Биологический и календарный возраст. Акселерация.




Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.

Рост – количественный процесс т.е. увеличение длины, объема и массы тела детей связанное с увеличением числа клеток.

Ребенок растет непрерывно но неравномерно. У женщин рост заканчивается в 20-22 года у мужчин 23-25.

Развитие – это качественные изменения, которые заключаются в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнения взаимоотношений между органами и системами органов.

В основе роста и развития лежит обмен веществ и энергии.

Чем младше ребенок тем более интенсивнее протекают рост и развитие.

Процессы роста и развития протекают на основе некоторых закономерностей.

1 закономерность – неравномерность и непрерывность роста и развития:

Периоды ускорения роста – периоды вытягивания: - до года 20-25 см

- с 5 до 7 на 10-12 см/год

- с 11 до 15 на 7-8 см/год

Периоды некоторого замедления роста называют периодами округления: - с 1 до 3 лет

- с 7 до 10 лет

2 закономерность – неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)

3 закономерность – обусловленность процессов роста и развития пола. Влияние гормонов на обмен веществ, на мышечную ткань, на мышлений, на психофизилогические особенности, на тип дыхания.

4 закономерность – обусловленность процесса роста и развития факторами наследственности и среды.

 

«Гетерохрония является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного, — писал П. К- Анохин, — гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».

 

 

 

 

2 вопрос

Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.

Онтогенез – период индивидуального развития организма с момента зачатия и до смерти: прематальный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный) от рождения до момента смерти.

Возрастной период – это отрезок времени который характеризуется специфическими особенностями организма: морфологические, функциональные и психологические.

Возрастная периодизация: 1 период новорожденности 10 дней

2 период грудной до 1 года

3 период ранее детство до 3 лет

4 период первое детство до 7 лет

5 период второе детство: девочки до 11 лет, мальчики до 12

6 период подростковый: девочки до 15 лет, мальчики до 16

7 период юношеский: девушки до 20, юноши до 21

8 период зрелый: 1 период до 35 лет, 2 период: ж. до 55, м. до 60

9 пожилой возраст: м. до 75, ж. до 75

10 старческий возраст до 90 лет

11 долгожители 90 лет и выше.

 

 

3 вопрос

Ритические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков.

Сенситивный период – это период повышенной пластичности во время которого структура и функция в наибольшей степени способны изменчивости под влиянием внешних условий.

В психологическом развитии ребенка выделяют 4 сенситивных периода: - в 1 год

- в 3 года

- в 7 лет

- в 14 лет

Под критическими периодами понимают – периоды времени которые отличаются качественными изменениями одновременно происходящих в разных физиологических системах: - с 2 до 4 лет связан с повышенной двигательной активностью. Развивается речь, мышление, возрастает воспитательный контроль к ребенку, что приводит к напряженной работе нервной системы.

- с 6 до 8 лет связан с началом школьного обучения. Меняется образ жизни, снижается двигательная активность, растут статические нагрузки.

- с 12 до 14 лет связан с перестройкой гормональной системы. Усиливается влияние подкорковых структур. Повышаются социальные требования, возрастает самооценка. Все это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма.

 

4 вопрос

Биологический и календарный возраст. Акселерация.

Биологический возраст, или Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Акселера́ция (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физического развитие и формирования физиологических систем организма.

Термин «акcелерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Кохом (E. Koch). В литературе так же встречается термин Secular trend (секулярный или вековой тренд), по сравнению с термином акцелерация, понятие более широкое, охватывающее весь комплекс морфо-функциональных изменений современного человека.

Как явление акцелерация начала наблюдаться в середине позапрошлого века и охватила все европейские и неевропейские страны. Так, за сто лет, с 1880-го по 1980 год, то есть за пять поколений, мужчины — голландцы «выросли» примерно на 15 см, шведы — на 10, французы — на 8, а вот португальцы — всего на 3,7 см. Речь идет о мужчинах, потому что в европейских странах веками копилась статистика по новобранцам, поступающим в армию, а женщин начали измерять позднее. Швейцарские исследователи, изучавшие секулярный тренд на Сейшельских островах в Тихом океане, отмечают, что там акселерация еще вовсю идет. С 1998–1999-го по 2005–2006 годы они ежегодно замеряли рост 15-летних подростков: рост мальчиков в среднем увеличивался на 1,14 см в год, девочек — на 1,82 см.

В обоснование акцелерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch. Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конcтитуциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных

 

 

6 вопрос

Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона.

Нервная система координирует деятельность всех органов и сис-тем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изме-нениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведе-ние. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процес-сов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы.

Функционально нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система иннервирует скелет-ную мускулатуру, обеспечивая связь организма с окружающей средой и быструю реакцию на ее изменение. Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, сосудов, кожи, сердце и железы; обеспечивает процессы питания, дыхания, выделе-ния, циркуляцию жидкостей и адаптирует работу органов к потребно-стям организма и условиям внешней среды.

Анатомически нервная система имеет центральный и перифери-ческий отделы. Центральный отдел представлен спинным и голов-ным мозгом. Периферический состоит из парных спинномозговых и черепномозговых нервов, нервных окончаний и ганглиев (нервных узлов), образованных телами нейронов.

Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Число клеток нейроглии примерно в 10 раз превышает число нейронов.

Нейроглия имеет вспомогательное значение и подразделяется на макроглию и микроглию. Клетки макроглии выполняют опорно-тро-фическую функцию: служат опорой для нервных клеток; входят в со-став оболочек нейронов; участвуют в обмене веществ и синаптической передаче. Микроглия представлена мелкими клетками, способными к амебоидному движению, она выполняет защитные функции в нерв-ной системе, осуществляя фагоцитоз.

Нейрон представляет собой одноядерную клетку (диаметр ядра со-ставляет 18 мкм) размером от 4—5 до 140 мкм, длина отростков может достигать 1—1,5 м. Основной особенностью строения нейронов явля-ется наличие большого количества нейрофибрилл, которые форми-руют в клетке густую сеть, а также пронизывают отростки. Основной функцией нейрона является получение, переработка, проведение и передача информации, которая закодирована в виде электрических или химических сигналов. В связи с необходимостью проведения ин-формации каждый нейрон имеет отростки (рис. 8). Один или не-сколько отростков, по которым нервный импульс поступает к телу нейрона, называется дендритом. Единственный отросток, по которо-му нервный импульс направляется от клетки, называется аксоном. Нервная клетка пропускает импульс только в одном направлении, от дендрита к телу клетки и далее к аксону. В зависимости от количества отростков различают: униполярные (одноотростчатые), биполярные (двухотростчатые) и мультиполярные (многоотростчатые) нервные клетки.

В клетке нейрона и во внеклеточной жидкости концентрации по-ложительно заряженных ионов — катионов (натрий, калий, кальций, магний) и отрицательно заряженных ионов — анионов (хлор, фосфа-ты, карбонаты) различны. Во внеклеточной жидкости положитель-ные и отрицательные ионы находятся в равных соотношениях. Внутри клетки преобладают отрицательные ионы. Калий — внутриклеточный катион, его концентрация в нервных и мышечных клетках в 20-100 раз выше, чем вне клетки. Натрий — внеклеточный ион, концентрация его в клетке в 5-15 раз ниже внеклеточной. Внутриклеточная концен-трация хлора в 20-100 раз ниже внеклеточной. Плазматическая мем-брана нейрона обладает избирательной проницаемостью для различ-ных ионов. Калий легко диффундирует через мембрану и в связи с его высоким содержанием в клетке выходит из нее, вынося положитель-ный заряд и заряжая внешнюю сторону мембраны положительно. Внутренняя сторона мембраны нейрона становится отрицательно заряженной и вследствие этого возникает разность потенциалов (80 мВ), получившая название мембранного потенциала, или потен-циала покоя.

При активации нервной или мышечной клетки в ней возникает потенциал действия — быстрый сдвиг мембранного потенциала в по-ложительную сторону. При раздражении в определенном участке из-меняется проницаемость мембраны для натрия и он устремляется в клетку. В результате внутренняя сторона мембраны заряжается по-ложительно, а внешняя отрицательно. На этом участке возникает де-поляризация и потенциал действия, или нервный импульс. Движение ионов, возникающее вблизи деполяризованного участка, приводит к деполяризации следующего участка мембраны, поэтому нервный импульс распространяется по нейрону.

Нервные импульсы передаются от одного нейрона к другому по-средством межклеточных контактов — синапсов, образованных отро-стками нейронов. Передача возбуждения осуществляется с помощью биологически активных веществ. Такие синапсы называются химическими, а вещества, передающие возбуждение, нейромедиаторами. Роль медиаторов выполняют норадреналин, ацетилхолин, серотонин и др. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, которой ограничено пресинаптическое окончание, постсинаптической мембраны и синап-тической щели. В пресинаптическом окончании находится множест-во митохондрий и пресинаптических пузырьков (везикул), содержа-щих медиатор. Нервный импульс, поступающий в пресинаптическое окончание, вызывает освобождение в синаптическую щель медиатора, который в свою очередь действует на постсинаптическую мембрану, вызывая образование нервного импульса в постсинаптической части.

В нервной системе существует два вида синапсов: возбуждающие и тормозящие. В возбуждающих синапсах одна клетка вызывает акти-вацию другой. При этом возбуждающий медиатор вызывает деполя-ризацию — поток ионов натрия устремляется в клетку. В тормозящих синапсах одна клетка тормозит активацию другой — тормозящий ме-диатор вызывает поток отрицательных ионов в клетки и деполяриза-ции не происходит.

Все аксоны и дендриты нейронов на расстоянии от тела клетки по-крыты оболочками и называются нервными волокнами. В центре нерв-ного волокна лежит осевой цилиндр. Различают безмякотные и мякот-ные нервные волокна. Безмякотные (безмиелиновые) нервные во-локна тонкие, а осевой цилиндр покрыт одним слоем глиальных клеток. Мякотные (миелиновые) нервные волокна имеют осевой цилиндр, покрытый кроме глиальных клеток еще и миелиновой оболочкой. Эта оболочка выполняет роль электрического изолятора, обусловли-вая быстрое проведение нервного импульса. Миелиновый слой пред-ставляет собой многократно спирально закрученную вокруг своего цилиндра шванновскую клетку. Скорость проведения импульса по безмиелиновому волокну менее 1 м/с, по миелиновому — 70-100 м/с.

Миелинизация нервных волокон у ребенка завершается к 9 годам. Число отростков нерва с возрастом не меняется, но скорость проведе-ния возбуждения повышается. Возбудимость нервных волокон у плода и новорожденного значительно ниже, чем у взрослого, но с 3-месяч-ного возраста она начинает повышаться. У детей также значительно ниже величина потенциала покоя. У новорожденных скорость прове-дения возбуждения по нервным волокнам не превышает 50 % скорости у взрослых. Скорость распространения возбуждения по нервным во-локнам у детей становится такой же, как у взрослых, только к 5-9 го-дам. Число потенциалов действия, которое способно воспроизвести волокно в 1 с, у новорожденных составляет 4—10, а у детей 5-9 лет приближается к норме взрослых (300—1000 импульсов).

В зависимости от функций различают чувствительные, вставоч-ные и двигательные нейроны. Афферентные (чувствительные, рецеп-торные) нейроны являются биполярными клетками, их тела лежат вне центральной нервной системы. Один отросток нервной клетки (денд-рит) следует на периферию и заканчивается рецептором, а второй (ак-сон) направляется в спинной или головной мозг. В зависимости от лока-лизации различают несколько типов рецепторов. Экстерорецепторы воспринимают раздражение внешней среды и расположены в коже, слизистых оболочках и органах чувств. Интерорецепторы получают раздражения при изменении химического состава внутренней среды и давления, расположены они в сосудах, тканях и органах. Проприо-рецепторы находятся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и пере-дают импульсы о растяжении и движении. Вставочные нейроны осуще-ствляют передачу нервного импульса с чувствительного центростре-мительного нейрона на двигательный центробежный и лежат в пределах центральной нервной системы. Эфферентные нейроны (двигательные, секреторные) находятся в центральной нервной системе, симпатиче-ских и парасимпатических узлах, аксоны их идут к рабочим органам (мышцам, железам). Различают два вида рабочих органов: анималь-ные (скелетные мышцы) и вегетативные (гладкие мышцы и железы).

Нервная, мышечная и железистая ткани относятся к возбудимым, которые в ответ на воздействие раздражителя переходят из состояния покоя в состояние возбуждения. Последнее, возникнув в одном уча-стке мышечного или нервного волокна, быстро передается на сосед-ние, а также на рабочий орган или железу. Таким образом, для этих тканей характерны раздражимость (способность клеток восприни-мать раздражение) и возбудимость (способность клеток отвечать на изменение внешней среды реакцией возбуждения), а для мышечной ткани также и сократимость (способность клеток отвечать сокраще-нием на раздражение).

 

7 вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: