Разработка анкет при проведении маркетинговых исследований




1. Понятие и классификация

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях.

• большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;

• необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.

Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

• респондент получает специальным образом (по почте или непосредственно от анкетера) анкету;

• изучает инструкции по ее заполнению;

• читает и заполняет ее.

Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

Различают следующую классификацию анкетирования:

• по степени контакта исследователя с респондентом:

• прессовые анкеты - анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

• почтовые анкеты - анкеты, рассылаемые по почте;

• раздаточные анкеты - исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;

• месту проведения анкетирования:

• месту жительства;

• месту учебы или работы;

• в зависимости от масштаба анкетирования:

• сплошное анкетирование - анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;

• выборочное анкетирование - анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности.

Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:

• по содержанию:

• о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

• фактах поведения- вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;

• личности респондента - вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);

• форме:

• открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа.

Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли.

 

2.Процесс разработки анкеты

Наиболее сложной и трудоемкой из всех видов форм для сбора данных представляется анкета для проведения опроса. Это связано с тем, что анкета является не просто формой, но и инструментом работы с респондентами.

Анкета должна быть понятной и для интервьюера и для респондентов, не вызывать у респондентов отторжения, обеспечивать необходимый объем информации; она должна быть оптимальной для дальнейшей обработки и анализа.

Следовательно, главное требование к анкете заключается в том, чтобы она обеспечивала получение от респондентов как можно более объективной информации, побуждала их сотрудничать с интервьюером.

Качество опросного листа во многом определяет и качество проведения исследования.

Итак, опрос проводится с использованием анкеты, которая разрабатывается заранее.

Разработка анкеты представляет собой строго формализованный многоэтапный процесс, стадии которого следующие.

Стадии разработки анкеты:

1. Определение необходимого и достаточного объема информации.

2. Определение вида анкеты и выбор метода проведения опроса.

3. Определение содержания отдельных вопросов (разработка таких вопросов, которые исключают неспособность или нежелание отвечать).

4. Определение формы ответа на каждый вопрос (определение типа вопросов).

5. Формулирование каждого вопроса (определение словесной формулировки вопросов).

6. Определение последовательности вопросов (расположение вопросов в правильном порядке).

7. Определение физических характеристик анкеты (определение формы анкеты и компоновки вопросов; печать анкеты).

8. Проверка предыдущих стадий и их корректировка.

9. Предварительное тестирование анкеты и устранение недостатков.

 

 

3.Композиция анкеты

В композиции анкеты отражается,

во-первых, избранный исследователем принцип последовательности вопросов в анкете;

во-вторых, функционально-целевое назначение вопроса;

в-третьих, приемлемая для респондента форма вопросов;

в-четвертых, способ связи с респондентом.

При почтовом опросе анкета обязательно должна содержать преамбулу, в которой респонденту сообщаются цели и характер исследования, название организации-исследователя, а также подробные инструкции по заполнению анкеты. При личном интервью преамбулу можно убрать из текста, поручив озвучить ее самому интервьюеру.

Любая анкета содержит по крайней мере два раздела: раздел, в котором задаются вопросы по теме исследования (например, о потребностях покупателей), и раздел идентификации личности респондента («паспортичка»).

Целесообразно добавить в начале анкеты преамбулу (введение). Во введении кратко и в доступной форме объясняется цель исследования, подчеркивается важность участия данного респондента в опросе, в случае необходимости гарантируется анонимность, даются разъяснения по заполнению анкеты.

Основная часть содержит вопросы, раскрывающие тему исследования. Последовательность вопросов в этой части может соответствовать двум принципам: - тоннельный принцип предполагает постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным; - секционный принцип предполагает группировку вопросов по темам, организуя переход к следующей теме с помощью некоторой вступительной фразы.

Определяя порядок вопросов основной части, следует учесть ряд рекомендаций

1. Последовательность вопросов должна соответствовать логике респондента. Порядок вопросов должен облегчать процесс общения.

2. Не допускается влияние одних вопросов на другие. Респондент, опасаясь показаться непоследовательным, может отвечать на данный вопрос под влиянием ответа на предшествующий.

3. Необходимо постепенно подготавливать респондента к ответам на основные вопросы, которые задаются в середине анкеты. К этому моменту респондент психологически подготовлен к ответу на них и еще не утомлен процедурой опроса.

4. Не следует задавать вопросы на осведомленность после вопросов, в которых содержалась информация по данной теме.

5. Вопросы личного характера следует задавать в конце основной части; в этом случае отказ респондента отвечать на данные вопросы не повлияет на заполнение анкеты в целом.

Приведенные рекомендации в большей степени относятся к длительным интервью; в случаях же, когда задачи опроса описываются с помощью нескольких вопросов, задача исследователя существенно облегчается. Информация из раздела «паспортички» служит для анализа полученных ответов по сегментам рынка. Ответы этой части позволяют идентифицировать пол, возраст, семейное положение и т.д. Довольно часто респонденты неохотно отвечают на вопросы раздела «паспортички», поэтому лучше не начинать с вопросов такого рода. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Однако если к опросу надо привлечь лиц с совершенно определенными характеристиками, то допускается размещение ряда демографических и статусных вопросов в начале основной части анкеты. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы. В завершение опроса респонденту обычно предлагается высказать в свободной форме свое отношение к теме опроса и выражается благодарность за участие. Довольно часто в структуре анкеты выделяется часть вопросов контролирующего характера (детектор), призванных проверить правильность и искренность ответов респондентов. Однако вопросы этой части «рассеиваются» между другими вопросами, не представляя целостного блока. Необходимо, чтобы контрольные вопросы не находились рядом с теми вопросами, для проверки которых они сформулированы.

 

4.Классификация вопросов в анкете

По предметному содержанию вопросы можно поделить на:

· Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.

· Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в опред-ой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

· Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

· Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление чел-ка о мотивах своей деят-ти. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деят-ти, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

· Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

· Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

· Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

· Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопросы делятся на:

· Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов – облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

· Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения: респонденту конкретно предлагается переключиться с одной проблемы не другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида как правило Начинаются с общей формулы: “Как вы думаете?” – и далее идет описание новой проблемы.

· Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

· Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы 0задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

· Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информацииии по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.

· Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

· Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

· Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

· Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

5. Требования к вопросам анкеты

Первые вопросы должны быть наиболее интересными, вызывающими желание продолжать отвечать на вопросы.

Вопросы не должны превышать уровень образованности ученика. Оп­рашиваемый не должен попадать в ситуацию, которая обнаруживает недостаток ᴇᴦο общей эрудиции.

Важно помнить следующее утверждение ʼʼКаков вопрос таков ответʼʼ. Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова˸ кто, что, кого, кому, чему, где, когда, как, почему, зачем, при каких условиях.

Предложенные варианты ответов, должны быть сформулированы кор­ректно, не очень отличаться друг от друга по количеству слов или букв. Вариан­ты ответов не должны подталкивать к варианту, наиболее близкому к мнению со­ставителя анкеты.

Необходимо избегать ʼʼвнушающихʼʼ вопросов. Что такое ʼʼвнушающийʼʼ вопрос?

- Вопрос без внушающего воздействия ʼʼСкажите, пожалуйста, что вас сюда привело?ʼʼ.

- Вопрос без внушающего воздействия с альтернативным ответом'

ʼʼИспытываете ли вы тревогу за своего ребенка или нет?ʼʼ

Вопрос с пассивным внушением˸ ʼʼИспытываете ли вы тревогу за сво­его ребенка?ʼʼ

Вопрос с активным внушением˸ ʼʼНе правда ли, вы испытываете тре­вогу за своего ребенка?ʼʼ

В анкете необходимо использовать четыре основные группы вопросов˸

- Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опраши­ваемого; максимальное выделение групп опрашиваемых респондентов в даль­нейшем очень поможет при обработке анкеты, так как позволит выделить разные группы мнений.

- Вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к проблеме.

- Вопросы, выявляющие действия опрашиваемых или других лиц (детей или родителей).

- Вопросы, выявляющие мнения о совершенствовании изучаемого явле­нияʼʼ.

Вопрос должен затрагивать лишь одну проблему. Если в одном вопросе заключены две проблемы, то может случиться так, что ученик откликнется лишь на одну из них, не зная, как вести себя в данной ситуации.

При анонимной анкете нужно использовать только форму закрытых во­просов, в противном случае, у ученика может возникнуть подозрение о том, что анкета будет идентифицироваться по подчерку.

При создании анкеты нужно избегать создания ʼʼтенденции одобренияʼʼ, т. е. формулировать вопросы таким образом, чтобы при одобрении всегда возни­кал положительный ответ. Необходимо включать вопросы, при отрицательном ответе на которые можно сделать вывод о положительном выражении интере­сующего нас признака.

Необходимо избегать расплывчатых и неопределенных понятий. Сюда относятся такие обозначения, как˸ посредственный, в среднем, выше, часто и т. п.

Рядом с вопросом анкеты, в случае необходимости, должно быть ука­зано действие респондента˸ выберите и подчеркните, отметьте галочкой, по­ставьте крестик в нужной колонке. Иначе полученный разнобой выбранных ва­риантов заполнения анкеты может весьма затруднить её обработку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: