Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ (4 часа)




Занятие 3. Простые суждения (2 часа)

1. Определение простого суждения, его виды и структура. Суждение и предложение.

2. Категорическое суждение. Распределенность терминов в атрибутивном суждении.

3. Деление простых суждений по качеству и количеству.

4. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.

Упражнения

1. Определите качество и количество следующих суждений. Назовите субъект, предикат и связку:

1.1. Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности;

1.2. Эрмитаж является однимиз лучших музеев мира;

1.3. Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью;

1.4. Эта задача не решена;

1.5. Каждый кулик свое болото хвалит;

1.6. Никто не хочет быть обманутым;

1.7. Хороший роман не всегда имеет счастливый конец;

1.8. Не все то золото, что блестит;

1.9. Христианство не оправдывает самоубийства;

1.10. Некоторые насекомые очень опасны;

1.11. МГУ не является коммерческим учебным заведением;

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники ПетрГУ работают в банках;

2.2. Ни один вид спорта не дается без упорного труда;

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом;

2.4. Не все средства хороши;

2.5. На всякого мудреца довольно простоты.

3. Образуйте суждения всех типов (А, Е, I, О), используя в качестве субъектов и предикатов следующие понятия:

Штраф – нарушение правил дорожного движения;

Домашнее животное друг человека;

Дельфин – способность жить на суше;

Программист – знание языков;

Логика – абстрактное мышление;

Клеопатра – символ.

4. Из этих пар понятий образуйте суждения типа А, Е, I, О, в которых:

4.1. распределен только субъект, а предикат не распределен;

4.2. распределен только предикат, а субъект не распределен;

4.3. субъект и предикат - распределены;

4.4. субъект и предикат - не распределены.

5. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

А, I, O, если Е – истина;

I, O, Е если А – истина;

А, Е, I, если О – истина;

А, Е, O, если I – ложь;

А, I, O, если Е – ложь;

А, Е, I, если О – ложь;

I, O, Е если А – ложь;

А, Е, O, если I – истина;

6. При помощи логического квадрата образуйте суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные следующим суждениям:

6.1. Всякое литературное произведение имеет автора.

6.2. Ни один человек себе не враг.

6.3. Всякое время года прекрасно.

6.4. Некоторые заболевания не поддаются лечению.

6.5. Иногда студенты пропускают занятия.

Пример: Любой калькулятор является вычислительным устройством (АИ)

Ни один калькулятор не является вычислительным устройством (ЕЛ)

Некоторые калькуляторы являются вычислительными устройствами (IИ)

Некоторые калькуляторы не являются вычислительными устройствами (0Л).

7. С помощью логического квадрата определите вид отно­шений между суждениями:

7.1. Неверно, что все реки являются судоходными - некоторые реки являются судоходными;

7.2. Все студенты сдают экзамены - некоторое студенты не сдают экзамены;

7.3. Ни один человек не может знать всё - некоторые люди знают всё;

7.4. Не все средства - хороши - некоторые средства - хороши.

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. III. § 1,2.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.IV, § 1-3.

Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991, гл. I, § 1.

Логика /Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. I.

Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл.III, разд. 1, §1-5.

Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. III.

Сборник упражнений по логике. – Мн., 1990, гл. III, § 13-21.

Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, § 14-21.

Контрольные вопросы

1. Какая форма мысли называется суждением?

2. В чем отличие суждения от понятия?

3. Может ли понятие быть истинным или ложным? А суждение?

4. Как суждение выражено в языке?

5. Любое ли предложение является суждением?

6. Какое суждение называется простым и каковы его виды?

7. Категорическое и атрибутивное суждение - это разные суждения?

8. Какова структура атрибутивного суждения?

9. В каком случае термин называется распределенным, а в каком нераспределенным?

10. Как определить качество суждения?

11. Как определить его количество?

12. Что представляет собой объединенная классификация суждений по качеству и количеству?

13. Какие существуют отношения между простыми суждениями?

14. Что означает логический квадрат?

Занятие 4. Сложные суждения (2 часа)

1. Образование сложных суждений. Понятие о логическом союзе.

2. Отношения между сложными суждениями. Таблицы истинности.

3. Суждение и вопрос. Логика вопросов и ответов.

Упражнения

1. Определите вид следующих сложных суждений и укажите условия их истинности с помощью таблиц:

1.1. Была без радостей любовь, разлука будет без печали (М.Ю.Лермонтов);

1.2. Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований;

1.3. Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.Ж.Руссо);

1.4. Кто не работает, тот не ест;

1.5. Согласно легенде, право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины;

1.6. Некоторые продукты используются в пищу в соленом, вареном, консервированном и свежем виде;

1.7. Он сейчас находится в Минске или в Москве;

1.8. Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим;

1.9. Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей (А.С.Пушкин);

1.10. Если данная геометрическая фигура – треугольник, то сумма ее внутренних - углов равна 180°;

1.11. Любой из нас знает басню или хотя бы имя И.А.Крылова;

1.12. Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду;

1.13. Неправда, что он готовился к зачету и может его сегодня сдавать;

1.14. К рассмотрению следующей темы следует приступить, если только вы усвоили предыдущую.

2. Определите логическое значение Р, если:

2.1.p&q – ложно, а q – истинно;

2.2.pvq – истинно, а q – ложно;

2.3.pvq – ложно, а q – истинно;

2.4.p®q – истинно, и q – истинно;

2.5. p«q – истинно, а q – ложно;

3. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

Какая река является самой длинной рекой в мире?

Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о

смертной казни?

В каком городе родился А.С.Пушкин?

Он сел на лошадь с поломанной ногой?

Может ли православный жениться на сестре своей вдовы?

И какой же русский не любит быстрой езды?

Как зовут космонавта, побывавшего на Марсе?

Кто автор романа «Айвенго»?

Почему карлики не едят рыбу?

Сколько крыльев у кентавра?

Какие четные числа делятся на 2?

Литература

Гетманова А. Д. Логика. - М., 1986, гл. Ш, § 3.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл. V, § 1-2.

Логика /Под ред. Беркова В.Д. -Мн., 1998, гл. I, VII.

Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл. III, разд. 2, § 1 - 3, разд. 3, § 1- 4.

Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. II.

Сборник упражнений по логике. - Мн., 1990, гл. III, § 18,22,23.

Белнап Н. Стил Т. Логика вопросов и ответов. - М., 1982.

Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, §22.

Контрольные вопросы

1. Какие суждения называются сложными?

2. Как они образуются?

3. Что означает логический союз? Связан ли он с союзом естественного языка?

4. Какие логические союзы используется в логике?

5. Сколько союзов может быть в сложном суждении?

6. Какие существуют отношения между сложными суждениями?

7. Как строится таблица истинности и чему она служит?

8. Вопрос выражается предложением, и суждение выражается предложением.

Значит, вопрос является суждением?

9. По каким критериям вопрос оценивается в логике?

10. А по каким критериям еще может быть оценен вопрос?

11. Какова структура вопроса?

12. Какой вопрос называется некорректным?

13. Некорректный вопрос — значит бестактный?

14. Какие бывают вопросы?

15. Какую роль вопросы играют в мышлении человека?

16. Как правильно отвечать на вопросы?

17. Всегда ли вопрос выражен вопросительным предложением?

18. Какой вопрос называется риторическим?

 


Вопросы для подготовки к зачету по логике для студентов специальности «Юриспруденция»

1. Логические операции деления понятий. Виды деления.

2. Определение через род и видовое отличие. Правила определения.

3. Понятие как форма мышления.

4. Логическая операция определения понятия. Виды определения.

5. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

6. Закон тождества.

7. Виды отношений между понятиями.

8. Закон непротиворечия.

9. Закон достаточного основания.

10. Деление категорических суждений по качеству и количеству. Объединенная

классификация.

11. Виды понятий.

12. Содержание и объем понятия. Ограничение и обобщение понятий.

13. Правила деления понятий.

14. Простые суждения их виды и состав.

15. Виды и структуры сложных суждений.

16. Закон исключенного третьего, его значение.

17. Распределенность терминов в суждениях.

18. Логика как наука, ее значение.

Литература:

Гетманова, А. Д. Логика для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / А. Д. Гетманова. - 7-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2010. - 415 с.

Жоль, К. К. Логика в лицах и символах: науч.-попул. кн. / К. К. Жоль. - Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 255 с.: ил., табл.;19 см. - Библиогр.: с. 248-255.

Павлов, К. А. На подступах к понятию логики / К. А. Павлов // Вопросы философии. - 2009. - N 8. - С. 66-80.

). - Указ.имен: с. 671. - Предм. указ.: с. 672-686

Гетманова, А. Д. Логика: учебник для студентов вузов / А. Д. Гетманова. - 12-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 415 с.

Ксенофонтов, В.Н. Логика: учебное пособие / В.Н. Ксенофонтов; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 148 с.

Реент, Ю. А. Логика: крат. курс. для юрид. вузов / Ю. А. Реент; Акад права и упр., Рос. совет ветеранов ОВД и ВВ, Рязан. фил. - Рязань, 2004. - 127 с

Ивин, А.А. Теория аргументации:Учеб.пособие для студентов вузов. - М.:Гардарики, 2000. - 414с.

Берков В.Ф.Логика:задачи и упражнения.Практикум: Учеб.пособие для студентов вузов. - стер. - Минск:ТетраСистемс,2000. - 221с.

Бартон В.И.Логика: Учеб.пособие для вузов. - Минск:Новое знание,2001. - 333с.

Ивин А.А.Логика: Учебник для вузов. - М.:Гардарики,2001. - 347с.

Ивин А.А.Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. - М.:ФАИР-Пресс,2001. - 319с.

Ивлев Ю.В.Логика для юристов: Учебник для вузов/ Акад.нар.хоз-ва при Правительстве РФ,Рос.правоваяакад.М-ва юстиции РФ. - М.:Дело,2000. - 263с.
Иванов Е.А.Логика: Учебник для вузов. - перераб.и доп. - М.:БЕК,2001. - 358с.

Демидов И.В.Логика: Учеб.пособие для юрид.вузов/ Под ред.Б.И.Каверина. - М.:Юриспруденция,2000. - 208с. - Библиогр.:с.205

БрюшинкинВ.Н.Практический курс логики для гуманитариев: Учебное пособие/ Институт "Открытое общество". - М.:Новая школа,1996. - 319с.

Анушат, Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики: Пер. с нем. / Эрих Анушат; Предисл. Д.П. Поташника. - М.:ЛексЭст, 2002. - 100 с.

Брюшинкин В. Н.Логика: Учебник для студентов гуманит. вузов и фак., изучающих логику/ В. Н. Брюшинкин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Гардарики,2001. - 334 с.

Овсянников И.Логика доказывания в уголовном кодексе // Российская юстиция. - 1998. - N9.-С.5-6

Огородников В. П.Логика. Законы и принципы правильного мышления: Учеб.пособие по логике для студентов вузов/ В. П. Огородников, Г. Г. Филиппов; Сев.-Зап. акад. гос. службы. - СПб.:Издательство Северо-Западной академии государственной службы,2002. - 127 с.

 

КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: