Виды предприятий розничной торговли




Предприятия розничной торговли можно классифицировать следующим образом:

1. В зависимости от политики цен:

- магазин высоких цен

- магазин умеренных цен

- магазин сниженных цен

 

2. В зависимости от товарного ассортимента:

-специализированный магазин(предоставляет широкий выбор товаров, входящих в одинаковую ассортиментную группу по умеренным ценам)

- универмаг(предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент розничных товаров).

Эти товары с учётом ассортиментных групп рассредоточиваются по отделам, каждый из которых представляет специализированный магазин полного ассортимента. Отделы, торгующие схожими товарами, объединены в секции.

- универсам (предприятие розничной торговли, рассчитанной на первоочередное удовлетворение нужд покупателей продовольственных товаров и товаров домашнего обихода)

- супермаркет (предприятие розничной торговли, имеющее большое торговое предложение одновременно с полным набором продовольственных товаров)

-гипермаркет (магазины, специализирующие на продаже продуктов питания и товаров повседневного спроса, площадь составляет около 30000 м2).

-магазины товаров повседневного спроса (небольшие бакалельно-гастрономические магазины, характеризующиеся высоким доходом от продаж. Ассортимент таких магазинов включает небольшой выбор бакалельно-гастронимических продуктов, некоторые непродовольственный товары и другие товары повседневного спроса).

 

3.В зависимости от предоставляемых услуг:

-магазины самообслуживания

- магазины с ограниченным обслуживанием

- магазины с полным обслуживанием

 

4.внемагазинные формы торговли (пересылка товаров по почте, продажа товаров на дому)

- рыночная распродажа товаров

-передвижная распродажа товаров

-благотворительность

-продажа товаров в пункте потребления

 

Комиссионная торговля

Одной из форм оптовой и розничной торговли является ко­миссионная торговля, при которой торговый посредник, т.е. комиссионер, совершает торговую сделку от своего имени, а экономический результат от этой сделки достается владельцу товара. Комиссионер же (от фр. commissionnaire — поручение) в данном случае удовлетворяется комиссионным вознагражде­нием.

В роли комиссио­неров обычно выступают фирмы, имеющие определенную дело­вую репутацию и дающие возможность малоизвестным коми­тентам на выгодных для них условиях продавать или приобре­тать товар. Основная сфера комиссионной торговли сложи­лась следующим образом:

к услугам оптовиков-комиссионеров, как правило, прибега­ют промышленные компании, когда на рынках продукции про­изводственно-технического назначения необходимо сбыть из­лишки тех или иных производимых ими товаров, преимущес­твенно стандартизованных;

оптовики-комиссионеры обычно выступают для промышлен­ных предприятий в качестве поставщиков сельскохозяйственно­го сырья, закупая его у непосредственных производителей;

розничные магазины могут принимать на реализацию на ко­миссионных условиях как новые, так и бывшие в употреблении товары;

сельскохозяйственную продукцию непосредственных про­изводителей могут реализовывать на комиссионных условиях колхозные рынки и торгово-закупочные кооперативы.

Взаимоотношения сторон в процессе комиссионной торгом ли регулирует договор комиссии. Статья 880 ГК Республики Беларусь гласит, что по договору комиссии одна из сторон (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В соответствии с зако­нодательством Республики Беларусь комиссионер обязан ис­полнить принятое на себя обязательство на наиболее выгодных для комитента условиях. Если комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем указаны комитен­том, то дополнительная выгода делится между ними, если другое не предусмотрено соглашением сторон. Договор комис­сии может быть заключен на определенный срок или без ука­зания срока, а также с указанием или без указания террито­рии его исполнения. Комиссионер с целью исполнения догово­ра может заключить с другим лицом договор субкомиссии, ес­ли иное не оговорено в договоре комиссии. При этом он остает­ся ответственным за действия субкомиссионера перед коми­тентом, а в отношении субкомиссионера приобретает права и обязанности комитента.

Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемый то­вар, поэтому должны располагать необходимыми складскими площадями для его приемки, хранения, переработки и реали­зации. При этом комиссионер принимает на себя обязательство заботиться о надлежащем хранении товара.

Комиссионное вознаграждение, выплачиваемое комитен­том комиссионеру, зависит от целого ряда факторов, но в пер­вую очередь от вида реализуемой продукции.

Если договор комиссии не исполнен по причинам, зависящим от комитента, то у комиссионера остается право на комиссионное вознаграждение и возмещение понесенных расходов.

В Республике Беларусь достаточное распространение получила комиссионная торговля потребительскими товарами неп­родовольственного назначения. В соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Министерством торговли республики, на комиссию принимаются новые и бывшие в употреблении товары, год­ные для использования, не требующие ремонта или реставра­ции, отвечающие санитарным нормам и требованиям, безопас­ные для жизни и здоровья граждан. При этом степень износа швара при его пригодности к употреблению не может являться основанием для отказа в приеме на комиссию.

На комиссию не принимаются товары, изъятые из граж­данского оборота или свободная реализация которых запреще­на или ограничена по действующему законодательству:

боевое и служебное оружие;

армейское снаряжение, форменное обмундирование и дру­гие товары военного ассортимента;

газовая аппаратура без соответствующего освидетельствова­ния службами газового хозяйства;

белье со штампом учреждений, организаций и предприятий;

шкуры зверей без маркировки изготовителя;

лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также жемчуг, янтарь, мореный дуб от учреждений, предприя­тий и организаций;

изделия из драгоценных металлов производственно-техни­ческого назначения;

драгоценные металлы в сертифицированных слитках;

драгоценные изделия без оттисков пробирного клейма;

монеты из драгоценных металлов, которые находятся в об­ращении на территории Республики Беларусь;

драгоценные камни в необработанном виде;

ордена, медали и другие нагрудные знаки, жетоны, плакет­ки, изготовленные из драгоценных металлов; ограненные дра­гоценные камни, не закрепленные в изделия.

Не принимаются также на комиссию:

товары для новорожденных, белье для детей ясельного и дошкольного возраста, игрушки для детей до трех лет (исклю­чая в герметичной упаковке);

транспортные средства с поддельными регистрационными документами и с явными признаками изменения номеров агре­гатов;

товары от несовершеннолетних в возрасте от 15 до!8 лет без согласия родителей, усыновителей или попечителей.

От граждан товары на комиссию принимаются по предъяв­лению паспорта или другого документа, удостоверяющего лич­ность. Субъекты хозяйствования должны предъявить наклад­ные и доверенности, оформленные и выданные в установленном прядке.

При приеме товаров на комиссию между комиссионером и комитентом заключается договор комиссии. Если на комиссию принимается несколько товаров, к договору комиссии прилага­ется перечень товаров, принятых на комиссию. Одновременно с этим выписывается товарный ярлык. Примерные формы дого­вора комиссии, перечня товаров и товарного ярлыка разрабаты­ваются Министерством торговли Республики Беларусь.

Одним из существенных условий договора комиссии являет­ся цена. При заключении договора комиссионер должен про­информировать комитента о состоянии спроса и предложения на товары, сдаваемые на комиссию, что необходимо для уста­новления реальной продажной цены. Размер комиссионного вознаграждения устанавливается в процентах к цене, по кото­рой продан товар.

Договором комиссии предусматривается порядок и сроки уценки товаров. Уценка одного и того же товара производится не более трех раз, хотя при согласии комиссионера число уценок может быть увеличено. В случае, если товар не продан после третьей уценки, комиссионер либо дает согласие на дальнейшую уценку, либо возвращает товар комитенту, который обязан возместить затраты, связанные с хранением товара.

Товар, принятый на комиссию, поступает в торговый зал не позднее следующего дня после его приема. Комиссионер несёт ответственность перед покупателем за соответствие товара характеристике его состояния, данной при приемке товара на комиссию. Товар, приобретенный в комиссионной торговле, обратно от покупателей не принимается. Исключение составляют новые товары с производственными дефектами, не обнаруженными при приеме на комиссию, если они возвращены не позднее двух рабочих дней после покупки. Деньги за проданный товар выплачиваются комитенту не позднее, чем на третий день после его продажи при предъявлении договора комиссии и документа, удостоверяющего личность.

Одной из достаточно распространенных разновидностей комис­сионной торговли является консигнация (от лат. consignatio -письменное доказательство, документ).

При данной форме тор­говли владелец (консигнант) передает комиссионеру (консигна­тору) товар для продажи со склада комиссионера. При этом товары остаются собственностью отправителя.

Существуют следующие разновидности консигнации:

1.возвратная, при которой весь непроданный консигнатором товар возвращается его собственнику;

2.частично возвратная, предполагающая, что по истечении определенного срока продажи консигнатор обязуется выкупить у консигнанта согласованное количество непроданного товара, а остаток возвратить;

3.безвозвратная, предполагающая, что консигнатор не имеет права по истечении установленного срока возвратить непроданный товар его владельцу, а обязан приобрести его в свою собствен­ность.

 

7.8 Лизинг

По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предо­ставить это имущество за плату арендатору во временное владе­ние и пользование в предпринимательских целях.

Преимущества лизинга для производителя сводятся к сле­дующему:

1.расширение круга потребителей за счет тех, кто нуждается в обновлении оборудования, но не может осуществить крупные единовременные затраты, а также за счет значительного круга потребителей (научно-исследовательских институтов, опытных производств), которым отдельные виды оборудования нужны на непродолжительный срок;

2.оперативное выявление конструктивных недостатков обору­дования и на базе этого повышение его качества;

3.некоторая защита от непредсказуемых изменений рыноч­ной конъюнктуры, поскольку долгосрочные отношения с поль­зователями гарантируют стабильные лизинговые платежи;

4.стабильная работа взятого в аренду оборудования, рассмат­риваемая как достаточно эффективная реклама.

Преимущества лизинга для арендатора следующие:

1. не возникает необходимости единовременно оплачивать но­вое оборудование, в результате чего имеющийся свободный ка­питал можно использовать для других целей;

2. появляются широкие возможности для обновления мораль­но устаревшего оборудования и технического перевооружения производства, а также переноса риска морального старения обо­рудования на арендодателя;

3. для арендатора оформить лизинговый контракт гораздо про­ще, чем получить ссуду, поскольку обеспечением сделки слу­жит само оборудование. а при лизинге арендатор имеет возможность выработать совместно с арендо­дателем удобную схему финансирования.

Взаимоотношения сторон при лизинговых сделках определяет лизинговый контракт.

 

Виды лизинга:

1. По форме организации сделки:

Прямой лизинг предполагает, что производитель или собственник, не прибегая к услугам посредников, сам сдаёт объект в аренду.

Косвенный лизинг подразумевает участие в лизинговой сделке как минимум трех сторон, т.е. производителя или торговца оборудованием, посредника (арендодателя) и арендатора.

Возвратный лизинг состоит в том, что владелец имущества продает его будущему лизингодателю и берет у него это же иму­щество в аренду.

 

2. В зависимости от срока лизинга:

Финансовый лизинг. При нем техника арендуется на дли­тельный срок, позволяющий полное или почти полное возме­щение ее стоимости за период аренды

По окончании срока аренды арендатор имеет возможность выкупить оборудование, продлить контракт на его аренду или возвратить.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в аренду оборудования на срок, меньший срока физического износа, не обеспечивающий его полной амортизации арендатору представляется право досрочного прекращения аренды, и случае морального старения арендованного оборудования они это право используют в полной мере.

Хайринг - среднесрочная аренда на срок от одного года до трех лет. Рейтинг - краткосрочная аренда на срок от одного дня до одного год. Они не предусматривают возможности выкупа оборудования.

 

3. В зависимости от формы обслуживания:

Чистый лизинг возлагает на арендатора обязанность поддерживать взятое в аренду оборудование в хорошем состоянии и по окончании срока аренды в таком же состоянии с учетом нормального износа возвратить его арендодателю

Лизинг с полным набором услуг предусматривает на протяжение всего срока аренды тесное сотруд­ничество арендодателя с арендатором.

Лизинг с ограниченным набором услуг предусматривает разделение функций по техническому обслуживанию арендуе­мого оборудования между сторонами.

Генеральный лизинг предполагает заключение между сторонами общего соглашения, по которому предоставляется лизинговая линия.

 

4. В зависимости от границ рынка:

Внутренний лизинг

Внешний лизинг

 

 

Франчайзинг

Одной из смешанных форм крупного и мелкого предпринимательства является франчайзинг (от англ, franchising - при вилегия).

Франчайзинг - - это контракт, по ко­торому торговец принимает на себя обязательства реализовы­вать товар или услуги под фирменным знаком и по правилам головной компании. Франчайзинг предполагает создание широкой сети однородных предприятий, которая носит название Франшиза. Франшиза обусловливает участие двух сторон.

Франчайзер как владелец генеральной лицензии является ор­ганизатором всего дела. Он контролирует технологию ведения бизнеса, обеспечивает стартовым капиталом, помогает в мар­кетинге и бухгалтерии, поставляет необходимые продукты, сырье, материалы, оборудование.

Франчайзи как предприни­матель осуществляет текущую деятельность, однако его фир­ма существует не как самостоятельный субъект хозяйствова­ния, а как элемент единого комплекса, объединенного фран­чайзером.

Важнейшее усло­вие франшизы - это единые цены, которые централизованно регулируются головной компанией.

Преимущества для франчайзера состоят в том, что фран­чайзинг дает для него возможность увеличить количество хо­зяйствующих субъектов, реализующих или производящих то­вар или услугу, не требуя для этого больших собственных капи­талов. При этом контрактные обязательства гарантируют, что франчайзи будут работать в строгом соответствии со стандарта­ми франчайзера. Расширяется для франчайзера перечень воз­можных источников доходов, а если учесть, что франчайзи за­интересованы в максимизации прибыли, то и головная компа­ния будет иметь стабильный доход.

Недостатки для франчайзера связаны с тем, что он может потерять некоторый контроль. Не всегда франчайзи работают в строгом соответствии стандартами франчайзера, что может сказаться на репутацию торговой марки. Франчайзер не может быть полностью уверен в правдивости отчетов франчайзи об их деятельности.

Преимущества для франчайзи:

нет необходимости тратить значительные средства на рекламу товаров или услуг, поскольку они имеют дело с известной торговой маркой, широко рекламируемой en мим франчайзером. Франчайзи получают постоянную помощь и консультации по обустройству точек, оперативного управления и учета и т.д. Они получают значительную экономию от централизованных закупок сырья или товаров, поскольку массовые закупки для них производит франчайзер.

Недостатки для франчайзи в основном связаны с ограничением степени их самостоятельности. Иногда это приводит к потере прибыли, как в ситуации, когда отдельные товары или и ингредиенты приобретаются у франчайзера, хотя на месте могли бы быть закуплены значительно дешевле. Часто предприниматели, приобретающие франшизу, рискуют, ибо реальные объёмы продаж могут оказаться значительно меньше, чем предсказывал владелец франшизы при заключении контракта.

Формы франчайзинга:

1. система розничных торговцев под эгидой про­изводителя.

2. система оптовых тор­говцев под эгидой производителя.

3. система розничных торговцев под эгидой фирмы сферы услуг.

Основные факторы, учитываемые при продаже и приобретении франшизы

Вопросы, которые должен выяснить потенциальный франчайзи, должны сводиться к следующему:

1. насколько преуспевают другие предприниматели, которые уже сотрудничают с данной компанией;

2. хватит ли той суммы, которую должен вложить предприниматель, приобретая франшизу для успешного ведения бизнеса или потребуется дополнительный собственный и заемный капитал;

3. насколько строго франчайзер относится к проблеме отбора франчайзи или им может стать любой предприниматель, про следующий цели сиюминутной выгоды;

4. насколько быстро и выгодно в случае необходимости мол но продать торговую точку, работающую на условиях франчайзинга;

5. насколько стабильным может быть спрос на товары или ус­лугу в длительной перспективе.

Вопросы, которые должен выяснить франчайзер, прода­вая франшизу, следующие:

1. стабилен ли спрос на данный товар в регионе и сохранится ли он в перспективе;

2. в какой мере эластичен спрос и в какой мере уровень дохо­дов населения региона позволит регулярно приобретать предла­гаемые товары или услуги;

3. кто входит в состав основных конкурентов и возможно ли появление товаров-субститутов;

4. какова деловая репутация фирмы, имеющей намерения приобрести франшизу, и ее владельцев;

5. насколько экономические условия и правовая база региона или страны, которые представляет потенциальный франчайзи, обеспечит нормальное ведение бизнеса.

И потенциальный франчайзер, и потенциальный франчайзи, сталкиваются с проблемой прогнозирования предпринимательского риска, и этот риск тем больше, чем полнее вкладываемый капитал. Вступительный взнос, который должен внести франчайзи, колеблется в очень значи­тельных пределах и зависит от затрат на организацию франши­зы.

Одновременно с установлением вступительного взноса опре­деляется перечень услуг, которые представляет франчайзер. Обычно данный перечень включает:

подбор и оценку месторасположения будущей франчайзинговой точки;

финансирование или помощь в заключении лизингового контракта;

передачу комплекса предметов корпоративной идентифика­ции, а также внешнее оформление и дизайн;

организацию рекламы, в том числе обоснование и выбор ка­налов ее распространения;

первоначальное обучение персонала, а также консультации и помощь при открытии.

 

 

Электронная торговля

Электронная торговля, именуемая за рубежом «е-commerce», – это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара. Фактически предметом электронной торговли может быть любой продукт (товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. п.). Сегодня основными товарами электронной торговли являются продовольственные товары, промышленные товары, информационный продукт.

Ценность электронной торговли для покупателей состоит в том, что она значительно экономит время покупателя на поиск и покупку нужного ему товара. Для продавца ценность электронной торговли заключается в потенциальной возможности охватить своей торговлей бесчисленное количество покупателей.

Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде цепочки бит.

Электронная торговля создает новую форму организации торговых предприятий – виртуальные магазины и постоянно под воздействием конкуренции предлагает новые товары и услуги для реализации в виртуальном магазине.

Основным моментом электронной торговли является продвижение товара в сети Интернет.

Продвижение товара представляет собой целый комплекс мер, направленных на реализацию товара (услуги). Оно включает в себя производство и использование информации, рекламные мероприятия, индивидуальные консультации покупателей и др.

Способы продвижения товара (услуги) в сети Интернет включают в себя:

♦ баннерную рекламу;

♦ оффлайновую рекламу;

♦ продвижение с помощью регистрации в поисковых системах и каталогах.

Баннер (англ. banner – заголовок крупными буквами на всю полосу) – рекламный графический блок правильной формы, связанный гиперссылкой с Web-страницей рекламодателя. Баннер имеет следующие три распространенных размера: 468 х 60,400 х 50,88 х 31. Баннер, имитируя в виртуальной среде свойства и возможности, которые несут рекламные щиты в обычном мире, занял прочное место в Интернете.

Оффлайновая реклама – это реклама продукции Интернет-компаний с помощью радио, которую проводит популярный артист. Другими словами, Интернет-компания в своей рекламной деятельности больше опирается на маркетинг и рекламу не в сети Интернет, а на радиорекламу, телевизионную рекламу, рекламу в печати. Радиореклама особенно эффективна для формирования будущей электронной марки, имижда фирмы и положительного общественного мнения о ней. Аудитория радиорекламы – это в основном люди в возрасте от 35 до 55 лет.

 

Встречная торговля

Встречная торговля рассматривается как внешнеторговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на некоторую часть или полную стоимость экспортируемых товаров. Это условие обязательно фиксируется в едином документе о купле-продаже, т.е. соглашении или контракте.

Инициаторами встречной торговли при внешнеэкономичес­ких связях выступают импортеры, поскольку дефицит валют­ных средств часто не дает им возможности сделать непосред­ственные закупки нужного товара. Встречная торговля позво­ляет приобрести им необходимый товар с полной или частич­ной оплатой его своими товарами. Экспортеры в условиях обос­трения борьбы за рынки сбыта, вынуждены принимать эти усло­вия, а полученные от покупателей взамен денежного эквива­лента стоимости поставленных товаров другие товары либо ис­пользуют для собственных нужд, либо продают. При такой схе­ме встречная торговля распадается на две или три стадии: пер­вая - это экспортная операция; вторая - встречная импортная операция; если экспортер не использует товар на собственные нужды, то следует третья стадия - продажа товара на внутрен­нем рынке или дополнительная экспортная операция.

При проведении операций встречной торговли важное значение имеет правильное документальное оформление переме­щения товара через таможенную границу. Для получения у таможенных органов разрешения на использование товара в установленных таможенных режимах необходим паспорт сдел­ки, т.е. документ установленной формы, оформляемый экспортёром или импортером по внешнеторговым договорам,

Паспорт сделки регистрируется в таможенных органах и яв­ляется основным документом для валютного контроля внешне­торговых операций. При отсутствии в предусмотренных зако­ном случаях таможенного оформления по каждой экспортной и импортной отгрузке товаров, общая стоимость которых превы­шает в эквиваленте 200 евро, заполняется статистическая декларация, которая также регистрируется в таможенных ор­ганах и служит для целей статистического учета и валютного контроля экспортно-импортных операций.

Формы встречной тор­говли: бартер, встречные закупки, выкуп устаревшей продук­ции, операции с давальческим сырьем. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности и сферы применения

Бартер - прямой безденежный обмен товарами и услугами, оформляемый единым договором.

Правовое регулирование бартера осуществляется на основе главы 31 ГК Республики Беларусь «Мена».

По договору мены каждая из сторон обязуется пере­дать в собственность другой стороне один товар в обмен на дру­гой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который он обязуется принять в обмен.

Если договор мены не предполагает другое, то товары, под­лежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются той стороной, которая несет соответствующие обязательства.

Особенностей бартера: разовый характер сделки и оформление ее одним контрактом; участие в сделке двух сторон; определение объема сделки и всех ее условий до подписания контракта; более корот­кий по сравнению с другими формами встречной торговли срок исполнения контракта.

При встречной торговле одна из сторон обязуется принять в оплату поставленных другой стороной товаров частично де­нежные средства и частично товары. Кроме поставок товаров встречные обязательства могут быть осуществлены путем выпол­нения работ, предоставления услуг (транспортных, строительных, ремонтных и др.), передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Откуп техники, бывшей в употреблении, предусматривает продажу новых видов техники взамен бывшей в употреблении. Стоимость откупленной техники засчитывается в платеж за новую.

Откупленная техника подвергается реновации и сбывается на рын­ках покупателей с более низким уровнем потребительских требо­ваний. Такие сделки обеспечивают ускорение сбыта новых моде­лей и используются для стимулирования сбыта.

Операции с давальческим сырьем предусматривают эквива­лентный обмен товарами и оформляются специальным договором. Сторонами по договору являются с одной стороны - поставщик сырья и получатель готовой продукции, с другой - переработчик. Договор на переработку давальческого сырья содержит все основные условия контрактов купли-продажи. Поставщик сырья передает его переработчику в объеме, обеспечивающем получение необходимого количества готовой продукции, возмещение затрат и получение прибыли пе­реработчиком.

При осуществлении бартерных сделок следует соблюдать сле­дующие меры предосторожности:

- убедиться в высоком качестве поставляемых взамен товаров;

- потребовать от встречного поставщика банковскую гаран­тию должного исполнения договора на минимальную сумму, дос­таточную для компенсации возможных потерь;

- проверить, не подлежат ли товары, получаемые в погашение бартера, ограничениям таможенной службы в своей стране.

 

Лицензионная торговля

Лицензионная торговля является новым сектором торговли, специфика которого определяется особенностями коммерческого обмена научно-техническими достижениями. Лицензионная торгов­ля включает в себя различные формы международной торговли авторскими разработками и научно-технической продукцией.

Предметом лицензионной торговли являются патентные и бес­патентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний. Предме­том купли-продажи являются права на использование лицензии.

Лицензия - это оформленное договором разрешение на ис­пользование другим лицом или организацией объектов промыш­ленной собственности в течение определенного срока за опреде­ленную плату.

Объектами промышленной собственности являются:

1) изобретения;

2) полезные модели;

3) промышленные образцы;

4) топологии интегральных микросхем;

5) секреты промышленного производства (ноу-хау),

6) товарные знаки (знаки обслуживания);

7) фирменные наименования.

Изобретение - техническое решение, представленное в виде конструкции, изделия, технологического процесса, соединения и т. п. Изобретение должно обладать существенной новизной и яв­ной производственной или иной полезностью. Владельцем изобре­тения может быть физическое лицо или организация, которые име­ют право запатентовать его в государственных органах для защиты от несанкционированного использования другими лицами.

Полезная модель - конструктивное выполнение средств про­изводства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым. Полезная модель по своей сущности близка к изобретению, представляет собой устройство с более низким уров­нем технологического прогресса, чем изобретение.

Промышленный образец ~ художественное или художествен­но-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленный образец должен обладать существенной но­визной, оригинальностью, иметь возможность промышленного применения.

Топология интегральной микросхемы - зафиксированное на мате­риальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной схемы и связей между ними.

Ноу-хау, что в переводе с английского обозначает «знать как», представляет оригинальные приспособления, модели, технологи­ческие процессы, обобщенные технические и коммерческие зна­ния, опыт управления и т. д., не обладающие существенной новиз­ной. Право на их использование передается продажей соответству­ющих лицензий.

Товарные знаки - это обозначения, отличающие товары или услуги одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.

Фирменное наименование

Отношения, возникающие в связи с созданием и использова­нием объектов промышленной собственности, регулируются ста­тьями 998-1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Республиканским органом государственного управления, обес­печивающим формирование и проведение экономической, право­вой и технической политики в области промышленной собствен­ности в Республике Беларусь, является Государственный патент­ный комитет Республики Беларусь (Белгоспатент).

Патент - свидетельство, выдаваемое компетентным прави­тельственным органом изобретателю и удостоверяющее его право на использование этого изобретения. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата пошлин.

Поэтомувладелец изобретения зачастую предпочитает переус­тупить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение. При этом заинтересован­ная сторона получает лицензию - разрешение на использование новой технологии в течение определенного времени и за опреде­ленное вознаграждение.

В практике торговли изобретениями и ноу-хау используются два вида лицензий: самостоятельные и сопутствующие.

Самостоятельные лицензии продаются по самостоятельным договорам, которые предусматривают передачу прав на использо­вание изобретений и ноу-хау.

Сопутствующие лицензии продаются путем их включения в контракты на поставку машин, оборудования, приборов и т. п. Цены и условия платежа включаются в общую сумму контракта или выделяются отдельно.

Передача права на использование объекта промышленной соб­ственности осуществляется на основе лицензионного договора, который заключается между его владельцем (лицензиаром) и по­купателем (лицензиатом).

В международной и отечественной практике различают два вида лицензионных договоров: договор на неисключительную лицен­зию и договор на исключительную лицензию.

Договор на неисключительную лицензию не ограничивает прав продавца лицензии на продажу аналогичных лицензии и сохраняет право на производство и продажу продукции на патентной терри­тории с использованием изобретений и ноу-хау, которые являются предметом неисключительной лицензии.

Договор на исключительную лицензию предоставляет покупа­телю право на использование изобретения, ноу-хау, промышлен­ного образца, а продавец лишается права продавать лицензии на указанную промышленную собственность, также производить и продавать продукцию с ее использованием. В таком договоре пре­дусматривается ответственность за нарушение монопольного права покупателя лицензии на использование изобретения на патент­ной территории, ноу-хау - на договорной территории со стороны продавца изобретения.

Цена лицензии зависит от прибыли, получаемой покупателем в результате применения новшеств. Приобретение лицензии покупателем дол­жно обеспечить возможность получения дополнительной прибыли в течение определенного периода в сравнении с той прибылью, которую он получает при используемой технологии, с учетом воз­мещения затрат и на оплату лицензии и замену технологии.

Лицензионные платежи - вознаграждение лицензиару, выпла­чиваемое лицензиатом за использование предмета соглашения.

Практикуется несколько основных видов лицензионных платежей.

Роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия договора, зависящие от размера прибы­ли, получаемой от коммерческого использования лицензии. Роял­ти устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок в процентах и выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени - ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, к определенной дате. Они могут исчисляться исходя из объема прибы­ли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3-5 %.

Паушальный платеж - зафиксированный в договоре едино­временный платеж, не связанный во времени с фактическим ис­пользованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе эк­спертных оценок.

Участие в прибыли - отчисление в пользу лицензиара части прибыли, полученной лицензиатом от коммерческого использова­ния лицензии.

Участие в собственности - передача лицензиатом лицензи­ару части акций своих предприятий в качестве платежа за предос­тавленную лицензию

Особенности товарного рынка лицензий:

- универсальность;

- взаимосвязь с различными отраслями производства;

-участие посредников (агентских фирм и брокеров), которые предоставляют информацию о научно-технических достижениях и продают лицензии.

Условия развития лицензионной торговли:

- обострение конкуренции, когда продажа собственных изоб­ретен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: