Информационно-методическое обеспечение (для занятий в подготовительной группе): Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации); Авторский коллектив Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, Л. М. Денякина, А. А. Вахрушев, О. В. Чиндилова и др.- М.:Баласс, 2008.
Тематика занятий | Кол-во занятий | Задачи | Информационно-методическое обеспечение | Результат усвоения знаний, умений и навыков детьми. |
Занятие № 1 Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1.Учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; 2.Развивать представления детей о жанровых особенностях произведения, 3. Воспитывать у детей интерес к пословицам. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение детей понимать содержание произведения; 2.Представления о жанровых особенностях произведения, 3. Интерес к пословицам. | |
Занятие №2 Заучивание стихотворения «Осень» К. Бальмонт | 1.Учить читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Развивать творческое воображение детей; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1.Умение читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Умение творчески воображать; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | |
Занятие № 3 Малые фольклорные формы. Составление рассказа по пословицам о труде | 1.Учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы; 2.Развивать умение запоминать пословицы и поговорки; 3.Воспитывать стремление к самостоятельности суждений. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы; 2.Умение запоминать пословицы и поговорки; 3.Стремление к самостоятельности суждений. | |
Занятие № 4 Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | 1.Продолжать учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; осмысливать характеры и поступки; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки; 2.Развивать умение пересказывать сказку с использованием иллюстраций; 3.Воспитывать интерес к русскому фольклору. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение понимать эмоционально – образное содержание произведения; осмысливать характеры и поступки; 2.Представления детей о жанровых особенностях сказки; 3.Умение пересказывать сказку с использованием иллюстраций; 4.Интерес к русскому фольклору. | |
Занятие № 5 Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» | 1.Учить совместно обсуждать прочитанное; 2.Развивать умение пересказывать с использованием иллюстраций; 3.Воспитывать чувство юмора. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение совместно обсуждать прочитанное; 2.Умение пересказывать с использованием иллюстраций; 3.Умение понимать юмор. | |
Занятие № 6 Пересказ рассказа В. Бианки «Чей нос лучше?» | 1.Учить слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Развивать интерес к природоведческой литературе. 3.Воспитывать потребность в чтении книг о природе и о животных. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Интерес к природоведческой литературе. 3.Потребность в чтении книг о природе и о животных. | |
Занятие № 7 Русская народная сказка «Хвосты» | 1.Продолжать учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; осмысливать характеры и поступки; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки; 2.Развивать умение пересказывать сказку с использованием иллюстраций; 3.Воспитывать интерес к русскому фольклору. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение понимать эмоционально – образное содержание произведения; осмысливать характеры и поступки; 2.Представления детей о жанровых особенностях сказки; 3.Умение пересказывать сказку с использованием иллюстраций; 4.Интерес к русскому фольклору. | |
Занятие № 8 Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | 1.Учить отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации; 2.Развивать творческое воображение; 3.Воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации; 2.Умение проявлять творческое воображение; 3. Умение сопереживать, сочувствовать. | |
Занятие № 9 Литературная викторина | 1. Систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за 2 месяца; 2. Развивать художественно-речевые и исполнительские навыки; 3.Воспитывать чувство коллективизма, ответственность | Широкая по тематике подборка книг | 1. Знания детей о литературных произведениях, прочитанных за 2 месяца; 2. Художественно-речевые и исполнительские навыки; 3.Чувство коллективизма, ответственность | |
Занятие № 10 Заучивание стихотворения «Белая берёза» С. Есенин | 1.Учить читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Развивать творческое воображение детей; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1.Умение читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Умение творчески воображать; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | |
Занятие № 11 Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам | 1.Учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы; 2.Развивать умение запоминать пословицы и поговорки; 3.Воспитывать стремление к самостоятельности суждений. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы; 2.Умение запоминать пословицы и поговорки; 3.Стремление к самостоятельности суждений. | |
Занятие № 12 Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» | 1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; 2.Развивать интерес к творчеству поэта; 3.Воспитывать желание инсценировать. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1. Умение внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; 2.Интерес к творчеству поэта; 3.Желание инсценировать. | |
Занятие № 13 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | 1.Продолжать учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; осмысливать характеры и поступки; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки; 2.Развивать умение пересказывать сказку с использованием иллюстраций; 3.Воспитывать интерес к русскому фольклору. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение понимать эмоционально – образное содержание произведения; осмысливать характеры и поступки; 2.Представления детей о жанровых особенностях сказки; 3.Умение пересказывать сказку с использованием иллюстраций; 4.Интерес к русскому фольклору. | |
Занятие № 14 Чтение сказки Ш. Перро «Фея» | 1.Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием; 2.Развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений; 3.Воспитывать интерес к автору. | Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей.- СПБ, 1993. | 1.Умение чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием; 2.Умение придумывать различные варианты сказочных приключений; 3.Интерес к автору. | |
Занятие № 15 Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам | 1.Учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы; 2.Развивать умение запоминать пословицы и поговорки; 3.Воспитывать стремление к самостоятельности суждений. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы; 2.Умение запоминать пословицы и поговорки; 3.Стремление к самостоятельности суждений. | |
Занятие № 16 Пересказ рассказа Е. Чарушина«Воробей» | 1.Учить слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Развивать интерес к природоведческой литературе. 3.Воспитывать потребность в чтении книг о природе и о животных. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Интерес к природоведческой литературе. 3.Потребность в чтении книг о природе и о животных | |
Занятие № 17 Чтение сказки Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать» | 1.Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием; 2.Развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений; 3.Воспитывать интерес к автору. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием; 2.Умение придумывать различные варианты сказочных приключений; 3.Интерес к автору. | |
Занятие № 18 Литературная викторина «Поэты – детям» Чтение стихотворений А. Барто, С. Михалкова | 1. Систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за полугодие; 2. Развивать художественно-речевые и исполнительские навыки; 3.Воспитывать чувство коллективизма, ответственность | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1. Знания детей о литературных произведениях, прочитанных за полугодие; 2. Художественно-речевые и исполнительские навыки; 3.Чувство коллективизма, ответственность | |
Занятие № 19 Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1.Учить отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации; 2.Развивать творческое воображение; 3.Воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации; 2.Умение проявлять творческое воображение; 3. Умение сопереживать, сочувствовать. | |
Занятие № 20 Заучивание стихотворений С. Маршака «Стихи о весне» | 1.Учить читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Развивать творческое воображение детей; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1.Умение читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Умение творчески воображать; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | |
Занятие № 21 Чтение глав из книги А. Милна «Винни -Пух и все-все-все» | 1.Учить подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; 2.Развивать навыки творческого рассказывания; 3.Воспитывать интерес к произведению. | Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей.- СПБ, 1993. | 1.Умение подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; 2.Навыки творческого рассказывания; 3.Интерес к произведению. | |
Занятие № 22 Пересказ украинской народной сказки «Колосок» | 1.Учить детей «оживлять» по картинке; 2.Развивать зрительную память; 3.Воспитывать интерес к украинскому фольклору. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение «оживлять» по картинке; 2.Умение запоминать, опираясь на схемы; 3.Интерес к украинскому фольклору. | |
Занятие № 23 Чтение стихотворения С. Чёрного «Приставалка» | 1.Учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать напевность языка; 2.Развивать образную речь; 3.Воспитывать интерес к творчеству поэта. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1.Умение выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать напевность языка; 2.Умение использовать образную речь (эпитеты, сравнения); 3.Интерес к творчеству поэта. | |
Занятие № 24 Заучивание стихотворения Я. Аким «Апрель» | 1.Учить понимать языковые выразительные средства, учить самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; 2.Развивать образную речь; 3.Воспитывать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1.Умение понимать языковые выразительные средства, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; 2. Умение использовать образную речь (эпитеты, сравнения); 3.Умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. | |
Занятие № 25 Пересказы рассказов Н. Сладкова «Зимний запас», «Медвежья горка» | 1.Учить слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Развивать интерес к природоведческой литературе. 3.Воспитывать потребность в чтении книг о природе и о животных. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Интерес к природоведческой литературе. 3.Потребность в чтении книг о природе и о животных | |
Занятие № 26 Заучивание наизусть В. Д. Берестова «Читалочка» | 1.Учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать напевность языка; 2.Развивать образную речь; 3.Воспитывать интерес к творчеству поэта. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать напевность языка; 2.Умение использовать образную речь (эпитеты, сравнения); 3.Интерес к творчеству поэта. | |
Занятие № 27 Чтение рассказа Е. А. Пермяк «Чужая калитка» | 1.Учить слушать и обсуждать произведения на нравственные темы; 2.Развивать внимание; 3.Воспитывать моральные нормы. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение слушать и обсуждать произведения на нравственные темы; 2.Умение внимательно слушать; 3.Умение соблюдать моральные нормы. | |
Занятие № 28 Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха» | 1.Учить читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Развивать творческое воображение детей; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | Русская поэзия детям/ Сост. Е. О. Путилова.- СПБ., 1993. | 1.Учить читать наизусть индивидуально, в паре, в группе; 2.Развивать творческое воображение детей; 3.Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову. | |
Занятие № 29 Чтение рассказа В. Сутеева «Это что за птица» | 1.Учить слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Развивать интерес к природоведческой литературе. 3.Воспитывать потребность в чтении книг о природе и о животных. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение слушать и обсуждать произведения разных жанров (о природе и о животных); 2.Интерес к природоведческой литературе. 3.Потребность в чтении книг о природе и о животных. | |
Занятие № 30 Сказка Ю. Коваля «Сказка в три блина длиной» | 1.Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием; 2.Развивать восприятие ярких выразительных средств сказки; 3.Воспитывать интерес к автору. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием; 2.Умение воспринимать яркие выразительные средств сказки; 3.Интерес к автору. | |
Занятие № 31Рассказ Н. Носова «Ступеньки» | 1.Учить совместно обсуждать прочитанное; 2.Развивать умение пересказывать с использованием иллюстраций; 3.Воспитывать чувство юмора. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. З. Я. Рез и др.- М.: «Просвещение», 1990. | 1.Умение совместно обсуждать прочитанное; 2.Умение пересказывать с использованием иллюстраций; 3.Умение чувствовать юмор. | |
Занятие № 32 Литературная викторина «Наши любимые книги» | 1. Систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год; 2. Развивать художественно-речевые и исполнительские навыки; 3.Воспитывать чувство коллективизма, ответственность | Широкая по тематике подборка книг | 1. Знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год; 2. Художественно-речевые и исполнительские навыки; 3.Чувство коллективизма, ответственность |