ИРРАЦИОНАЛИЗМ
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ
ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХ вв.
.
Основные вопросы лекции:
1. Главные черты и направления постклассической философии.
2. Философияжизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон
3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,
экзистенциализм, герменевтика.
1. Главные черты и направления постклассической философии.
В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена
философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки
философских проблем и их решения. Для классической философии -
философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу
человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и
установление на основе открытия всеобщих законов развития природы
и общества господства человека над природой, создания общества
социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.
Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -
рационалистическая парадигма - подвергаетсяжесточайшей критике
и начинается переход к неклассической философии. Философия конца
Х1Х-ХХвека отказывается от:
1. рационализма как единственного способа философствования,
признающего разум основой познания, поведения и деятельности
людей;
2. жесткого деления всех философских школ и направлений по
принципу: материализм или идеализм;
3. от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на
авторитеты, от «партийности» в философии.
Основные черты философии ХХвека:
-Плюрализм в философском мышлении. В этом период
сосуществуют разнообразные направления и концепции:
материалистические и идеалистические, рационалистические и
иррационалистические, религиозные и атеистические,
сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на
естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и
интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни
другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать
при помощи различных форм познания (не только разумом!).
· предметом изучения становятся все новые и новые объекты
действительности, что ведет к возникновению принципиально новых
направлений: философия культуры, философия политики, философия
техники, философия науки и т.д.
· Терпимость (толерантность) современной философии.
Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство
междусобойДиалог– главный способ взаимодействия не только внутри
одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.
· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и
размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности,
свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и
противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле
существованиячеловечества в целом, о кризисе человека и истории.
Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.
Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель,
А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и
человека лежит не рациональное основание, а иррациональная
реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный
органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором
неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,
логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни
необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма
предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма
как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»
в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не
тождественные понятия! Жизнь– это процесс, свободное стихийное и
инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в
котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь
(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно
«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».
Главное в жизни – не материя, а дух, поэтомуна первый план выходят
«науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора,
символ и т.д.
Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру,
не основан на принципах разума. Вмире вообще нет разума, в нем все
подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в
обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в
физическоммире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе
существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита»
в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире,
но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной
цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На
человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов):
властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» -
неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет
никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда
пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за
развития науки и техники. Последние становятся большим злом.
Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В
религии человек пытается победить время через идею бессмертия души.
Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно
разделяет людей.
В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание
и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.
Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,
устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей
жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр
ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей
человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.
Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека
и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и
общества. Ни о каком построении разумного и счастливого
государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи
нет.
Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими
заявлениями современную емуфилософскуюмысль. Суть его взглядов
– это гимн сильномучеловеку. Он считал себя ученикомШопенгауэра
и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный
поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен
бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с
незначительными изменениями. Мир – этожизнь. Основой жизни, по
Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению
всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку
приспособиться к окружающему миру и реализовать себя –
самоутвердиться.
Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно
этим положением объясняется критика Ницше христианства -
идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство
проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.
Однако этиморальные принципы непринимаются уже давнов качестве
руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то
хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма
условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов
человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), оно
не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для
людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и
виновато в этом христианство.
Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к заменеморали
рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет
«простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны,
слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать,
они рабы от природы и могут лишь подчиняться.
«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно
свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных
норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать,
широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и
малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в
преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не
герой и не великий человек. Это абсолютноновая порода людей, которой
еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то
отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и
мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых.
«Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения
«сверхлюдей».
Ницше выступает против европейского рационализма,
противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути
ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами,
противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не
более чем субъективное истолкование фактов. Человек
«истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир
иллюзий.
Анри Бергсон- основатель интуитивизма. Жизнь как становление
начинается в результате первоначального взрыва («жизненного
порыва») и выступает как поток качественных изменений.
Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как
формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их
взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.
Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизньможет быть познана
только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все
противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим.
Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через
«длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни.
Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен
на пространственную фиксацию.
Контрольные вопросы и задания:
Назовите основныеособенности постклассическойфилософии и
определите отличие от классического периода.
2. ПочемуФ.Ницше считал, что основа жизни – «воля к власти» и
почему он критиковал христианство?