Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике.




Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методы формирования цен.
Методологический аспект ценообразования в развитых странах разрабатывается государственными органами при помощи общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.
Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют за ними и контроль.
Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен повышает роль государств в осуществлении политики ценообразования. Она заключается в воздействии на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить:
- инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,
- резкого подорожания сырья и топлива,
- монополизма производителей.
Так же государственное регулирование должно способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентированной на внедрение достижений научно технического прогресса. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов. Например, поддержание прожиточного минимума в оптимальном количестве товаров первой необходимости.
«Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение)»2.
На способы и методы государственного регулирования - цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда.
Теперь рассмотрим, с помощью, каких методов осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и на косвенные методы.
При помощи прямых методов государство воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. При помощи косвенных методов государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень.

 

29. Косвенные методы государственного регулирования цен

Косвенное государственное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное государственное регулирование цен - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

  • проведение государственных закупок;
  • установление налогов и налоговых ставок;
  • регулирование денежного обращения и кредита;
  • регулирование государственных расходов;
  • политику государственных инвестиций;
  • установление норм амортизации;
  • регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически косвенное государственное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, госзакупка).

Прямые методы контроля за ценами, как правило, сочетаются с косвенными методами. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными методами государственного регулирования.

В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

 

30. Особенности установления экспортных цен в международной торговле

Намеченный целевой рынок определяет основные подходы к определению экспортной цены. Факторы, которые при этом должны учитываться, включают: важность цены при принятии потребительского решения о покупке, силу сознания отношения "цена - качество", потенциальную реакцию потребителей к изменению цены. Также должен быть изучен потребительский спрос.

Для экспортера очень важна система распределения товара, поэтому необходимо сканирование маркетинговой сети с тем, чтобы определить, насколько она соответствует характеристикам целевого рынка. Ведь цена будет одним из главных факторов в определении желаемого образа экспортного товара и зависит от используемых каналов распределения и требуемых форм продвижения.

Последовательность работ при расчете экспортной цены показана на рис.3.

 

Рис.3. Стадии установления экспортной цены

Ценовая политика экспортера следует из общих целей фирмы на определенном рынке и содержит принципы и правила, которых будет придерживаться фирма при принятии стратегических и тактических решений. Ценовая политика может быть основана на принципах: максимализации прибыли, захвата доли рынка, выживания, достижения определенного процента прибыли на инвестиции, различия конкурентных преимуществ и других.

Основными стратегиями установления цены в международном маркетинге, в том числе и экспортной цены, являются:

1) стандартная мировая цена;

2) двойная цена;

3) цена, ориентированная на рынок.

Первые две стратегии предполагают расчет экспортной цены на основе издержек. Расчет этот достаточно прост и учитывает все необходимые издержки по экспорту. Однако существуют особенности в учете величины издержек. Так, стандартная мировая цена основана на средних издержках единицы товара и включает постоянные, переменные и связанные с экспортом товара издержки. При двойном ценообразовании экспортная цена основана на учете предельных издержек, что делает ее ниже цены товара на внутреннем рынке. Этот метод расчета экспортной цены рассматривает прямые затраты на производство и продажу товара на экспорт как "потолок", выше которого экспортная цена не может быть установлена.

Все другие виды затрат (постоянные издержки) рассматриваются как относящиеся к внутренним операциям и переносятся на себестоимость товара для национального рынка. Такой подход к определению экспортной цены может сделать фирму открытой для демпинговых сборов, т.к демпинг всегда был основан на средних общих издержках, которые могут быть выше, чем предлагаемая фирмой экспортная цена.

Таким образом, расчет экспортной цены на основе издержек создает ряд проблем:

1) издержки распределятся произвольно;

2) не принимаются во внимание сильно различающиеся рыночные условия;

3) не учитывается метод проникновения на рынок и стадия ЖЦТ на соответствующих рынках.

Экспортная цена, ориентированная на рынок, является наиболее соответствующей рыночной концепции. Этот метод расчета экспортной цены позволяет экспортеру учесть конкурентоспособные стороны своего товара и фирмы. Главная проблема, которая возникает при этом - недостаток информации. Поэтому в большинстве случаев именно предельные издержки служат основой для конкурентных экспортных цен.

При подготовке информации о ценах экспортер должен быть достаточно осторожен и принимать во внимание тот факт, что при любой форме экспорта товар требует дополнительных расходов. Все эти расходы подразделяются на три вида:

1) расходы по модификации товара для иностранного рынка;

2) расходы по внедрению и освоению иностранного рынка;

3) расходы по содержанию экспортной службы.

Отправной точкой при расчете экспортной цены все-таки является его себестоимость. При экспорте товара, не подвергающегося обработке в стране назначения, себестоимость выглядит следующим образом:

Полная "национальная" себестоимость:

стоимость упаковки и специальной подготовки к экспорту;

стоимость содержания функциональных экспортных служб.

Себестоимость экспортного товара до отправки:

издержки на погрузку и международные перевозки;

страховые расходы по транспорту;

"консульские" издержки (товарный сбор или сбор в аэропорту и др.);

таможенные пошлины, издержки гарантийного хранения и т.д.

Себестоимость экспортной продукции, прибывшей в иностранное государство:

расходы по сбыту: стоимость хранения, оплата торгового персонала, расходы на стимулирование объёма продаж, рекламу, послепродажное обслуживание.

Себестоимость экспортной продукции до финансовых расходов:

финансовые расходы: финансирование до продажи товара (предоплата), финансовый кредит;

Себестоимость экспортной продукции до определения степени риска:

расходы на покрытие финансовых, коммерческих и политических рисков;

Полная себестоимость продукции в иностранном государстве.

С учетом всех издержек, которые несет экспортер, экспортная цена товара превышает его цену на внутреннем рынке. Возрастание экспортной цены называется эскалацией, и она вызывает снижение конкурентоспособности товара или вынуждает экспортера продавать свой товар посредникам по более низкой цене, чтобы снизить уровень цен в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: