Отпуск сжиженного СО2 для Предприятия производится на ЗАО «Невский углекислотный завод» (далее Поставщик). Я подгоняю автопоезд к наливному посту, глушу двигатель и открываю двери арматурного шкафа. Наливом СО2 в автоцистерну занимаются машинисты Поставщика, имеющие допуск к работе с сосудами под давлением. Я как водитель-экспедитор занимаюсь выпиской доку-ментации на груз. В комплект документов входят: товарная накладная, счёт-фактура, паспорт качества СО2 (табл. 1), товарно-транспортная накладная и аварийная карточка. В работу машинистов я могу вмешаться только как экс-педитор и только по поводу соответствия массы груза в цистерне и в товарной накладной.
Транспортировка СО2 производится по заранее разработанному и утвер-ждённому Предприятием и Поставщиком маршруту.
По приезду на Предприятие я подгоняю цистерну 1 (2) к сливному посту склада (3) углекислого газа. Машинисты подключают шланги к сливным
Требования техники безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды, предъявляемые к АТ и ПРС, а также к выполнению погрузочно-разгрузочных операций и перевозок
5.1. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы
5.1.1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и Инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.
5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.
5.1.3. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:
изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
изучение свойств перевозимых опасных грузов;
обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожароту-шение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должност-ным лицам о происшедшем инциденте.
5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 г. N 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.
5.1.7. В транспортных документах (приложение 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.
5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Российской Федерации N 372 от 23 апреля 1994 г.).
5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями и приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного груза по списку ООН;
свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
аварийную карточку системы информации об опасности;
товарно-транспортную накладную;
адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя.
5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, преду-смотренными настоящими Правилами.
5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель дол-жен вызывать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.
5.1.13. В случае возникновения инцидента водитель обязан:
не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
вызывать аварийную бригаду;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по пер-вичной ликвидации последствий инцидента;
по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.
5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом води-телю запрещается:
резко трогать транспортное средство с места;
производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;
резко тормозить;
двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;
курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);
5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации, а также посторонних лиц.
5.2. Требования к персоналу, обслуживающему перевозки опасных грузов
5.2.1. Действия обслуживающего персонала должны соответствовать общим требованиям ведомственных должностных инструкций и настоящих Правил.
5.2.3. Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хра-нением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.
5.2.4. К проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом газотранспортном оборудовании.
5.2.5. Оператор обязан соблюдать общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также настоящие Правила.
5.2.6. Оператор, допущенный к работам с опасными грузами, обязан пройти специальную подготовку в объёме, приведённом в настоящих Правил, или специальный инструктаж по правилам погрузки и разгрузки данного вида опасного груза.
5.2.7. Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, дол-жны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.
5.2.9. В случае возникновения инцидента при погрузке или разгрузке опас-ного груза оператор обязан:
не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
вызывать аварийную бригаду;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
в соответствии с требованиями, перечисленными в аварийной карточке, принять меры по ликвидации последствий инцидента;
оказывать помощь в работе аварийной бригады.
5.2.11. При проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.
5.2.13. Обслуживающий персонал аварийной бригады обязан:
пройти предварительную подготовку по специальной программе;
после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освиде-тельствования;
содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индиви-дуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.
Часть II (практическая)
Задача № 1.
Определить необходимое количество автомобилей-самосвалов МАЗ-5549 для обеспечения бесперебойной работы четырёх экскаваторов в карьере, если известны следующие данные:
Мх0 = 4; vт = 40 км/ч; Lег = 9,2 км; Wт = 84 т/ч; gс = 1,03; hи = 0,81; nсм = 1; bе = 0,5; qa = 8 т; tпн = 8 мин; tрн = 6 мин.
Решение:
Необходимое для бесперебойной работы 4-х экскаваторов количество авто-мобилей-самосвалов определяется по формуле:
Ах0 = Мх0 × te / tпз,
где время ездки одного самосвала:
te = Lег / (vт × bе) + tпр;
время погрузки-разгрузки:
tпр = tпн + tрн;
а время простоя под погрузкой:
tпз = qa × gс / Wэ.
Эксплуатационная производительность экскаватора:
Wэ = Wт × hи = 84 × 0,81 = 71,4 т/ч.
Подставляя данные из условия задачи в формулы, получаем:
tпр = 8 + 6 = 14 мин = 0,23 ч;
te = 9,2 / (40 × 0,5) + 0,23 = 41 мин = 0,68 ч;
tпз = 8 × 1,03 / 71,4 = 7,2 мин = 0,12 ч;
Ах0 = 4 × 0,69 /0,12 = 22,7 = 23 а/м.
Ответ: для обеспечения бесперебойной работы четырёх экскаваторов в карьере требуется 23 автомобиля-самосвала.
Задача № 2.
Погрузку и разгрузку универсальных автомобильных контейнеров массой брутто Gгр = 5 т на контейнерной станции осуществляют козловым краном КК-6 грузоподъёмностью Gн = 6 т. Застроповка и расстроповка контейнеров произво-дится вручную. Время застроповки (t з) и расстроповки (t у) равно 13 и 18 секунд соответственно. Коэффициент использования крана равен 0,8. Коэффициент совмещения операций j = 0,78.
Определить, на сколько процентов теоретическая производительность крана больше эксплуатационной при следующих условиях работы:
Sh = 4,9 м, vкк = 6 м/мин, lт = 5 м, vтк = 22 м/мин, lк = 21 м, vк = 46 м/мин,
Решение:
Формулы определения теоретической и эксплуатационной производитель-ности ПРМ соответственно:
Wтеор = 3600 × Gн / tц и Wэ = Wтех × hи = (3600 × Gгр / tц) × (Gгр / Gн),
где tц = tз + tу + j × [ 1,2 × (Sh) / vкк + 1,35 × (lт / vтк + lк / vк) ] – время одного цикла работы ПРМ циклического действия (в секундах).
tц = 13 + 18 + 0,78 × [ 1,2 × 4,9 / 6 + 1,35 × (5 / 22 + 21 / 46) ] = 121 с.
Подставляя значение tц в первую и вторую формулы, получим:
Wтеор = 3600 × 6 / 121 = 179 т/ч и Wэ = 3600 × 5 × 5 / 121 × 6 = 124 т/ч.
По условию задачи определим, на сколько % Wтеор ˃ Wэ:
(Wэ / Wтеор) × 100% = (124 / 179) × 100% = 69,3%.
Так как Wтеор представляет собой 100%, то 100% – 69,3% = 30,7%.
Ответ: Wтеор ˃ Wэ на 30,7%.
Задача № 3.
Vк = 1 м3; Qсут = 3800 т/сут; kн = 0,95; tц = 108; Kξ = 1,25; Тсут = 16 ч; hи = 0,75;
gг = 1,6 – 2,0 ≈ 1,8 т/м3.
Решение:
Техническая производительность одноковшового погрузчика определяется по формуле:
Wт = 3600 × Vк × kн × gг / tц = 3600 × 1 × 0,95 × 1,8 / 108 = 57 т/ч.
Отсюда искомая эксплуатационная производительность будет
Wэ = hи × Wт = 57 × 0,75 = 42,75 т/ч.
Теперь по формуле Мх = Qсут × Кξа / (Wэ × Тсут) вычислим количество погрузчиков, необходимое для освоения заданной программы. Для этого подставим в неё данные из условия и значение Wэ:
Мх = 3600 × 1,25 / (42,75 × 16) = 4500 / 684 = 6,58 = 7 шт.
Ответ: Wэ = 42,75 т/ч; Мх = 7 шт.
Задача № 4.
Перевозку контейнеров массой брутто Gгр = 5 т осуществляют по маршруту контейнерная станция – универсальный магазин и обратно. Контейнеры перевозят на автомобилях ЗИЛ-431410 грузоподъёмностью qа = 6 т. На станции контейнеры за-гружают и разгружают козловым краном. Загрузка одного контейнера на станции происходит в течение 12 минут. Разгружают контейнеры в магазине без снятия с автомобиля. Время разгрузки контейнера в магазине составляет 1,3 часа.
Сколько автомобилей высвободится на маршруте за день (nсм = 1) при установке в магазине электрической тали при следующих данных: Qсут = 10 шт,
lег = 13 км, vт = 23 км/ч, Тсм = 8,3 ч; если применение тали сокращает время раз-грузки в 2 раза? Коэффициент использования пробега bе принимать равным 0,5.
Решение:
Ах = Qсут / (Wа.см × nсм),
где производительность автомобиля за смену:
Wа.см = qa × gс × Тсм / te = qa × Gгр × Тсм / (te × qa) = Gгр × Тсм / te,
время ездки автомобиля:
te = lег / (vт × bе) + tпр,
а время погрузки-разгрузки:
tпр = tпн + tрн.
Сначала через tпр вычислим, сколько нужно автомобилей для перевозки 10 контейнеров при ручной разгрузке за одну смену:
tпр1 = tп + tр1 = 0,2 + 1,3 = 1,5 ч;
te1 = 13 / (23 × 0,5) + 1,5 = 0,28 + 1,5 = 1,78 ч;
Wа.см1 = 5 × 8,3 / 1,78 = 23,3 т/см;
Ах1 = 10 × 5 / (23,3 × 1) = 2,146 = 3 автомобиля.
Таким же образом вычислим количество автомобилей, необходимое для освоения заданного объёма работ при применении электротали для разгрузки контейнеров (tр = tр1 / 2 = 0,65 ч):
tпр2 = tп + tр2 = 0,2 + 0,65 = 0,85 ч;
te2 = 13 / (23 × 0,5) + 0,85 = 0,28 + 0,85 = 1,13 ч;
Wа.см2 = 5 × 8,3 / 1,13 = 36,7 т/см;
Ах2 = 10 × 5 / (36,7 × 1) = 1,36 = 2 автомобиля.
Узнать, сколько автомобилей высвободится при разгрузке контейнеров с помощью электротали можно по формуле:
D Ах = Ах1 – Ах2 = 3 – 2 =1.
Ответ: При применении электротали на разгрузке контейнеров высвобо-дится 1 автомобиль.
Задача № 5.
Рассчитать, какое количество груза будет переработано многоковшовым погрузчиком за одну смену, за один месяц и один год работы при следующих данных: Vк = 18 л = 0,018 м3, а = 305 мм = 0,305 м, vкц = 0,786 м/с, kн = 0,89,
nсм1 = 1, nсм2 = 30, nсм3 = 365. Коэффициент использования погрузчика принимать hи = 0,92.
Решение:
Сначала нужно найти эксплуатационную производительность многоковшо-вого погрузчика по формуле:
Wэ = hи × Wт = hи × 3600 × Vк × kн × gг × vкц / а,
где gг = 1,35 т/м3 (Приложение 2, УМК).
Wэ = 0,92 × 3600 × 0,018 × 0,89 × 1,35 × 0,786 / 0,305 = 184,59 т/ч.
Формула переработки груза погрузчиком: Wсм = Wэ × Тсм × nсм, где Тсм = 8 ч – абстрактная продолжительность одной смены. По ней можно высчитать сменную, месячную и годовую переработку:
Wсм1 = 184,59 × 8 × 1 = 1476,72 т;
Wсм2 = 184,59 × 8 × 30 = 44301,6 т;
Wсм3 = 184,59 × 8 × 365 = 539002,8 т.
Ответ: Wсм1 = 1476,72 т; Wсм2 = 44301,6 т; Wсм3 = 539002,8 т.
Список использованной литературы
1. www.gosthelp.ru
2. www.azhm.ru
3. www.techgazy.ru
4. www.ooo-mtk.com