Психологическая безопасность




Защищённость и поддержание определённого безопасного состояния личности от воздействия множества неблагоприятных факторов в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире является одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Психологическая безопасность как состояние сохранности психики предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, вуз), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья её участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учёбы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний.

Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию изучения в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.).

Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищённость и удовлетворение основных потребностей занимались И.А. Баева, В.И. Панов, В.А. Соснин и др.

Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды через изучение проблемы создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, внесли Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.

Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера, и др.

Для нормального развития и существования личности человека необходима безопасность как состояние окружающей среды, а также как внутреннее ощущение. Как утверждает А. Маслоу, потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие и достижение самореализации личности [12].

В современных исследованиях понятие безопасности является одним из наиболее часто употребляемых. Среди различных видов авторы, как правило, выделяют информационную, национальную, безопасность жизнедеятельности и труда. В том числе выделяют и психологическую безопасность человека, которую определяют в большинстве случаев как состояние защищённости сознания (Н.Л. Шлыкова, 2004 [17]).

Как отмечает Л.В. Лобанова, сегодня происходит стремительное развитие нового интенсивно развивающегося направления – психология безопасности, в рамках которого выполняются как теоретические, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах. Начало развития данного направления связывают с последними десятилетиями XX столетия. Это происходит в связи с тем, что начинают появляться наиболее системные исследования психологических проблем безопасности человека. А представлены они, в основном, в публикациях российских авторских коллективов – С.К. Рощина и В.А. Соснина, которые рассматривают психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности; Г.В. Грачева и И.К. Мельникова, которые рассматривают информационный аспект психологической безопасности; исследования М.А. Котика о проблемах психологической безопасности военнослужащих, а также исследования И.А. Баевой об обеспечении психологической безопасности в образовательном учреждении [11].

Понятие психологической безопасности многозначно. Так, Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [7].

В отношении потенциала безопасности личности Т.М. Краснянская считает, что такой способностью является способность контролировать свои внутренние параметры и параметры внешнего мира в русле реализации некоторого значимого целевого комплекса. По мнению Т.М. Краснянской, безопасность целесообразно рассматривать в качестве психического состояния подконтрольности субъекту комплекса экзогенных и эндогенных параметров, обеспечивающего динамическое равновесие его взаимодействия со средой на соматическом, энергетическом и информационном уровнях. В соответствии с результатами исследования, проведённого Т.М. Краснянской, ведущей причиной того, что человек оказывается в ситуации опасности, является его неспособность выстроить адекватную картину мира в связи со спецификой процессов восприятия, внимания, эмоционально-волевых процессов, несогласованности мотивов [9].

Психологическая безопасность является необходимым условием существования и развития человека и общества, которое реализуется через определённые формы социальных взаимодействий – совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними. В структуре психологической безопасности И.А. Баева выделяет два аспекта: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности [15].

Потребность в безопасности личности преобладает в ситуациях напряжённых, заставляя человека мобилизовать все силы на борьбу со стрессогенной ситуацией, а вовсе не на обучение и развитие. По мнению И.А. Баевой и Г.В. Грачева психологическая безопасность создаёт условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья, обеспечивает отсутствие необходимости защищаться [3].

В.Д. Анасов подчёркивает, что для обеспечения психологической безопасности личности необходимы три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности. Первые два считаются основными. Человеческий фактор – это различные реакции человека на опасные ситуации. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. Фактор защищённости – это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты) [1].

Психологическая безопасность личности, которая проявляется также и в адаптивности субъекта, в его готовности к принятию решений, является значимой и в трудовой деятельности человека, и, будучи результатом психической активности субъекта, влияет на формирование его личностных качеств. Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения [17].

При информированности об источнике опасности, способность к сохранению оптимального уровня психологической безопасности личности повышается, происходит адаптация к источнику опасности, вырабатываются формы ответного воздействия. При неопределённости, отсутствии информации, энергетические и психологические затраты организма непомерно велики и соответственно время на восстановление личности увеличивается, адаптация понижается [2].

Психологическая безопасность личности проявляется в её способности сохранять устойчивость в среде с определёнными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Она выражается в переживании своей защищённости/незащищённости в конкретной жизненной ситуации. Имеются различные научные исследования, в том числе данные в сфере изучения личностных ресурсов пожилых людей, способные защитить их от проявления насилия в ближайшем социальном окружении [6]; изучены личностные ресурсы подростков, проживающих на территориях с особыми условиями [13]; личностные ресурсы подростков с разным уровнем защищённости от психологического насилия в образовательной среде [10]; личностные ресурсы взрослых, переживших насилие в детстве [8].

При изучении проблемы психологической защищённости в различных её аспектах ключевым моментом является успешность преодоления, что позволяет рассматривать психологическую защищённость как результат успешного преодоления неблагоприятных воздействий на человека, возникающий в процессе взаимодействия личностных свойств человека и неблагоприятных факторов социальной среды. Концепции, отражающие идею защищённости, можно разделить на две основные группы [15]:

  • концепции, преимущественно акцентирующие внимание на процессуальной стороне защищённости и более тесно связанные с её ситуационной составляющей;
  • концепции, основной задачей которых является поиск и изучение способности человека к успешному преодолению трудностей как устойчивой характеристики личности.

Психологическая защищённость является результатом прежде всего сознательных когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий человека по преодолению неблагоприятных факторов и эмоциональной регуляции. Процесс совладания включает в себя субъективную оценку состояния неблагоприятных факторов среды и оценку возможных путей их преодоления. Защищённость может быть понята как оценка индивидом среды как безопасной на основе имеющихся в его распоряжении ресурсов. В концепции психологической безопасности (И.А. Баева) подчёркивается тесная связь защищённости с характеристиками среды, а психологическая защищённость является в этом случае отражением психологической безопасности и проявляется в виде переживания личностью своей защищённости в конкретной жизненной ситуации [3].

Говоря о неблагоприятных условиях, с которыми сталкивается личность и на фоне которых развивается состояние незащищённости, можно прежде всего выделить психологическое насилие в межличностных взаимодействиях. Отечественные авторы чаще всего понимают защищённость как состояние, в котором человек защищён от неблагоприятных воздействий извне и способен реализовать свои цели и потребности на фоне трудной ситуации. Это состояние также можно рассматривать как результат взаимодействия неблагоприятных внешних факторов и определённых личностных свойств человека, который проявляется в субъективной оценке и переживании успешности [5].

В основном, психологическая защищённость рассматривается как результат успешного преодоления человеком трудной ситуации, и выделяются его основные признаки. Прежде всего, это переживание личностью своей защищённости от психологического насилия, которое является отражением общей оценки индивидом трудной ситуации. Следует особо выделять оценку защищённости от психологического насилия как признак безопасности личности в контексте образовательной среды. Далее – переживание индивидом удовлетворенности характером отношений со средой как отражение возможности удовлетворения индивидом наиболее важных для него потребностей, вне зависимости от характера сложившейся ситуации. Важно также, чтобы переживание защищенности от насилия и удовлетворённости отношениями со средой опиралось на реалистичную оценку собственных возможностей, в противном случае можно говорить о «псевдозащищённости», не подкреплённой реальными ресурсами. В связи с этим еще одним признаком психологической защищённости является оценка индивидом собственных способностей по преодолению трудностей [15].

Под личностными ресурсами психологической защищённости понимаются относительно стабильные характеристики личности, способствующие успешному преодолению трудной ситуации и связанные с психологической защищённостью. Конкретизация понятия «ресурсы» посредством выделения среди них защитных и развивающих факторов представляется важной при изучении защищённости в возрастном аспекте и при изучении развития в условиях, различных по уровню трудности, однако при этом необходимо учитывать как возрастную, так и ситуативную вариативность использования ресурсов [3].

В юношеском возрасте неблагоприятные воздействия среды проявляются прежде всего в виде трудных ситуаций в сфере межличностного общения [14; 16], куда входят конфликты с родителями, друзьями и преподавателями, одиночество, непонимание со стороны окружающих, а также различные виды психологического насилия: игнорирование, унижение, угрозы, принуждение и недоброжелательное отношение.

Студенты вузов, помимо этого, подвержены воздействию неблагоприятных факторов, связанных с процессом обучения, таких как отдалённость места жительства от места учёбы, сложности с трудоустройством после учёбы, проблемы несовместимости с другими студентами, адаптационные трудности, авторитарность позиции преподавателя, большой объём информации и дефицит времени. Большинство этих трудностей носит характер повседневных неприятностей, с которыми связывают наиболее выраженный негативный эффект на здоровье и психическое развитие [5]. Мы полагаем, что эти ситуации активизируют наличествующие личностные ресурсы психологической защищённости студентов, а их эффективное использование способствует психологической безопасности личности.

Психологический анализ студенческой среды, для которой характерны и наиболее значимы трудные ситуации в сфере межличностного общения с взрослыми и сверстниками, затрудняющие достижение возрастных задач развития, показал, что такими ресурсами являются следующие характеристики:

  • жизнестойкость как интегративное личностное свойство личности и признанный коррелят успешного преодоления трудных ситуаций;
  • когнитивный блок – самооценка и локус контроля, показавшие свою роль ресурса преодоления трудных жизненных ситуаций во многих исследованиях, а также осмысленность жизни в целом и жизненных целей в частности, что может быть рассмотрено как механизм самоопределения – одной из важнейших задач возрастного развития в юности;
  • эмоциональный блок – компоненты доминирующего состояния, важные в юношеском возрасте как в учебной деятельности, так и в ситуациях межличностного общения;
  • поведенческий блок – копинг-стратегии как один из важных элементов преодоления, проявляющийся в реальном поведении индивида и, в особенности, в стратегии планирования решения проблем как признанной основе эффективного совладания.

Таким образом, обеспечение психологической безопасности личности в социальной среде тесно связано с защищённостью, ресурсы которой определяются контекстом ситуации, переживаемой человеком. В отношении студенческого возраста значимыми ресурсами, способствующими сопротивляемости негативным воздействиям, являются условия и возможности образовательной среды вуза.

Понятия:

Психологическая безопасность

- переживание личностью психол. комфорта, выражающееся в осознании собственного статуса, чувствасобственного достоинства и их неприкосновенности, а также в эмоциональном принятии себя. В аспектевзаимодействия личности со СМИ психол. безопасность означает невмешательство СМИ в личностноепространство человека. Лит.: Пронина Е. Е. Матрица психологической безопасности рекламного воздействия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламныекоммуникации. М., 2002; Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А. Е. Войскунский. М., 2009. Е. В. Лаврова

 

Психологическая безопасность

защищенность личности, общества и государства от негативного психологического воздействия.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

- состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведетсебя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеятьсянад ним.

 

В настоящее время в научных кругах все большее место занимают исследования посвященные проблеме психологической безопасности. При этом, данный феномен может рассматриваться с точки зрения безопасности среды и в личностном аспекте. В большинстве современных работ рассматриваются различные личностные характеристики, связанные с безопасностью человека в той или иной ситуации. При этом достаточно сложно выделить конкретный набор свойств и качеств личности, безусловно обеспечивающих защищенность человека в социуме. Однако можно говорить об индивидуальных особенностях, в большей или меньшей степени гарантирующих адекватное восприятие человеком изменяющихся внешних условий.

Баева И.А. отмечает, что в современных исследованиях, посвященных проблемам безопасности, данное понятие имеет различную трактовку. «В одних безопасность — это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению. В других — это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования».

В работах разных лет изучались проблемы создания условий, при которых окружающая среда будет психологически наиболее безопасной. Значительный вклад в осмысление психологии среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.

Вопросами моделирования психологически безопасной образовательной среды, создания условий, в которых личность чувствует защищенность, способна удовлетворять основные потребности и свободно функционировать, занимались такие ученые как И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Я.А. Коменский, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др.

Вместе с тем, психологизация среды, повышение педагогической и психологической компетентности педагогов и родителей не приведут к однозначно положительным результатам в развитии психологически нетравмированной личности ребенка без учета его индивидуальных особенностей, личностных свойств и качеств, а также склонностей к проявлению психологической устойчивости и сопротивляемости. Все это определяет необходимость рассмотрения психологической безопасности личности ребенка в процессе образования.

Существует несколько трактовок понятия «Психологическая безопасность личности». Нередко психологическая безопасность личности рассматривается как отдельная научная отрасль, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. При такой трактовке данного процесса центральным феноменом становится «внешняя угроза»/«опасная ситуация».

Исследования, проводимые в данном направлении, концентрируют свое внимание на изучении внешних факторов, провоцирующих психологическую незащищенность и травмированность личности ребенка. В таком случае мы можем говорить о том, что мишенью психолого -педагогического воздействия в данном подходе будут так называемые «факторы риска», несущие психологическую опасность физическому и психическому здоровью ребенка. Здесь педагоги, психологи и родители должны сконцентрироваться на выявлении, осмыслении и снижении воздействия подобных факторов. На наш взгляд, это практически нереально сделать. Одна только попытка классифицировать все возможные микро- и макро-факторы, угрожающие психологической безопасности личности, никогда не будет признана учеными полностью удовлетворительной. С другой стороны, подобная окончательная классификация угрозо-факторов не возможна и по причинам индивидуальности и не константности личности. Иными словами, одна и та же ситуация может восприниматься неоднозначно не только разными людьми, но и даже одной и той же личностью оцениваться как безопасная-нейтральная-опасная в различные периоды.

В связи с этим возникает необходимость более детального рассмотрения индивидуальных психологических особенностей личности ребенка, способствующих ощущению и проявлению психологической безопасности личности независимо от воздействующих на нее факторов.

В подобном подходе психологическая безопасность личности проявляется как «ее способность сохранять устойчивость в среде с определенными паттернами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации».

В науке существует несколько основных подходов к формированию психологической безопасности личности.

Представители психоаналитического подхода предлагают формировать психологическую безопасность личности посредством работы с психологическими защитами (А.Фрейд); через преодоление комплекса неполноценности (А.Адлер); путем корректировки или совершенствования уже устоявшихся моделей безопасного поведения (Э.Эриксон).

Бихевиоральный подход, (от англ. behavior — поведение), предполагает учет субъективного характера переживания ребенком состояния опасности-безопасности (М.К.Джонс). В данном подходе предлагается формировать поведение, способствующее психологической безопасности, через прохождение ряда психотренингов (Д.Утсон); посредством системы социального научения (А.Бандура); позитивного подкрепления конструктивного поведения (Б. Скиннер).

Вклад в теорию формирования психологической безопасности внесли представители гешталътпсихологии. Для развития теории психологической безопасности особую важность имела концепция жизненного пространства К.Левина, являющаяся в свою очередь частью «теории поля». По мнению Т.В. Эксакусто с точки зрения психологии безопасности, попытку изучения поля возможных событий и поля сил, предпринятую К. Левиным, можно воспринимать как попытку определить уровень безопасности/небезопасности определенных систем.

Особое место среди подходов к формированию психологической безопасности личности занимает экзистенциально-гуманистическое направление (С.Мадди, К.Роджерс, В.Франкл др.), В рамках данного направления, можем говорить о возможности современной психологии понимать психологическую безопасность личности как стремление человека к удовлетворению базовой потребности в безопасности через социальную самореализацию. Когда человек рассматривается, как способный творить свою судьбу, получать активный жизненный опыт, отвечать на опасности осознанной системой поведения, а, тем самым, противостоять им.

Анализ большого количества научных работ позволил нам выделить компоненты, или показатели психологической безопасности личности:

1.Устойчивость личности в среде, в том числе и в психотравмирующий период.

Безопасность понимается как проявление различных материальных и социальных систем сохранять устойчивость при различных отрицательных явлениях (Н.Н.Рыбалкин).

- Умение контролировать себя, управлять своим поведением (Ю.С.Мануйлов)

— Умение управлять своими эмоциями (Ю.С.Мануйлов)

— Уверенность в своих силах, самооценка (Л.И.Божович)

— Направленность личности (Л.И.Божович), направленность на достижение коллективных целей (В.Э.Чудновский)

— Умение устанавливать межличностные отношения (А.Н. Леонтьев)

2. Сопротивляемость (жизнестойкость) внешним и внутренним воздействиям.

Безопасность понимается как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий за счет внутренних ресурсов сопротивляемости (И.А. Баева).

— Удовлетворенность собой, самоуверенность (Л.А. Регуш, Е.В.

Рузу)

Экспрессивность, жизнерадостность (Л.А. Регуш, Е.В. Рузу)

— Эмоциональность, склонность к эмпатии (Л.А. Регуш, Е.В. Рузу)

— Чувство контроля (С.Мадди)

— Вовлеченность (С.Мадди), проявляющаяся в наличии жизненных целей (С.Ионеску)

— Вызов (С.Мадди), наличие представлений о том, как вести себя в той или иной ситуации (С.Ионеску)

— Коммуникативные навыки, общительность (N.Garmezy)

— Наличие позитивного опыта решения проблем (A.S.Masten, K.M.Best, N.Garmezy)

3. Переживание защищенности/незащищенности личности. Безопасность проявляется как переживание индивидом позитивных/негативных психических состояний, отсутствие/наличие беспокойства, тревожности

— Психические состояния (А. О. Прохоров)

— Эмоциональное беспокойство, тревожность (В.Л.Марищук)

4. Эффективность деятельности

Психологическая безопасность рассматривается через показатель эффективности деятельности, в которую личность включена (И.А.Баева)

Представленные компоненты психологической безопасности личности требует отельного научного изучения в направлении выявления их возрастной динамики, взаимосвязи и индивидуальных особенностей проявления. Вместе с тем, уже сейчас встречаются работы, прямо указывающие на необходимость как можно более раннего формирования у ребенка таких особенностей личности и форм поведения, которые позволят ему сохранить свое «Я», социализироваться, приспособиться, а в некоторых случаях и защититься от негативного внешнего воздействия.

Таким образом, перед современными родителями, педагогами и учеными встает вопрос об оптимальных способах формирования (развития, сохранения) психологической безопасности личности ребенка. При этом, проведенный анализ подходов и направлений в психологической теории и практике позволяет говорить о существенных отличиях в базовых посылках, а, следовательно, и в механизмах и средствах формирования психологической безопасности личности.

 

Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые такие как: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и другие.

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

  1. состояние сохранности психики человека;
  2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
  3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
  4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
  5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям - являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.

Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

  1. доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
  2. дисциплина.

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

 

 

Защитные механизмы – понятие в психоанализе, которое обозначает способы защиты своего Я (Эго), они позволяют регулировать импульсы, исходящие от животной составляющей психики человека (Ид) и защищают от посягательств Сверх-Я также составляющей психику человека, от норм и правил, которые формуются обществом и давят на Эго. Защитные механизмы ограждают человека от травмирующих событий, явлений, переживаний, тревоги. Термин «защитные механизмы » ввел Зигмунд Фрейд, в 1894 году, в своей статье «Нейропсихозы защиты».

Вытеснение

Фрейд обозначал вытеснение как первичную защиту, оно является основой более сложных механизмов защиты. Вытеснение позволяет избавиться от тревоги, в ситуациях стресса, например. Это процесс, в котором человек как бы забывает чувства, причиняющие страдания, вытесняя их в бессознательную часть.

Проекция

Вслед за вытеснением является наиболее часто встречаемым механизмом. Это процесс приписывания своих не приемлемых чувств, эмоций, переживаний, мыслей и мотивов поведения другим людям. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за свои поступки и мысли, перекладывая вину на других, дабы опять защитить свое Я.

Рационализация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: