Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.




ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ

ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХ вв.

.

Основные вопросы лекции:

1. Главные черты и направления постклассической философии.

2. Философияжизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон

3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,

экзистенциализм, герменевтика.

1. Главные черты и направления постклассической философии.

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена

философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки

философских проблем и их решения. Для классической философии -

философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу

человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и

установление на основе открытия всеобщих законов развития природы

и общества господства человека над природой, создания общества

социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.

Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -

рационалистическая парадигма - подвергаетсяжесточайшей критике

и начинается переход к неклассической философии. Философия конца

Х1Х-ХХвека отказывается от:

1. рационализма как единственного способа философствования,

признающего разум основой познания, поведения и деятельности

людей;

2. жесткого деления всех философских школ и направлений по

принципу: материализм или идеализм;

3. от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на

авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные черты философии ХХвека:

-Плюрализм в философском мышлении. В этом период

сосуществуют разнообразные направления и концепции:

материалистические и идеалистические, рационалистические и

иррационалистические, религиозные и атеистические,

сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на

естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и

интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни

другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать

при помощи различных форм познания (не только разумом!).

· предметом изучения становятся все новые и новые объекты

действительности, что ведет к возникновению принципиально новых

направлений: философия культуры, философия политики, философия

техники, философия науки и т.д.

· Терпимость (толерантность) современной философии.

Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство

междусобойДиалог– главный способ взаимодействия не только внутри

одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и

размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности,

свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и

противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле

существованиячеловечества в целом, о кризисе человека и истории.

Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель,

А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и

человека лежит не рациональное основание, а иррациональная

реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный

органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором

неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,

логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни

необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма

предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма

как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»

в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не

тождественные понятия! Жизнь– это процесс, свободное стихийное и

инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в

котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь

(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно

«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».

Главное в жизни – не материя, а дух, поэтомуна первый план выходят

«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,

символ и т.д.

 

Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,

не основан на принципах разума. Вмире вообще нет разума, в нем все

подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в

обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в

физическоммире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе

существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита»

в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире,

но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной

цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На

человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов):

властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» -

неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет

никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда

пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за

развития науки и техники. Последние становятся большим злом.

Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В

религии человек пытается победить время через идею бессмертия души.

Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно

разделяет людей.

В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание

и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.

Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,

устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей

жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр

ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей

человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.

Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека

и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и

общества. Ни о каком построении разумного и счастливого

государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи

нет.

 

Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими

заявлениями современную емуфилософскуюмысль. Суть его взглядов

– это гимн сильномучеловеку. Он считал себя ученикомШопенгауэра

и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный

поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен

бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с

незначительными изменениями. Мир – этожизнь. Основой жизни, по

Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению

всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку

приспособиться к окружающему миру и реализовать себя –

самоутвердиться.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно

этим положением объясняется критика Ницше христианства -

идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство

проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.

Однако этиморальные принципы непринимаются уже давнов качестве

руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то

хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма

условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов

человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), оно

не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для

людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и

виновато в этом христианство.

Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к заменеморали

рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет

«простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны,

слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать,

они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно

свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных

норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать,

широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и

малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в

преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не

герой и не великий человек. Это абсолютноновая порода людей, которой

еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то

отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и

мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых.

«Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения

«сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма,

противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути

ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами,

противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не

более чем субъективное истолкование фактов. Человек

«истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир

иллюзий.

Анри Бергсон- основатель интуитивизма. Жизнь как становление

начинается в результате первоначального взрыва («жизненного

порыва») и выступает как поток качественных изменений.

Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как

формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их

взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.

Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизньможет быть познана

только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все

противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим.

Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через

«длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни.

Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен

на пространственную фиксацию.

 

Контрольные вопросы и задания:

Назовите основныеособенности постклассическойфилософии и

определите отличие от классического периода.

2. ПочемуФ.Ницше считал, что основа жизни – «воля к власти» и

почему он критиковал христианство?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: