Особенности использования игры в процессе фронтальных логопедических занятий с детьми.




Игра является одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность и эмоциональную сферу детей. Игровая деятельность вызывает положительное отношение к выполняемой работе, позволяют многократно повторять аналогичные задания без монотонности и скуки, маскируя сложную мыслительную деятельность, делая её более интересной. Использование игр и игровых приемов на фронтальных логопедических занятиях оказывает заметное влияние на усвоение грамматических знаний и умений, на развитие речевой активности.

По мнению Бикташевой Г. Б. в процессе игровой деятельности перед детьми ставятся познавательные задачи, создаются ситуации, заставляющие искать правильный ответ. В процессе выполнения заданий дети приучаются к развёрнутым высказываниям, к обсуждению полученного результата. Игра должна соответствовать целям коррекционно-развивающего процесса. На логопедических занятий главной целью является нормализация звуковой стороны речи. У детей формируются полноценные фонематические процессы, представления о звукобуквенном составе слова, навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, исправляются дефекты произношения.

На логопедических занятиях для первоначального ознакомления со звуками речи используются фонетические игры. Детям с нарушением произношения предлагаются игры, направленные на формирование речевого дыхания, силы и направленности воздушной струи – «Посади бабочку на цветок», «Забей мяч в ворота» и др. Для закрепления умения различать гласные и согласные звуки проводится игра «Азбука Морзе» - логопед произносит звуки – дети выкладывают соответственно красные и синие кружки.

Одной, из задач коррекционно–развивающего обучения является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий этого плана направлено на уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса детей путем накопления новых слов, а также за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Успешно решить эти задачи помогает использование игровых приемов, занимательного лексического, логико-грамматического и наглядного материала. Дети с интересом разгадывают кроссворды, составленные на различные темы – «Животный мир», «Одежда», «Растения». Это развивает фонематические процессы и звукобуквенный анализ слов. Дидактическая игра «Ромашка» используется для дифференциации согласных в словах и предложениях. В качестве организационного момента, подводки к теме занятия или переключения с

 

одного вида деятельности на другой, широко используются шарады, ребусы, загадки.

В ходе проведения фронтальных форм логопедической работы происходит развитие и совершенствование навыков построения связного высказывания. Существует много разнообразных упражнений по развитию связной речи. Помимо традиционных, используется такой интересный вид работы, как драматизация и инсценирование, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов и их сценическое воплощение. Для этого вида деятельности очень удобны русские народные сказки. Очень важным моментом является создание непринужденной обстановки. В этом большую помощь оказывают куклы – персонажи сказок. Высказывание от лица своего героя и одновременное манипулирование куклой требует от ребенка распределения внимания, способности к переключению, развивает память, мышление. Инсценирование – лучшее средство развития интонации, выразительности речи, повышения эмоционального уровня восприятия. Исполняя различные роли, дети учатся понимать чувства других людей. Сценические ситуации заставляют переживать различные состояния, что обогащает их эмоциональный мир.

Фронтальные логопедические занятия помогают восполнить пробелы в развитии средств языка и функции речи, в процессе их проведения формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку. У детей формируется психологическая готовность к общению с логопедом, положительный настрой, ненавязчиво устраняются отклонения вторичного, неречевого генеза – сложности самоорганизации, концентрации внимания, актуализации памяти, нарушения мышления, работоспособности, поведения и др. А всё это, в свою очередь, ускоряет темп и улучшает качество исправления речевого дефекта.

Вопросы для самоконтроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: