РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Преподаватель: Учебная дисциплина: ППКРС (ППССЗ): | ЩЕРБАКОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (Ф.И.О.) ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) (индекс, наименование) 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий (код, наименование) |
Дятьково, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО)
Организация-разработчик: ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза А.М.Афанасьева»
Разработчики:
преподаватель ___________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ | Стр. |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ДИСЦИПЛИНЫ | |
3 условия реализации программы ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ |
Паспорт ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
_________________________________________
Общая и неорганическая химия
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе;
- использовать лабораторную посуду и оборудование;
- находить молекулярную формулу вещества;
- применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;
- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;
- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
- составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;
- составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);
- диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;
- классификацию химических реакций и закономерности их проведения;
- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
- основные понятия и законы химии;
- основы электрохимии;
- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;
- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;
- типы и свойства химических связей
- (ковалентная, ионная, металлическая, водородная);
- формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;
- характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 12 |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
работа с учебником, справочниками и ресурсами сети Интернет | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Содержание обучения по дисциплине
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Общая химия | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | |||
Основные понятия химии. Атомная и молекулярная массы. Моль. Молярная масса. Эквивалент. Молярная масса эквивалента. Закон постоянства состава. Закон сохранения массы веществ. Закон Авогадро и следствия из него. Закон эквивалентов. Химические реакции и их классификация. | ||||
Практические занятия | ||||
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | ||||
Тема 1.2. Основные классы неорганических соединений | Содержание учебного материала | |||
Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие и несолеобразующие; основные, амфотерные, кислотные. Получение оксидов. Химические свойства оксидов. Кислоты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. Основания, их классификация, химические свойства способы получения. Амфотерные основания. Соли. Средние, кислые, основные соли. Химические свойства, способы получения. | ||||
Тема 1.3. Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете современных представлений о строении атома | Содержание учебного материала | |||
Современные представления о строении атома. Атом – как сложная система. Ядро (протоны и нейтроны). Структура электронных оболочек. Энергетические уровни, подуровни, s-, p-, d-, f-атомные орбитали. Основные принципы распределения электронов в атоме: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Гунда. Изотопы. Формулировка периодического закона. Создание периодической системы элементов. Структура современной периодической системы элементов. Период. Группа. Деление группы на подгруппы. s-, p-, d-, f-элементы. Закономерности изменения основных свойств элементов по периодам и группам. | ||||
Практические занятия | ||||
Изображение электронной структуры атома при помощи электронных формул и квантовых ячеек. | ||||
Тема 1.4. Химическая связь. Строение вещества | Содержание учебного материала | |||
Понятия химической связи. Количественные характеристики связи: энергия связи, длина связи, валентный угол. Ковалентная связь: механизм образования (обменный и донорно-акцепторный), полярность, кратность, s- и p-связи. Электроотрицательность. Полярные и неполярные молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Ионная связь. Образование ионов. Классификация ионов: по составу, знаку заряда. Ионная связь, как электростатическое взаимодействие между ионами. Кристаллическое состояние ионных соединений. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. | ||||
Тема 1.5. Закономерности протекания химических реакций | Содержание учебного материала | |||
Понятие скорости реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, поверхность соприкосновения, влияние катализатора. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа. Обратимые и необратимые химические процессы. Состояние химического равновесия. Константа равновесия. Смещение химического равновесия. Влияние концентрации реагентов, температуры и давления на равновесие. Принцип Ле-Шателье. | ||||
Практические занятия | ||||
Решение задач и расчет скорости химической реакции и смещение химического равновесия | ||||
Тема 1.6. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Содержание учебного материала | |||
Основные характеристики растворов. Процесс растворения. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Особенности воды как растворителя. Электролиты и неэлектролиты. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные реакции. Условия необратимости реакций в растворах. | ||||
Реакция среды растворов. Понятие о pH. Гидролиз солей. Значение гидролиза в химических процессах, его практическое использование. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Реакции ионного обмена. Определение pH растворов индикаторами. Гидролиз солей. | ||||
Практические занятия | ||||
Составление уравнений реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах | ||||
Тема 1.7. Окислительно-восстановительные реакции | Содержание учебного материала | |||
Сущность окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители. Виды окислительно-восстановительных реакций. Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и производстве силикатных материалов. | ||||
Практические занятия | ||||
Расстановка коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1: Составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства основных классов неорганических соединений и способов их получения. Подготовка сообщения на тему: «Значение Периодического закона». Характеристика свойств элементов на основе их положения в ПСЭ. Определение вида химической связи в различных соединениях. Составление схем образования химической связи в молекулах разных веществ. Составление таблицы классификации растворов. Решение расчетных задач с производственным содержанием. Подготовка сообщения на тему: «Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации». Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной форме. Составление окислительно-восстановительных реакций. Подготовка сообщения на тему: «Окислительно-восстановительные процессы при производстве стекла». | ||||
Раздел 2. Неорганическая химия | ||||
Тема 2.1. Химия металлов | Содержание учебного материала | |||
Общие сведения о металлах. Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Металлы главных подгрупп I-II групп периодической системы. | ||||
Характеристика алюминия, его оксидов и гидроксидов. Соли алюминия. | ||||
Металлы побочных подгрупп (железо, хром, медь). Краткие сведения о важнейших соединениях железа, хрома, меди. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Изучение свойств соединений кальция. | ||||
Изучение свойств алюминия и его соединения. | ||||
Изучение свойств железа и его соединения. | ||||
Тема 2.2. Химия неметаллических элементов | Содержание учебного материала | |||
Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Неметаллы VII-А и их соединения. Свойства и применение галогенов. VI-А подгруппа. Аллотропия кислорода и серы. Оксиды серы. Серная кислота, ее свойства, значения. | ||||
V-А подгруппа. Азот, фосфор, их свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. IV-А подгруппа. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов, углерода и кремения. | ||||
Лабораторные работы | ||||
Получение и изучение свойств оксидов серы IV, сернистой кислоты, серной кислоты. | ||||
Изучение свойств аммиака, гидроксида аммония, солей аммония. | ||||
Практические занятия | ||||
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Составление уравнений реакций к цепочке схем превращения. | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2: Решение расчетных задач Подготовка сообщений на темы: «Использование соединений металлов для окраски стекла», «Многоликий карбонат кальция в природе, промышленности, быту», «История гипса», «Оксиды и соли как строительные материалы», «Поваренная соль как химическое сырье», «Использование минеральных кислот на силикатных производствах», «Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях» |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ