Средний дошкольный возраст (4–5 лет).




Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы курса дошкольной подготовки по введению в художественную литературу под редакцией Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева, Л. М. Денякиной, А. А. Вахрушеав, О. В. Чиндиловой в рамках комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», в соответствии с Законом об Образовании, типовым положением о ДОУ, Уставом МОУ «Раваттальская СОШ», лицензией на право образовательной деятельности и государственной аккредитацией.

Актуальность рабочей программы:

Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя организации совместной с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности человеческой личности.

Предлагаемая рабочая учебная программа дошкольной подготовки по введению в художественную литературу обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Литературное чтение» и возможности осуществления подготовки дошкольников для усвоения знаний в 1 классе школы по новым образовательным стандартам.

Теоретические основы программы «Школа 2100» - деятельностно-развивающий подход в обучении детей.

Рабочая учебная программа разработана на основе следующих принципов отбора содержания:

· Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

· Учет дидактических принципов;

· Принцип преемственности;

· Принцип соблюдения циклов;

· Принцип направленности на результат.

Помимо общедидактических принципов, рабочая учебная программа базируется на личностно-ориентированном, деятельностно-ориентированном и культурно-ориентированном принципах, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100».

Рабочая учебная программа предназначена для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет, с 5 до 6(7)лет, в группах общеразвивающей направленности.

Цель рабочей учебной программы – развитие познавательно-речевых умений у детей дошкольного возраста для применения их на практике.

Средний дошкольный возраст (4–5 лет).

Главная ценность данного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

Круг чтения.

Детям по-прежнему нравятся произведения малых (прикладных) фольклорных жанров, растет интерес к сказкам. Они с одинаковым удовольствием слушают стихи и прозу. Важно, чтобы ребенок с самого детства привык слушать и сюжетные, и лирические стихи. Последние приучают его к особому, вдумчивому, непрагматическому отношению к литературе, когда он не ждет от прочитанной книги только какого-то поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности повеселиться или пережить острые ощущения. Именно лирика дает ребенку возможность насладиться красотой слова и ритма, при этом не следует растолковывать малышу прочитанное, добиваться, чтобы он «все понял».

Предметное содержание

Малые жанры фольклора. Песенки, потешки.

Сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки.

Литературные сказки Ш. Перро, бр. Гримм, К. Чуковского, В. Гаршина, В. Катаева и др.

Стихи А. Фета, А. Плещеева, С. Дрожжина, А.К. Толстого, А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Ю. Владимирова, Д. Хармса, В. Катаева, М. Бородицкой, Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, Ю. Тувима, С. Михалкова, В. Орлова, И. Токмаковой, Р. Сефа, Э. Успенского, Е. Григорьевой и др.

Рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, М. Зощенко, В. Сутеева, Е. Чарушина, Е. Пермяка, В. Драгунского, А. Дмитриева, М. Пляцковского, Г. Остера, Ю. Коваля и др.

Художественно-речевая деятельность:

– неоднократное чтение воспитателем одного и того же произведения, рассказывание сказок;

– совместное рассматривание уже прочитанных книг, беседа о прочитанном;

– предшествующее чтению рассматривание новой книги, прогнозирование содержания будущего чтения: «О ком эта сказка? Кто такой? Кто к кому в гости пришел?» и т.п.;

– коллективное придумывание сказок;

– сочинение и изготовление новой книги;

– разыгрывание (инсценирование) прочитанного (роли не распределяются, а выбираются детьми);

– просмотр диа- и видеофильмов.

В результате работы дети могут:

• самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;

• инсценировать сказки, знакомые произведения;

• домысливать текст;

• воспроизводить сюжет, выделить и назвать главных героев;

• «настраиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения;

• высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения (выбор жанра, текста, героев);

• участвовать в совместном обсуждении;

• рассказывать по иллюстрациям;

• выражать восприятие текста во внешнем действии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: