УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Преподаватель:   Учебная дисциплина:     ППКРС (ППССЗ): ЩЕРБАКОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (Ф.И.О.) ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) (индекс, наименование) 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий (код, наименование)

 

Дятьково, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО)

 

Организация-разработчик: ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза А.М.Афанасьева»

 

Разработчики:

 

преподаватель ___________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)

 

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ Стр.  
  2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ДИСЦИПЛИНЫ  
  3 условия реализации программы ДИСЦИПЛИНЫ  
  4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ  

Паспорт ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

_________________________________________

Общая и неорганическая химия

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе;

- использовать лабораторную посуду и оборудование;

- находить молекулярную формулу вещества;

- применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;

- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

- составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

- составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);

- диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;

- классификацию химических реакций и закономерности их проведения;

- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

- основные понятия и законы химии;

- основы электрохимии;

- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;

- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

- типы и свойства химических связей

- (ковалентная, ионная, металлическая, водородная);

- формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;

- характерные химические свойства неорганических веществ различных классов.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные занятия 12
практические занятия 12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
работа с учебником, справочниками и ресурсами сети Интернет  
   
   
Итоговая аттестация в форме экзамена

 

Содержание обучения по дисциплине

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Общая химия      
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии Содержание учебного материала    
  Основные понятия химии. Атомная и молекулярная массы. Моль. Молярная масса. Эквивалент. Молярная масса эквивалента. Закон постоянства состава. Закон сохранения массы веществ. Закон Авогадро и следствия из него. Закон эквивалентов. Химические реакции и их классификация.    
Практические занятия    
  Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
Тема 1.2. Основные классы неорганических соединений Содержание учебного материала    
  Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие и несолеобразующие; основные, амфотерные, кислотные. Получение оксидов. Химические свойства оксидов. Кислоты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. Основания, их классификация, химические свойства способы получения. Амфотерные основания. Соли. Средние, кислые, основные соли. Химические свойства, способы получения.    
Тема 1.3. Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете современных представлений о строении атома Содержание учебного материала    
  Современные представления о строении атома. Атом – как сложная система. Ядро (протоны и нейтроны). Структура электронных оболочек. Энергетические уровни, подуровни, s-, p-, d-, f-атомные орбитали. Основные принципы распределения электронов в атоме: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Гунда. Изотопы. Формулировка периодического закона. Создание периодической системы элементов. Структура современной периодической системы элементов. Период. Группа. Деление группы на подгруппы. s-, p-, d-, f-элементы. Закономерности изменения основных свойств элементов по периодам и группам.    
  Практические занятия    
  Изображение электронной структуры атома при помощи электронных формул и квантовых ячеек.    
Тема 1.4. Химическая связь. Строение вещества Содержание учебного материала    
  Понятия химической связи. Количественные характеристики связи: энергия связи, длина связи, валентный угол. Ковалентная связь: механизм образования (обменный и донорно-акцепторный), полярность, кратность, s- и p-связи. Электроотрицательность. Полярные и неполярные молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Ионная связь. Образование ионов. Классификация ионов: по составу, знаку заряда. Ионная связь, как электростатическое взаимодействие между ионами. Кристаллическое состояние ионных соединений. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ.    
Тема 1.5. Закономерности протекания химических реакций Содержание учебного материала    
  Понятие скорости реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, поверхность соприкосновения, влияние катализатора. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа. Обратимые и необратимые химические процессы. Состояние химического равновесия. Константа равновесия. Смещение химического равновесия. Влияние концентрации реагентов, температуры и давления на равновесие. Принцип Ле-Шателье.    
Практические занятия      
  Решение задач и расчет скорости химической реакции и смещение химического равновесия
Тема 1.6. Растворы. Электролитическая диссоциация. Содержание учебного материала    
  Основные характеристики растворов. Процесс растворения. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Особенности воды как растворителя. Электролиты и неэлектролиты. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные реакции. Условия необратимости реакций в растворах.    
  Реакция среды растворов. Понятие о pH. Гидролиз солей. Значение гидролиза в химических процессах, его практическое использование.    
Лабораторные работы    
    Реакции ионного обмена. Определение pH растворов индикаторами. Гидролиз солей.    
Практические занятия    
  Составление уравнений реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах    
Тема 1.7. Окислительно-восстановительные реакции Содержание учебного материала    
  Сущность окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители. Виды окислительно-восстановительных реакций. Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и производстве силикатных материалов.    
Практические занятия    
  Расстановка коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
  Самостоятельная работа при изучении раздела 1: Составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства основных классов неорганических соединений и способов их получения. Подготовка сообщения на тему: «Значение Периодического закона». Характеристика свойств элементов на основе их положения в ПСЭ. Определение вида химической связи в различных соединениях. Составление схем образования химической связи в молекулах разных веществ. Составление таблицы классификации растворов. Решение расчетных задач с производственным содержанием. Подготовка сообщения на тему: «Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации». Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной форме. Составление окислительно-восстановительных реакций. Подготовка сообщения на тему: «Окислительно-восстановительные процессы при производстве стекла».    
Раздел 2. Неорганическая химия        
Тема 2.1. Химия металлов Содержание учебного материала    
  Общие сведения о металлах. Положение металлов в периодической системе и особенности электронного строения их атомов. Металлы главных подгрупп I-II групп периодической системы.    
  Характеристика алюминия, его оксидов и гидроксидов. Соли алюминия.    
  Металлы побочных подгрупп (железо, хром, медь). Краткие сведения о важнейших соединениях железа, хрома, меди.    
Лабораторные работы    
  Изучение свойств соединений кальция.    
  Изучение свойств алюминия и его соединения.    
  Изучение свойств железа и его соединения.    
Тема 2.2. Химия неметаллических элементов Содержание учебного материала    
  Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Неметаллы VII-А и их соединения. Свойства и применение галогенов. VI-А подгруппа. Аллотропия кислорода и серы. Оксиды серы. Серная кислота, ее свойства, значения.    
  V-А подгруппа. Азот, фосфор, их свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. IV-А подгруппа. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов, углерода и кремения.    
Лабораторные работы    
  Получение и изучение свойств оксидов серы IV, сернистой кислоты, серной кислоты.    
  Изучение свойств аммиака, гидроксида аммония, солей аммония.    
Практические занятия    
  Генетическая связь между классами неорганических соединений. Составление уравнений реакций к цепочке схем превращения.    
  Самостоятельная работа при изучении раздела 2: Решение расчетных задач Подготовка сообщений на темы: «Использование соединений металлов для окраски стекла», «Многоликий карбонат кальция в природе, промышленности, быту», «История гипса», «Оксиды и соли как строительные материалы», «Поваренная соль как химическое сырье», «Использование минеральных кислот на силикатных производствах», «Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях»        

 


 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: