Старший дошкольный возраст




Главная ценность данного возраста – стремление к самостоятельности суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать; готовность к чтению «с продолжением» произведений большого объема.

Круг чтения.

Читательские интересы старших дошкольников довольно разнообразны. Они с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе.

Предметное содержание

Малые жанры фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки.

Сказки фольклорные и литературные: бр. Гримм, А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков, К. Чуковский, В. Катаев, Д. Биссет и др.

Сказочные повести А. Милна, А. Толстого, Н.Носова, А. Линдгрен и др.

Стихи А. Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Д. Хармса, Саши Черного, Л. Каминского, С. Маршака, Я. Бжехвы, С. Михалкова, Ю. Тувима, Я. Акима, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Кушнира, В. Левина, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, Р. Мухи, Э. Мошковской, Г. Остера и др.

Пьесы Д. Самойлова, С. Козлова и др.

Рассказы Е. Пермяка, Л. Каминского, Д. Хармса, Н. Сладкова, В. Сутеева, В. Бианки, Э. Шима, В. Голявкина, Н. Носова, С. Баруздина, В. Берестова, Г. Цыферова, Ю. Коваля и др.

Художественно-речевая деятельность:

– совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми (в центре обсуждения – нравственные и иные проблемы, затронутые в произведении, выразительность текста, особенности его звучания и исполнения, необычность сюжета и пр.);

– декламация, чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе;

– «оживление» иллюстрации, проигрывание сцены;

– свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор;

– озвучивание, иллюстрирование, конструирование и пр.;

– ролевые, творческие, литературные игры.

В результате работы дети могут:

– слушать и слышать художественный текст;

– эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

– слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;

– выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;

– отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации («Кого видишь? Где облака? Что делает мама? Какой мальчик?» и пр.);

– запоминать отдельные слова, выражения из текста;

– выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

– узнавать и называть некоторые литературные жанры.

Данное содержание рабочей учебной программы реализуется в организованных формах обучения. Занятия проводятся во вторую половину дня. Из-за долгого отсутствия детского сада занятия проводятся два раз в неделю. Длительность занятий для детей 4-5 лет 20 минут, для детей 5-6(7) лет 25 минут.

Учебно-тематический план

Название учебного курса Объем учебной нагрузки по программе (кол-во занятий в год)
Средняя группа Подготовительная группа
Введение в художественную литературу    

 

Информационно-методическое обеспечение:

Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации); Авторский коллектив Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, Л. М. Денякина, А. А. Вахрушев, О. В. Чиндилова и др.- М.:Баласс, 2008.

 

Предметное содержание

Средняя группа (4-5 лет)

  Предметное содержание «Введение в художественную литературу»
Малые жанры фольклора Песенки, потешки.
Сказки Сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, бр. Гримм, К. Чуковского, В. Гаршина, В. Катаева и др.
Стихи А. Фета, А. Плещеева, С. Дрожжина, А.К. Толстого, А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Ю. Владимирова, Д. Хармса, В. Катаева, М. Бородицкой, Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, Ю. Тувима, С. Михалкова, В. Орлова, И. Токмаковой, Р. Сефа, Э. Успенского, Е. Григорьевой и др.
Рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, М. Зощенко, В.Сутеева, Е. Чарушина, Е.Пермяка, В.Драгунского, А.Дмитриева, М.Пляцковского, Г. Остера, Ю. Коваля и др.

 

Подготовительная группа (5-7 лет)

  Предметное содержание «Введение в художественную литературу»
Малые жанры фольклора Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки.
Сказки Сказки фольклорные и литературные: бр. Гримм, А. Пушкин, П. Ершов, С. Аксаков, К. Чуковский, В. Катаев, Д. Биссет и др. Сказочные повести А. Милна, А. Толстого, Н.Носова, А. Линдгрен и др. (для чтения вне занятий)  
Стихи Стихи А. Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Д. Хармса, Саши Черного, Л. Каминского, С. Маршака, Я. Бжехвы, С. Михалкова, Ю. Тувима, Я. Акима, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, А. Кушнира, В. Левина, Н. Матвеевой, Ю. Мориц, Р. Мухи, Э. Мошковской, Г. Остера и др.
Рассказы Е. Пермяка, Л. Каминского, Д. Хармса, Н. Сладкова, В. Сутеева, В. Бианки, Э. Шима, В. Голявкина, Н. Носова, С. Баруздина, В. Берестова, Г. Цыферова, Ю. Коваля и др.
Пьесы Пьесы Д. Самойлова, С. Козлова и др. (для театрализованной постановки)

 

 


Учебно-тематическое планирование

 

Средняя группа (4-5 лет)

 

Тематика занятий Кол-во занятий Задачи Информационно-методическое обеспечение Результат усвоения знаний, умений и навыков детьми.
Занятие № 1-2 Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».       1.Учить понимать и оценивать характер и поступки героев, учить понимать жанровые особенности сказки; 2.Развивать интерес к сказкам; 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение понимать и оценивать характер и поступки героев, умение понимать жанровые особенности сказки; 2.Интерес к сказкам; 3.Умение эмоционально-образно воспринимать содержание сказки.
Занятие № 3-4 «Весёлая осень» К. Д. Бальмонт     1.Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Развивать творческое воображение, выразительность речи; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи. Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. 1.Умение эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Умение проявлять творческое воображение, выразительно говорить; 3.Умение слушать лирические стихи.
Занятие № 5-6 Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди»       1.Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения; 2.Развивать творческое воображение; 3.Воспитывать умение коллективно пересказывать сказку. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения; 2.Умение проявлять творческое воображение; 3.Умение коллективно пересказывать сказку.
Занятие № 7-9 Заучивание стихотворения А. К. Толстого «Осень. Осыпается весь наш бедный сад»     1.Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Развивать образность речи; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи. Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. 1. Умение эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Умение пользоваться образной речью; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи.
Занятие № 10-11 С. КОЗЛОВ. «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЯЦ И МЕДВЕЖОНОК»   1.Учить рассказывать текст по опорным вопросам; 2.Развивать восприятие текста во внешнем действии; 3.Воспитывать умение заслушивать высказывания других детей. Стр. 19, 54-55 1.Умение рассказывать текст по опорным вопросам; 2.Умение воспринимать текст во внешнем действии; 3.Умение заслушивать высказывания других детей
  Занятие № 12-14 Стихи о мамах и детях   1.Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворения о маме; 2.Развивать восприятие поэтического текста; 3.Воспитывать интерес к праздникам. Стр.17, 52-53 1.Умение эмоционально рассказывать наизусть стихотворения о маме; 2.Умение воспринимать поэтический текст; 3.Воспитывать интерес к праздникам.
Занятие № 15-17 Стихи о бабушках и внуках     1.Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворения о бабушке; 2.Развивать восприятие поэтического текста; 3.Воспитывать интерес к праздникам. Стр. 18, 53-54 1.Умение эмоционально рассказывать наизусть стихотворения о бабушке; 2.Умение воспринимать поэтический текст; 3.Воспитывать интерес к праздникам.
Занятие № 18-19 Е. Пермяк «Самое страшное».   1.Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей рассказа: 2.Развивать волевые качества; 3.Формировать самооценку своих поступков Стр.57 1.Умение осмысливать и оценивать характеры персонажей рассказа: 2.умение проявлять волевые качества; 3.Умение оценивать свои поступки.
Занятие № 20-21 Я. Аким «Неумейка».   1.Совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении стихотворения; 2.Развивать умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию произведения; 3.Продолжать воспитывать привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Стр.61 1.Совершенствование исполнительских навыков детей при чтении стихотворения; 2.Умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию произведения; 3.Желание и умение играть, трудиться, заниматься сообща.
Занятие № 22-25 Ознакомление с малыми фольклорными формами     1.Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представление о жанре загадке, познакомить со скороговорками и их назначением, объяснить назначение и особенности колыбельной; 2.Развивать речь и память; 3.Воспитывать интерес к русскому фольклору. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; иметь представление о жанре загадке, умение понимать назначение скороговорок, колыбельных; 2.Умение запоминать загадки, скороговорки, колыбельные; 3.Интерес к русскому фольклору.  
Занятие № 26-27 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»         1.Дать представление детям о жанре рассказа, учить понимать его тему и содержание; 2.Развивать интерес к информации, которую несёт текст; 3.Воспитывать интерес к диким животным. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о жанре рассказа, умение понимать его тему и содержание; 2.Интерес к информации, которую несёт текст; 3.Интерес к диким животным.  
Занятие № 28-30 Чтение весёлых стихотворений Д. Хармс «Кошки», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»     1.Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; 2.Развивать умение подбирать рифму; 3.Воспитывать умение использовать средства интонационной выразительности. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; 2.Умение подбирать рифму; 3.Умение использовать средства интонационной выразительности  
Занятие № 31-32 Рассказывание русской народной сказки «Коза-дереза»   1.Учить понимать и оценивать характер и поступки героев, учить понимать жанровые особенности сказки; 2.Развивать интерес к сказкам; 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение понимать и оценивать характер и поступки героев, умение понимать жанровые особенности сказки; 2.Интерес к сказкам; 3.Умение эмоционально-образно воспринимать содержание сказки.  
Занятие № 33 Чтение стихотворения о зиме Я. Аким «Первый снег»       1.Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Развивать образность речи; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1. Умение эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Умение пользоваться образной речью; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи.  
Занятие № 34-35 Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»   1.Продолжать знакомить детей с жанром рассказа, учить понимать его тему и содержание; 2.Развивать интерес к информации, которую несёт текст; 3.Воспитывать интерес к автору. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о жанре рассказа, умение понимать его тему и содержание; 2.Интерес к информации, которую несёт текст; 3.Интерес к Л. Н. Толстому.
Занятие №36-37 Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»   1.Учить понимать и оценивать характер и поступки героев, учить понимать жанровые особенности сказки; 2.Развивать интерес к сказкам; 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение понимать и оценивать характер и поступки героев, умение понимать жанровые особенности сказки; 2.Интерес к сказкам; 3.Умение эмоционально-образно воспринимать содержание сказки.
Занятие № 38-40 Малые фольклорные формы   1.Продолжать учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представление о жанре загадке, познакомить со скороговорками и их назначением, объяснить назначение и особенности колыбельной; 2.Развивать речь и память; 3.Воспитывать интерес к русскому фольклору. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; иметь представление о жанре загадке, умение понимать назначение скороговорок, колыбельных; 2.Умение запоминать загадки, скороговорки, колыбельные; 3.Интерес к русскому фольклору.
Занятие № 41-42 Чтение рассказа Л. Толстого «Веник»   1.Продолжать знакомить детей с жанром рассказа, учить понимать его тему и содержание; 2.Развивать интерес к информации, которую несёт текст; 3.Воспитывать интерес к автору. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о жанре рассказа, умение понимать его тему и содержание; 2.Интерес к информации, которую несёт текст; 3.Интерес к Л. Н. Толстому.
Занятие № 43-44 Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»   1.Учить понимать и оценивать характер и поступки героев, учить понимать жанровые особенности сказки; 2.Развивать интерес к сказкам; 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение понимать и оценивать характер и поступки героев, умение понимать жанровые особенности сказки; 2.Интерес к сказкам; 3.Умение эмоционально-образно воспринимать содержание сказки.
Занятие №45-46 Заучивание стихотворения «Кто воспитатель?» В. Орлов       1.Учить детей инсценировать стихотворение; 2. Развивать выражение восприятия текста во внешнем действии; 3.Воспитывать интерес к сюжетным стихам. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение инсценировать стихотворение; 2. Умение выражать восприятие текста во внешнем действии; 3.Интерес к сюжетным стихам.
Занятие № 47-48 Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»   1.Учить детей частично воспроизводить сюжет; 2.Развивать способность слушать сказки и эмоционально реагировать на их содержание; 3.Воспитывать умение следить за развитием сюжета. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение частично воспроизводить сюжет; 2.Умение проявлять способность слушать сказки и эмоционально реагировать на их содержание; 3.Умение следить за развитием сюжета.
Занятие № 49-50 Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко»     1.Дать представление детям о жанре рассказа, учить понимать его тему и содержание; 2.Развивать интерес к информации, которую несёт текст; 3.Воспитывать интерес к диким животным. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о жанре рассказа, умение понимать его тему и содержание; 2.Интерес к информации, которую несёт текст; 3.Интерес к диким животным.
Занятие № 51-52 Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»   1.Учить следить за развитием действия в длинных стихотворениях; 2.Развивать умение слушать произведения разных жанров; 3.Воспитывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение следить за развитием действия в длинных стихотворениях; 2.Умение слушать произведения разных жанров; 3.Умение относиться к книге как к произведению эстетической культуры.
Занятие № 53-54 Чтение рассказа К. Ушинского «Ветер и солнце»   1.Дать представление детям о жанре рассказа, учить понимать его тему и содержание; 2.Развивать интерес к информации, которую несёт текст; 3.Воспитывать интерес к природе. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о жанре рассказа, умение понимать его тему и содержание; 2.Интерес к информации, которую несёт текст; 3.Интерес к природе.
Занятие № 55-56 К. ЧУКОВСКИЙ. «МОЙДОДЫР»     1.Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста; 2.Развивать способность слушать и слышать художественный текст; 3.Воспитывать у детей желание соблюдать правила личной гигиены. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста; 2.Способность слушать и слышать художественный текст; 3.Желание соблюдать правила личной гигиены
Занятие № 57-58 Чтение стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»   1.Продолжать учить следить за развитием действия в длинных стихотворениях; 2.Развивать умение слушать произведения разных жанров; 3.Воспитывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Умение следить за развитием действия в длинных стихотворениях; 2.Умение слушать произведения разных жанров; 3.Умение относиться к книге как к произведению эстетической культуры.
Занятие № 59-60 Заучивание стихотворения о весне Берестова «Песенка весенних минут»       1.Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Развивать образность речи; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи. Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. 1. Умение эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; 2.Умение пользоваться образной речью; 3.Воспитывать привычку слушать лирические стихи.
Занятие № 61-62 Чтение рассказа Е. Чарушина «Про Томку»     1.Дать представление детям о жанре рассказа, учить понимать его тему и содержание; 2.Развивать интерес к информации, которую несёт текст; 3.Воспитывать интерес к диким животным. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о жанре рассказа, умение понимать его тему и содержание; 2.Интерес к информации, которую несёт текст; 3.Интерес к диким животным.
Занятие № 63-64   Чтение рассказов из сборника Б. Житкова «Что я видел»   1.Обогатить и расширить культурный мир ребёнка представлениями о близком и далёком; 2. Продолжать развивать у детей умение слушать произведения разных жанров; 3.Воспитывать интерес к автору. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. 1.Представления о близком и далёком; 2.Умение слушать произведения разных жанров; 3.Интерес к автору.
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: