Понятие и признаки государства




Тема 4. Конституционный строй Российской Федерации и его основы

 

Понятие и признаки государства

Приступая к характеристике основ конституционного строя государства надо вспомнить понятие государства. Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны. Любое государство характеризуется целым рядом признаков: территория, аппарат управления и принуждения, налоги, суверенитет, монопо­лия на правотворчество. Эти признаки образуют в своей совокупности понятие формы государства. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государст­венной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образо­вания. Различают две разновидности формы правления - монар­хию и республику. Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» [monos - один, единый и arche - главенство, власть]. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира­емыми населением на определенный срок [само слово происхо­дит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело»].

 

Форма государственного устройства - это способ наци­онального и административно-территориального деления госу­дарства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти. Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Федерация представляет собой сложное союзное государ­ство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований субъектов федерации, обладаю­щих относительной политической самостоятельностью.

Конфедерация - это постоянный союз суверенных госу­дарств, созданный для достижения каких-либо общих целей. В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиле­ния интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитичес­ком пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входят бывшие союзные республики (12 членов).

Политико-правовой режим представляет собой совокуп­ность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы по степени политической сво­боды личности и соблюдения государством ее прав и свобод де­лятся на демократические [либеральные] и антидемократические.

Демократический режим - это политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: форми­рование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гаранти­рование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и уста­новлении диктатуры одного человека или группы лиц. В характеристику современного цивилизованного правового государства обычно включают следующие составляющие:

= гуманистические основы конституционного строя;

= основные характеристики государства;

= экономические и политические основы конституционного строя;

= основы организации государственной власти и местного самоуправления. Российское государство можно понимать в 2 смыслах:

1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа Рос­сии;

2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами тер­риторию.

Говоря о Российском государстве его можно охарак­теризовать следующим образом:

1) РФ - демократическое государство;

2) РФ - правовое государство;

3) высшая ценность РФ - права и сво­боды человека и гражданина;

4) форма правле­ния РФ - республика.

Демократическая природа РФ складывается из:

1) народовластия - как непосредственного, так и представительного;

2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;

3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие - осуществление власти наро­да посредством принятия решения непосредствен­но (на референдуме) либо путем избрания законо­дательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства.

Правовое государство - это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона. Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не на­оборот, т. е. РФ имеет социальный характер. В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепля­ет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и вы­ражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реа­лизации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п. Правовое государство предполагает наличие свет­ского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принуж­ден к принятию религии или отказу от нее, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запреща­ется дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантирование прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демокра­тии в РФ, так как только государство, в котором при­знаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления РФ озна­чает, что:

1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;

2) органы государственной власти являются в Рос­сии выборными или назначаемыми, но не наслед­ственными;

3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не мо­жет быть пожизненным.

РФ - это смешанная рес­публика, т. е. власть Президента РФ и исполнитель­ной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства. Террито­рия всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: