Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.




Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиологических функций тем, что она связана с явлениями психической жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуществляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функционирования различных частей организма, высшая нервная деятельность обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная деятельность развивалась на основе физиологического механизма образования временных связей.

Рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование организма лишь при относительном постоянстве окружающей среды, получили название безусловных рефлексов. А так как условия существования организма очень сложны и изменчивы, то приспособление его к среде должно обеспечиваться при помощи другого вида реакций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды. Такими реакциями являются условные рефлексы. Условный рефлекс представляет собой индивидуально приобретенные системные реакции человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным аздражителем и безусловно-рефлекторным актом.

Виды условных рефлексов

Для образования условных рефлексов необходимо, чтобы: действие условного раздражителя совпадало во времени с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс; условный раздражитель был физиологически более слабым, чем безусловный; действие

условного раздражителя предшествовало действию безусловного. Условный рефлекс может осуществляться только при нормальном состоянии

коры головного мозга и при отсутствии посторонних раздражителей. Условный рефлекс характеризуется следующими признаками: он имеет приспособительный характер и делает поведение особенно пластичным, приспособленным к конкретным условиям; образуется при участии коры головного мозга; носит приобретенный характер и является индивидуальным; имеет сигнальный характер, т.е. всегда

предшествует возникновению безусловного рефлекса.

Выделяют следующие группы условных рефлексов:

по подкреплению: положительные (подкрепляемые) и отрицательные (тормозные, неподкрепляемые, которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и тормозят ее);

по биологическому значению: витальные (пищевые, оборонительные, регуляции сна), зоосоциальные (половой, родительский, территориальный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой, имитационный);

по особенностям подкрепления: рефлекс первого порядка, рефлекс второго порядка и т.д.;

по качеству условного сигнала: экстероцептивные дистантные (зрительные, слуховые), экстероцептивные контактные (тактильные, вкусовые), интероцептивные (механические, температурные, осмотические; образуются медленнее, чем экстероцептивные, а ответная реакция

более диффузная);

по характеру условного раздражения: естественные (образуются на естественные признаки безусловного раздражения — запах пищи)

и искусственные (на любые другие условные сигналы; вырабатываются медленнее и разрушаются легче, чем естественные);

по структуре условного сигнала: условный рефлекс на простой раздражитель (звонок, свет), условный рефлекс на последовательный комплекс раздражителей, условный рефлекс на цепь раздражителей;

по соотношению во времени условного и безусловного раздражителя. совпадающие, отставленные, запаздывающие.

Механизм замыкания условного рефлекса

Структура условного рефлекса представляет собой временную связь, замыкающуюся в пределах коры между центром условного раздражителя и клетками коркового представительства безусловного рефлекса. Считается, что замыкание временной связи осуществляется вставочными нейронами коры, но механизм его выяснен недостаточно. Морфологическое объяснение предполагает, что во время образования условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток, устанавливающих новые межклеточные связи. Функциональное объяснение предполагает повышенную проводимость существующих синапсов. Ведущим фактором в возникновении временной связи условного рефлекса считается изменение синтеза белка в клетке. Совместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК, в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением этого является наличие «химической памяти». Предполагают также, что след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет его дольше, чем быстро синтезируемая РНК.

Условно-рефлекторная деятельность в онтогенезе

У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоношенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 месяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возникает первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до кормления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена, затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образуются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее — на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются значительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлекторная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формированием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время, чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отличаются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в течение всей жизни человека. В возрасте 3—5 лет совершенствуется условно-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов. Возрастная группа 7—11 лет характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздействиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс последовательно действующих раздражителей условная реакция вырабатывается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13—15 лет скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы затруднен. В 17—18 лет нормализуется высшая нервная деятельность, организм считается созревшим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: