Методы и приёмы проведения фронтальных форм логопедической работы.




В логопедии принято использовать практические, наглядные и словесные методы.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно –логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально –психологическими особенностями ребенка и др. [3, c. 75].

Словесные методы, используемые на фронтальных формах логопедической работы, – это рассказ, беседа и чтение. Данный вид методов предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение,

чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

Рассказ – это такой метод, при котором изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи [1, с. 75].

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор логопеда с детьми на определённую тему [4, с. 75]. Данный метод предполагает выявление знаний детей по теме беседы, создаёт установку на усвоение новой темы, проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков детей.

Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, целью которого является воспитание интереса к книге. Чтение позволяет детям с нарушениями речи, освоить не только форму различных высказываний, но и овладеть просодической стороной речи, помочь в развитии логики разговора.

Применение на фронтальных формах логопедической работы словесных методов должно соответствовать следующим условиям:

- опираться на уровень речевых умений и навыков ребёнка;

- находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

- соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления.

Практическими методами логопедического воздействия принято считать упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны

при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и

умственной деятельности [4, с. 76].

Игры включают в себя творческие игры и игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, эмоции, и, конечно же, все компоненты речи.

НачалоМоделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность использования практических методов логопедического воздействия зависит от следующих условий:

- должны облегчать процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками;

- должны быть доступными для процесса восприятия детей;

- должны соответствовать целям и задачам коррекционной работы [4, с. 37].

Следующим видом методов, применяемых на фронтальных формах логопедической работы, являются наглядные методы. К ним относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания и способа действия.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Дети с нарушениями речи наблюдают за животными, деятельностью взрослых, явлениями окружающей их действительности. Наблюдения имеют целью

уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто

соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности) [1, c. 108].

Рассматривание – это процесс непосредственного ознакомления детей с окружающей действительностью, способствующий уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности.

Прослушивание магнитофонных записей, сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы [4, с. 78].

Показ образца задания и способа действия — это система регулятивных правил организации логопедом процесса усвоения детьми новых знаний и способов действий путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.

Эффективность использования наглядных средств на фронтальных формах логопедической работы определяется следующими условиями:

- наглядные средства должны быть хорошо видны всем детям;

- должны быть подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- должны соответствовать задачам логопедической работы;

- должны способствовать развитию аналитико – синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

В процессе логопедического воздействия применяются не только разнообразные методы, но и приёмы: показ образца, объяснение, уточнение,

пояснение, педагогическая оценка.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные принципы логопедического воздействия

на фронтальных формах логопедической работы.

2. Опишите основные методы логопедического воздействия.

3. Раскройте особенности планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: