Особенности типов дыхания




ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ

Голосоречевой аппарат человека состоит из:

· центрального аппарата – головной мозг и нервная система;

· периферического аппарата:

ü нос

ü легкие

ü диафрагма

ü гортань

ü голосовые свзки

ü артикуляционный аппарат (губы, зубы, мягкое и твердое нёбо).

Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата

 

Для того чтобы научиться владеть своим голосовым аппаратом, необходимо иметь представление о его строении и механизмах управления.

Голосовой аппарат человека включает в себя два основных компонента: членораз­дельное произношение и управление произносимой речью.

Произнесение звуков речи обеспечивается работой голосовых складок, органов ды­хания и артикуляции — это исполнительный аппарат речи, или периферический.

 

В управлении произносимой речью и ее регулировании принимают участие различ­ные отделы головного мозга — это регулирующий аппарат речи, или центральный. Без влияния импульсов или приказов, поступающих из центрального аппарата речи, движе­ние периферических отделов невозможно. И членораздельная речь невозможна.

 

Строение и деятельность центрального аппарата речевой системы

 

Согласованная работа речевой системы человека, движение мышц ротоглоточной полости, голосовых складок, а также мышц, участвующих в речевом дыхании, соверша­ется в результате управления ими центральной нервной системы.

 

Центральная нервная система состоит из ГОЛОВНОГО и СПИННОГО мозга. Отхо­дящие от них нервы с многочисленными разветвлениями и сплетениями образуют пери­ферическую нервную систему.

 

Головной мозг — центральный аппарат речи. Он называется отделом управления и регулирования звуковой речью, так как все движения ротоглоточной полости, голосовых

 

Строение и деятельность периферического аппарата речевой системы

 

Периферический отдел звуковой членораздельной речи состоит из трех отделов:

К первому отделу относится аппарат, образующий голос, — гортань и голосовые складки.

Гортань представляет собой трубку, расположенную между трахеей и глоткой. Она занимает переднюю часть шеи по срединной ее линии. Гортань является органом, у ко­торого три функции:

защитная, дыхательная, голосовая.

В речевой системе гортань яв­ляется органом, образующим голос.

 

Ко второму отделу речеголосового аппарата относится звукопроизводящая, или ар­тикуляционная, система. Это:

· полость рта, носа и глотки,

· мягкое нёбо, язык с нёбным сводом,

· зубы, губы и нижняя челюсть.

 

Твердое нёбо принимает активное участие в образовании голоса. Благодаря ему улучшается качество звука: его яркость и способность не­стись вдаль (посыл).

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, играет в развитии речевого голоса также боль­шую роль. При ее малой активности голос приобретает "гнусавый" характер.

 

Напряжение мышц глотки и мягкого нёба (внугриглоточная артикуляция) снимает напряжение мышц языка, нижней челюсти, гортани, улучшая условия голосообразова­ния. Подъем мягкого нёба, раскрытие полости глотки обеспечивают большую мощность звука. Тренировка этих мышц (внугриглоточная артикуляция) осуществляется специаль­ными упражнениями.

 

Важным органом, принимающим участие в речи, является нижняя челюсть. Благо­даря ее активности и подвижности формируются гласные звуки.

 

В строении языка различают:

· кончик (заостренный передний конец),

· спинку (верх­няя поверхность),

· края (по обеим сторонам),

· корень (задняя поверхность).

 

При смыка­нии языка с твердым нёбом поток воздуха задерживается либо, прорываясь через затвор, образует звуки т-д-н.

Если язык сближается с твердым нёбом, не смыкаясь с ним, воз­никает длительный шум благодаря трению о стенки суженной полости (звуки с-ш-з-ж).

Задержки и замедления воздушного потока Могут создаваться смыканием губ, сближени­ем губ, зубов (звуки б-п, м, в-ф).

 

Важная часть речевого аппарата — резонаторно-пронзносительная система, кото­рая объединяет ротовую и носоглоточную части речевого аппарата.

 

 

ДЫХАНИЕ

Дыхательная система дает энергию, необходимую для голосообразования.

 

Дыхательный аппарат состоит из:

· трахеи (дыхательного горла),

· бронхов с бронхио­лами (бронхиального дерева) и легочной ткани, где в легочных пузырьках (альвеолах) совершается газообмен между воздухом и кровью.

 

Трахея разветвляется на два бронха, которые образуют в легких мелкие веточки — бронхиолы, заканчивающиеся, как уже говорилось выше, альвеолами.

 

Дыхание является физиологической основой речевого звучания. От того, как дышит человек, как пользуется дыханием зависит красота, сила, четкость голоса, мелодичность речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос, благотворно действует на здоровье.

 

Существует два вида дыхания:

1. Физическое – кислород поступает в легкие человека при вдохе и освобождает его от углекислого газа при выдохе.

 

2. Фонационное – при дыхании во время речи к физиологической функции присоединяется голосовая (фонационная, т.е. участвующая в голосообразовании).

 

Особенности типов дыхания

 

Физиологическое Фонационное
1. Человек дышит непроизвольно, автоматически. 1. Человек дышит произвольно, сознательно регулируя процесс дыхания.  
2. Вдох по продолжительности равен выдоху. 2. Вдох короткий, быстрый, а выдох замедленный.  
3. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох, пауза и снова вдох, выдох, пауза и т.д. 3. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох и выдох медленный, вдох – выдох прерывающийся в связи с произношением текста.  

 

Следует помнить, что дыхательные мышцы и полости рта работают в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Слишком большой вдох (перебор дыхания) создает излишнее напряжение под голосовыми связками, голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно. Недобор дыхания лишает голос силы, плавности и звучности. Чрезмерное наполнение легких воздухом является наиболее распространенной ошибкой. От этого может наступить приступ удушья и одышки, несмотря на достаточный запас кислорода в легких.

 

1.При грудном дыхании дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделе грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое. Такое дыхание способствует перебору и утомлению голоса.

 

2. При брюшном дыхании дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох при сильном дыхании диафрагмы, на выдохе – она поднимается. Положительная сторона этого дыхания – легкость и быстрота вдоха, но это все сказывается на качестве звука.

 

3. Смешанно-диафрагматическое (полное дыхание). Такое дыхание наблюдается у здоровых людей с хорошей осанкой. Работает вся дыхательная мускулатура, одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса.

 

Тренировать дыхание полезно не только в статичном положении, но и в движении.

1. Статическое дыхание. Сидя, стоя, лежа на одном месте.

1. Динамическое дыхание (в движении).

 

ГОЛОС

 

Голосовая деятельность начинается с момент рождения человека. В процессе роста голос формируется. У детей обычно – это верхний регистр – высоко и визгливо, либо – низкий напряженный. Больше всего голос изменяется в период полового созревания – период мутации. Он приводит к резкому перелому голоса. У мальчиков этот период длится с 14 до 19 лет (23 года), у девочек – от 13 до 16 лет (19 лет).

 

Этапы мутации:

1. Предмутационный период. Формируется нервно-мышечная система голосового аппарата. Появляется сиплость и хриплость в речевом звуке.

 

2. Мутационный период. Заметное увеличение всей гортани. Голосовые связки удлиняются, и становятся толще. Совершается переход от колебаний их краев колебанием всей массы. Увеличивается объем глотки, языка, усиливается напряжение артикуляционной и мышечной мускулатуры. Голос бывает сильный, крикливый, нередко срывается (петушит).

 

3. Послемутационный период. Дальнейшее формирование гортани и всего гололосовго аппарата, который утомляется, но звук приобреатет устойчивый характер.

 

Речевой голос хорошо формируется в том случае, если нет препятствий со стороны слуха и голосообразующих органов.

 

Свойства голоса:

1. Физиологиечские:

а) сила – регулируется произольно,

б) тембр – присоединяется к основным звукам обертонов.

в) высота – зависит от частоты колебания голосовых связок.

г) диапазон (объем) – количество речевых тонов. У взрослого – 4-5, у детей – 2-3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: