ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ




 

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «финансовое оздоровление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности»[1]. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного, а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, составляет два года (п. 6 ст. 80 Закона).

Появление рассматриваемой процедуры в Законе о банкротстве было одной из принципиальнейших новаций в конкурсном законодательстве периода реформы 2002 г. Ранее действовавший Закон о несостоятельности 1998 г., не говоря уже о его «предшественнике» — законодательном акте, регулировав­шем отношения в связи с несостоятельностью в период с 1992 по 1998 г., ничего подобного не содержал.

Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности не известна иностранным законода­тельствам и представляет собой специфику исключительно рос­сийского законодательства о банкротстве. По замыслу законодателя, предназначение финансового оздо­ровления может быть сведено к следующему. В отличие от внеш­него управления – процедуры, наиболее близкой к рассматривае­мой и также направленной на восстановление платежеспособно­сти должника, финансовое оздоровление подразумевает, что восстанавливать платежеспособность будет сам должник (едино­лично или при помощи третьих лиц) по им же составленному пла­ну, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредито­ры) в соответствии с тем видением развития бизнеса должника, которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные кор­поративные финансы из кризисного состояния. При этом долж­ник берет на себя и тот риск, который проистекает из его само­стоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не уда­стся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в си­лу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредито­ров (п. 1 ст. 79 Закона).

В мировом соглашении также можно проследить определенные сход­ства с финн. оздоровлением. И в финансовом оздоровлении, и в мировом соглашении должник имеет возможность с согласия кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платеж­ных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить управление своим имуществом, но с некоторыми ограничениями. Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоров­ления не прекращается.

Инициатива во введении рассматриваемой процедуры может исходить либо от должника, либо от третьего лица (третьих лиц). Если вести речь о первом случае, то закон в этой части четко предписывает, что волеобразуюшим органом со стороны должника выступает его высший орган управления (в зависимости от организационно-пра­вовой формы это может быть общее собрание акционеров, общее собрание участников и т. д.)или собственник имущества должни­ка — унитарного предприятия (п. 1 ст. 77 Закона о несостоятель­ности). Третьи лица могут вмешаться в банкротный процесс толь­ко с согласия должника (п. 1 ст. 78 Закона).

В обоих случаях инициатива оформляется в виде обращения к первому собранию кредиторов. Обязательной частью обращения выступает информация о предлагаемом обеспечении исполнения должником его обязательств, план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбит­ражным судом, если с необходимостью его введения согласились кредиторы (п. 1 ст. 75 Закона). Однако Закон знает два случая ис­ключений из данного правила.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено су­дом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения о дальнейшей, следующей за наблюдением процедуре банкротства. Условием в данном случае является то, что инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собствен­ную инициативу и предоставили необходимое обеспечение. Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внеш­него управления или открытии конкурсного производства, то и в этом случае финансовое оздоровление может быть введено против их воли. Условие в этой части – предоставление не любого до­пустимого обеспечения, а его строго определенной формы – банковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем известным кредиторам минимум на 20%. Единственное, что здесь остается отметить – процедура фи­нансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда обеспечение исполнения должником требований кредиторов не представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается на такой вариант.

Входе финансового оздоровления органы управления должника хотя и сохраняют свою роль, ибо в этом и состоит один из ос­новных принципов рассматриваемой процедуры, но все-таки осу­ществляют свои полномочия с определенными ограничениями.

Во-первых,должник не вправе без согласия собрания кредито­ров или комитета кредиторовсовершать сделки, в которых у него имеется заинтересованность или которые:

а) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения его имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

б) влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Во-вторых, должник не вправе без согласия собрания кредито­ров или комитета кредиторов и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

В-третьих, в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, все сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

В-четвертых, должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

а) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

б) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реа­лизуемой должником в процессе обычной хозяйственной дея­тельности:

в) влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

г) влекут за собой получение займов (кредитов).

Как видим, ограничения достаточно существенные, но они вполне оправданны, поскольку, несмотря на то, что кредиторы, согласившиеся на введение данной процедуры, получают допол­нительную гарантию в виде предоставленного обеспечения, за­бывать о том, что должник находится в процедурах банкротства и расчеты с его контрагентами не завершены, не следует. В ко­нечном счете, график расчетов может быть сорван, обеспечение – утрачено или снижена привлекательность, поэтому контроль не­обходим.

Внешнее управление является еще одной оздоровительной процедурой. В соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности « внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспо­собности»[2]. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев (ст. 93 Закона).

Цель введения процедуры внешнего управления прямо обо­значена в самом законодательном определении – организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к «излечению» финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.

Таким образом, внешнее управление, как и процедура финансо­вого оздоровления, представляет собой разновидность реабилита­ционных процедур, направлен­ных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на во­прос, кто, какой субъект будет выступать организующим финан­совую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансо­вым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут внешние субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий.

Как говорилось выше, формальными основаниями для введе­ния процедуры внешнего управления являются решение первого собрания кредиторов и (или) определение арбитражного суда. Материальное основание выражается в реальной возможности восстановления платежеспособности, подтвержден­ной решением первого собрания кредиторов или наличием осно­ваний полагать это, выявленных арбитражным судом самостоя­тельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).

Наряду с от­странением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

В соответствии со ст. 95 Закона о несостоятельности морато­рий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки ис­полнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санк­ции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. Опреде­ленной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предпи­сание закона о начислении на «мораторные» суммы процентов по ставке рефинансирования, установленной Центральным бан­ком РФ. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским догово­рам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Итак, основное предна­значение института моратория состоит в том, чтобы определен­ным образом стабилизировать финансовое положение санируемо­го предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам воз­можность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать ход восстановления платежеспособности.

Согласно ст. 106 Закона о несостоятельно­сти не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внеш­ний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восста­новлению платежеспособности должника, условия и порядок реа­лизации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расхо­ды должника.

Вопрос об утверждении плана внешнего управления относит­ся к исключительной компетенции собрания кредиторов. План внешнего управления должен быть рассмотрен не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Соответственно в эти же, а точнее, в более сжатые (с учетом верстки, рассылки и срока на ознакомление) сроки он должен быть и разработан (п. 1 и 2 ст. 107 Закона). Утвержденный соб­ранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены сле­дующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

а) перепрофилирование производства (когда, например, выпуск прежней продуктовой линейки является неконкурентоспособным, но имеется техническая возможность наладить изготовление и сбыт другой продукции);

б) закрытие нерентабельных производств;

в) взыскание дебиторской задолженности (этот шаг во всех случаях является необходимым, так как со всей очевидностью приводит к «чистому» приросту денежной массы, находящейся в распоряжении должника);

г) продажа части имущества должника (возможна в случае, когда единовременный доход от продажи более эффективен, чем сдача в аренду или собственная эксплуатация с целью извлечения дохода);

д) уступка прав требования должника (поскольку таковая, как правило, подразумевает дисконт (скидку с номинала), каждый раз необходимо анализировать, будет ли цессия долга выгодной в сравнении с затратами на его реальное истребование);

е) исполнение обязательств должника собственником имущества должника, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

ж) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

з) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

и) продажа предприятия должника (причем продан может быть только один из действующих бизнесов, например один из заводов, принадлежащих должнику);

к) замещение активов должника и, как указывает закон, иные меры по восстановлению платежеспособности должника. В частности, сюда могут быть отнесены оспаривание убыточ­ных сделок, сделок, направленных на «вывод активов», заклю­ченных прежним руководством должника, а также расторжение невыгодных с точки зрения стоящих задач договоров.

Впол­не логично, что порядок завершения внешнего управления раз­нится в зависимости от того, удалось ли по его ходу добиться восстановления платежеспособности должника или нет. Если дан­ная задача достигнута и средств должника достаточно для удовле­творения претензий его контрагентов, то после утверждения отче­та внешнего управляющего собранием кредиторов в соответствии с п. 1 ст. 118 Закона отчет, сопровождаемый ходатайством собрания о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредито­рами, представляется в арбитражный суд, который, убедившись в восстановлении платежеспособности должника, выносит опреде­ление о переходе к расчетам с кредиторами. Далее следует стадия расчетов, которая в любом случае не может превышать шести месяцев. После окончания расчетов с кредито­рами арбитражный суд выносит определение об утверждении от­чета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 2 ст. 120 Закона).

Если же платежеспособность по итогам проведения рассмат­риваемой процедуры банкротства не восстановлена арбитражный суд может вынести решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в соответствии с п. 7 ст. 119 Закона.

 

 


[1] См. Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. №43. Ст.4190

[2] Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»\\ СПС КонсультантПлюс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: