Тема: Анатомия и физиология как науки.
Человек – предмет изучения анатомии и физиологии
Вопросы для изучения темы
1. Положение человека в природе.
2. Анатомия и физиология как медицинские науки.
3. Методы изучения организма человека.
4. Части тела человека. Оси и плоскости.
5. Анатомическая номенклатура.
6. Конституция. Морфологические типы конституции
Задания для самостоятельной работы
1. Опиши, что изучает анатомия:
· Нормальная ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
· Пластическая _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
· Патологическая ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
· Топографическая ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Опиши, что изучает физиология:
· Общая ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· Специальная (частная) _________________________________________________
_______________________________________________________________________
· Прикладная _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
· Патологическая ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Назовите периоды онтогенеза и опишите, что они изучают
1. _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Зарисуйте и опишите плоскости и оси, которые делят тело на части.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допиши определения к терминам, используемым для обозначения расположения
органов и частей тела:
· Медиальный_____________________________________________________________________________________________________________________________
· Латеральный _______________________________________________________
____________________________________________________________________
· Промежуточный_________________________________________________________________________________________________________________________
· Внутренний _________________________________________________________
_______________________________________________________________________
· Наружный __________________________________________________________
____________________________________________________________________
· Глубокий ___________________________________________________________
· Поверхностный ______________________________________________________
· Вентральный или передний ___________________________________________
_____________________________________________________________________
· Дорсальный или задний _______________________________________________
_____________________________________________________________________
Допиши определения к терминам, используемым для описания положения частей
конечностей:
· Проксимальный _____________________________________________________
· Дистальный__________________________________________________________
· Ладонный ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· Подошвенный ________________________________________________________
______________________________________________________________________
· Лучевой _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
· Локтевой ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
· Малоберцовый _______________________________________________________
· Большеберцовый _____________________________________________________
______________________________________________________________________
Допиши определения к терминам, используемым для определения проекций
границ внутренних органов:
· Передняя срединная________________________________________________________
· Грудинная ________________________________________________________________
· Окологрудинная ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
· Среднеключичная __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
· Средняя подмышечная _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
· Околопозвоночная _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
· Позвоночная ______________________________________________________________
· Задняя срединная __________________________________________________________
Найди соответствие
«Основные физиологические термины»
Термин | Определение |
1. Мотивация | А.Специфическая деятельность клеток, тканей, органов, выражающаяся как физиологический процесс и направленная на приспособление организма к условиям существования. |
2.Возбуждение | Б.Сложный процесс, в котором взаимодействуют различные физиологические системы организма, специализированные клетки, ткани, органы и системы органов. |
3.Клетка | В.Ответная реакция возбудимых тканей. |
4.Метаболизм | Г.Фактор, способный вызвать ответную реакцию возбудимых тканей. |
5.Работоспособность | Д.Способность живой специализированной ткани отвечать на действие раздражителя изменением физиологических свойств и возникновением процесса возбуждения. |
6.Возбудимость | Активный физиологический процесс, возникающий в ткани под воздействием раздражителей. |
7.Утомляемость | Переход тканей и клеток под влиянием раздражителей из состояния относительного физиологического покоя в состояние возбуждения. |
8.Возбуждение | Реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов. |
9.Раздражение | Приспособляемость организма к условиям существования. |
10.Адаптация | Обмен веществ. |
11.Физиологический акт | Свойство тканей организма длительное время сохранять состояние возбуждения без признаков утомления. |
12.Функция | Потеря тканями организма после периода длительного возбуждения способности возбуждаться и проводить возбуждение. |
13.Рефлекс | Побуждение. |
14.Реакция | Элементарная единица живого организма, обладающая способностью к обмену веществ с окружающей средой и передачи генетической информации путём самовоспроизведения. |
9. Пользуясь учебником Н.И. Федюкович стр. 14 – 17, изучи самостоятельно методы
исследований, которые используются при изучении строения тела и его функций.
В таблицу запиши методы, которые относят к I группе и ко II группе и в каких
случаях эти методы применяют?
I гр. применяется для | II гр. применяется для |
10. Дать определение термину – конституция_____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Опишите морфологические типы конституции
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тема: «Основы цитологии. Клетка. Основы гистологии.
Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.
Мышечная ткань. Нервная ткань».
Вопросы для изучения темы.
1. Клетка: строение и функции клеток. Плазматическая мембрана, органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы, аппарат Гольджи, клеточный центр), специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения (трофические, пигментные, экскреторные), ядро. Химический состав клетки - неорганические (вода, кислоты, основания, соли) и органические и вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции.
- Ткань – определение, классификация, функциональные различия.
- Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции строение. Классификация покровного эпителия – однослойный, многослойный, переходный.
- Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация. Строение соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток). Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме. Костная ткань, расположение, строение, функции.
- Мышечная ткань –сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.
- Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.
- Определение органа. Системы органов.
I. Подставить правильный термин к определению в таблице.
- причинно обусловленная реакция организма на раздражение, осуществляемая при обязательном участии ЦНС. | |
- чувствительное нервное окончание | |
- двигательное нервное окончание. | |
- путь рефлекса | |
- группа нервных клеток, расположенных в ЦНС, здесь происходит переработка нервных импульсов. | |
- способность живой ткани проводить возбуждение | |
- способность живой ткани отвечать на действия раздражителя, изменением физиологических свойств. | |
- фактор, способный вызвать ответную реакцию возбудимых тканей. | |
- длительное сокращение мышцы. | |
- специализированная структура, обеспечивающая передачу нервного импульса в рефлекторной дуге. | |
- целостная система, состоящая из клеток и межклеточного вещества, обладающая специфическими свойствами. | |
- однослойный плоский эпителий. | |
- многослойный ороговевающий эпителий | |
- сократительные нити (аппарат) мышечной ткани. | |
- анатомически обособленная часть организма |