытия», «нейтрализм вследствие своей слепоты и бесхребетности хуже, чем предательство», «Друг - это тот, кто мое существование видит прекрасным», «Все мои недостатки в глазах моих друзей превращаются в достоинства», «Самая лучшая коммуникация создает лучший тип одиночества». Трагическим афоризмом можно назвать слова Сартра: «Существовать - это чувствовать тошноту от присутствия других существований».

Ж.-П. Сартр (1905-1980 гг.) был первым, кто соединил экзистенциализм с литературой, он интересен и как личность, и как художник. Его раннее творчество, включающее трактаты и художественные произведения периода второй мировой войны, тесно связаны с экзистенциалистской концепцией. Особенно показательна пьеса «Мухи» (1943 г.), которая соединяет античный миф и философию XX века. Автор исследует универсальный конфликт, суть которого в столкновении подлинного человека и мира фатализма. Вместо традиционного жизнеподобия дается символическое описание жизненных процессов. Помимо тех положе-

ний, которые иллюстрировались, следует упомянуть сцену покаяния в грехах. Клетемнестра и Эгисф виновны в убийстве Агамемнона, но каяться она заставляют всех, - это иллюстрация конформистской среды, которую олицетворяют мухи - синоним тошноты и недолжной жизни. Сартр разоблачает тиранов, показывая

невозможность у них человеческих чувств. Когда в груди Эгисфа возникает дружеское чувство к Оресту, он должен его уничтожить, иначе он изменит своей сущности. Значит властители небесные и земные отражают друг друга, они - и деспоты, и рабы, свободный человек не может ужиться с миром круговой поруки. Оресту близка Электра, она сопротивляется конформизму, отказываясь каяться, но ее экзистанс оказывается слабее, чем у Ореста, и она остается в городе. В целом экзистенциализм снимает гуманистическую сторону античного мифа, раскрывая только часть бытия без предугадывания будущего, кроме того Сартр не справляется с решением этических проблем. Столкнувшись с фашистской оккупацией и пройдя через Сопротивление, Сартр меняет свои взгляды, объединяя понятия своей свободы и свободы других. В послевоенных произведениях он соединяет антифашистскую и реалистическую проблематику с экзистенциалистской, как в пьесе «Затворники из Альтоны» (1959 г.). Он тяготеет к эклектическому соединению разных методологий, когда обращается к роману о

жизни Флобера, эстетическую концепцию которого он не принимал. В романе «В семье не без урода» (1971 г.) автор пытается соединить марксизм с чертами фрейдизма и экзистенциализма, как говорил сам писатель. 120 Издательство «Грамота» www.gramota.net

Он боролся против войн во Вьетнаме и Алжире, не принял Нобелевскую премию, которую воспринимал как соглашение с существующей системой. В мае 1968 г. он выступил как журналист и поддержал студентов, писал статьи для разных левацких газет, призывал немедленно совершить революцию. До конца своих дней он оставался бунтарем, непримиримым противником серости и конформизма.

 

 

В ЛИТЕРАТУРЕ

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.

Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности В работе «Время и бытие» (1927) Хайдеггер ставит «вопрос о бытии» как подлинной форме существования человека. В знаменитом «Письме о гуманизме» (1947) Хайдеггер развивает идеи о языке как «доме бытия». Наследие Хайдеггера включает свыше 100 тыс. рукописных страниц архивов, которые должны быть изданы в 100 томах. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке. Как самостоятельное философское направление экзистенциализм возник в начале XX века в России, после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Его идейные истоки обнаруживаются в учении Кьеркегора, «философии жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуациях» (борьба, страдание, смерть). Постигая сущность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая заключается в выборе самого себя и сознательном принятии ответственности за все происходящее в мире.

Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается рамками одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной: реалистический роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципиально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.

https://www.countries.ru/library/twenty/existence.htm

 


Экзистенциализм необычайно широко распространился благо­даря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. «Хотите философствовать - пишите романы»,- рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, посколь­ку предметом философствования делал индивидуальное и конк­ретное, личность и ее выбор, французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения.

Именно писатель стал высшим авторитетом для французских экзистенциалистов. Достоевский писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это предположение некоторых из его героев, людей «подпольных» («Записки из подполья») - исходный пункт экзистенциализма.

Андре Жид

Заметную роль в ознакомлении французов с Достоевским сыграл Андре Жид (1869-1951). Предвоенные работы Жида о Достоевском были собраны в книге «Достоевский» (1923). Жид неоднократно повторял, что «с хорошими чувствами делают дурную литературу», а поскольку он не сомневался в том, что Достоевский - писатель хороший, даже очень хороший, то особенно настаивал на его «дурных чувствах», на его эпилепсии, на «дурных чувствах» его героев, на «безднах» их душ. Такими предстают и герои произведений самого Андре Жида. В повести «Имморалист» (1902) молодой человек, пережив тяжелую болезнь и духовный кризис, решил стать собой, сбросить с себя оболочку знаний, образованности, моральных норм, всевозможных «правил». «Что скрывается под этими покровами?» - спрашивает этот герой Жида. «Что может человек? На что он может решиться?» - спрашивает Жид вслед за Достоевским, за его Раскольниковым. «Имморалист» искушает судьбу поступками двусмысленными и аморальными. Бога явно не стало в мире «имморалистов», нет никаких основополагающих нравственных ценностей - лишь абсолютная ценность данного «я», его расковавшегося «нутра», его права на самоутверждение в любом поступке. Молодой герой «Подземелий Ватикана» (1914), некто Лафкадио, незаконный сын француза и румынки, в своем стремлении уподобиться Раскольникову идет еще дальше, нежели «имморалист» Мишель,- вплоть до убийства, до «немотивированного преступления». Детективный сюжет - рассказ о деятельности банды, обирающей верующих с помощью сенсационной новости о необходимости спасения якобы похищенного римского папы,- дает возможность посеять сомнение в достоверности любой истины, не только в достоверности папы, но и самого Бога. А коль скоро все сомнительно и недостоверно - все дозволено, нет никаких препон для самовыражения. Этот роковой вывод озаряет одновременно двух героев - респектабельного романиста и отнюдь не респектабельного Лафкадио. Романист размышляет о перевороте в искусстве, который можно совершить, обратившись к «немотивированному действию», размышляет о новом типе героя, способного совершить убийство без цели и смысла,- Лафкадио таким героем и предстает. Он убивает ни в чем не виноватого, чудаковатого обывателя, определяя свой поступок такими же, как и романист, словами («немотивированное преступление») и думая при этом только о том, существуют ли границы его решимости. Совершив убийство, Лафкадио сожалеет лишь об одном: о потерянной во время этой акции очень удобной шляпе. Творческие планы романиста и спонтанные поступки героя обозначают одно и то же: обретение свободы, абсолютной свободы, равнозначной вседозволенности. Ничем извне не регулируемое поведение свободного индивидуума, свободный выбор незапланированных поступков, не зависящих от какого-либо объективного смысла,- это и есть реальность, это и есть существование. Видно, что развитие афоризма «если Бога нет, то все дозволено» действительно перерастает в то, что получит название «экзистенциализм». Абстрактное понятие экзистенции, разработанное в сочинениях немецких философов того же времени, во французской литературе выступало в роли литературного персонажа, было конкретизировано и одновременно снижено бытовыми, житейскими ситуациями. В творчестве Андре Жида это снижение осуществлялось тотальным сомнением, которое обволакивает все и вся. Соти - предпочитаемый им жанр средневековой дурашливой комедии, которым он обозначал свои произведения, выводил в дураки всех без исключения, в том числе и романиста с его претензиями, и Лафкадио, который в конце «Подземелий Ватикана» явно оказывается в дураках. В отличие от Анатоля Франса, сомнение и ирония у Андре Жида - сила разрушительная, нездоровая, декадентская. Абсолютизация сомнений знаменовала абсолютизацию той самой вседозволенности, на почве которой и произрастали «немотивированные преступления». Нет ничего неожиданного в том, что Мартен дю Гар творчество своего друга Жида столь категорично не принял, не приняв «школу Пруста», почувствовав общее меж ними в культе индивидуализма, в пафосе вседозволенности. Мартен дю Гар не одобрил замысел романа Жида «Фальшивомонетчики» (1925), хотя он был посвящен Мартену дю Гару в знак «глубокой дружбы», а экспозиция романа кажется переписанной из «Семьи Тибо»: молодой человек по имени Бернар, как и Жак Тибо, покидает семейный очаг, прибегая к помощи своего друга Оливье. Однако в «Фальшивомонетчиках» и в помине нет социальной остроты конфликтов «Семьи Тибо». К отцу Бернар особых претензий не имеет, все дело в том, что он случайно обнаружил, что не является сыном данного отца, что мать его некогда согрешила. В конце романа Бернар к отцу возвращается. Покинув семью, Бернар обрел главное - свободу. Она нужна ему не для борьбы за социальную справедливость, как Жаку (роман Жида вне политики, вне Истории, даже нет указаний на время действия); свою новую жизнь он начинает с того, что крадет чемодан Эдуарда, дяди Оливье. Поступок этот, естественно, не осуждается и не оценивается; Бернар «очарователен», выше всего, как оказывается, ценит честность. Бернар совершил главное - сам выбрал себя, свою жизнь (образец для него - Артюр Рембо), а содержание выбора, его направленность не имеют никакого значения, это мир расковавшихся индивидуумов, смахивающих на фальшивомонетчиков. В романе действуют и настоящие жулики, имеются продавцы фальшивых монет, что как будто не очень хорошо, но и не так уж плохо. В «Фальшивомонетчиках» все - своего рода «дураки» (Жид, правда, называл эту книгу не «соти», а первым своим романом), однако коль скоро все относительно и все возможно, то все «имморальное» - нормально. И на всем лежит налет изысканного гомосексуализма как нормы любви. Эдуард в кругу персонажей романа имеет особое значение, так как он писатель, в текст от автора вкраплен текст от Эдуарда, вследствие чего одни и те же события предстают в разном освещении. Тем более что и сам Эдуард «ускользает от самого себя», изменчив и непостоянен настолько, что не знает, в чем его суть, в чем состоит его реальность, он подобен многоликому Протею. Он затевает роман под названием «Фальшивомонетчики», и сам по себе этот факт бросает тень всеразъедающего сомнения даже на роман, под таким названием написанный Андре Жидом,- он как будто бы написан, он даже издан, но в нем еще только возникает роман - «Фальшивомонетчики». Роман «настоящий», совершенно «новый», противопоставленный реалистическому роману: намереваясь сделать темой произведения борьбу реального мира и субъективного о нем представления, Эдуард предполагает очис


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: