Анализ и интерпретация результатов




Отбор и организация данных производился согласно модели У. Лобова: от частного и специфического к общему [19].

Анализ текстов позволил выделить в структуре нарратива три последовательных этапа, которые можно условно обозначить как поиск Истины, инсайт и жизнь в соответствии с Истиной. Рассмотрим их подробнее.

Поиск Истины.

В первой части нарративов респондентов раскрывается их жизнь до Ислама, которая описывается как поиск Истины и разочарование, связанное с безуспешными попытками найти ответы на жизненно важные вопросы в контексте других религиозных направлений. Примеры: «Я был в духовном поиске, но во всех религиях я находил противоречия»; «Я был христианином, но теория большого взрыва заставила меня усомниться во многих вопросах». Те участники исследования, которые обозначили свое предыдущее вероисповедание как православное (примерно 68 % респондентов), указывали на непонимание официальной составляющей религии, церковных обрядов и традиций. Приведем наиболее показательные примеры: «Вот так размышляя, я дошла до того, что в Бога верила, а в церковь – нет. Какое-то время я так и скиталась по миру»; «Я постоянно искала себя. У меня постоянно возникали вопросы, на которые редко находился ответ»; «Крестили меня родственники, считаю это было совсем неправильно, ведь всю свою жизнь нас воспитывали в атеизме»; «Никогда я не понимал, почему РПЦ канонизировала определенных людей и называла их святыми, почему люди должны считать частицу праха или одежды покойника святыней и ей поклоняться, для меня все это было неприемлемо».

Примерно 81 % респондентов рассказали о своем негативном отношении к Исламу в этот период. Данное отношение они связали с недостатком жизненного опыта, а также воспринятыми социальными стереотипами. Например: «С Исламом я в принципе все время сталкивалась с момента начала активного поиска истины. Но, наверное, из-за вдолбленного мне с детства чувства ненависти к мусульманам, я долго негативно относилась к этой религии»; «В поездке по православным святыням Крыма я грозилась взорвать местную мечеть»; «О мусульманах я не знал ничего, кроме тех сложившихся стереотипах, которые известны каждому далекому от Ислама человеку: мусульмане – террористы, не едят свинину, женщину ни во что не ставят, и думают только о том, как надеть на нее паранджу».

Инсайт.

Следующая часть нарративов респондентов посвящена моменту непосредственного осознания того, что Ислам – это Истина. В ней описывается протяженный во времени или же, в ряде случаев, одномоментный опыт постижения того, что «в Исламе все правильно и гармонично, там есть ответы на все вопросы». Приводятся доводы, которые сформировали убеждение принять Ислам: «То, что убедило меня принять Ислам: у Бога нет образа и подобия, он не родил и не был рожден, он не имеет начала и конца»; «Увидев всю красоту Ислама, я нашла в нем свое убежище»; «Я была потрясена по поводу прав и обязанностей мужа и жены в Исламе. Как все верно!»; «Друг показал мне истинную красоту Ислама, можно сказать, открыл мне глаза. Мне приводили одно доказательство за другим…»; «Меня убедили те доказательства, которые есть в Исламе»; «Когда я открыла Коран, я поняла, что Аллах есть».

При этом, нужно отметить, что данное убеждение может возникнуть в двух основных случаях: либо в момент чтения духовной литературы (36 % респондентов), либо в момент общения с мусульманами из своего социального окружения (64 % респондентов). Для женщины предпосылкой к осознанию истинности Ислама (трое женщин из семи, приявших участие в исследовании) может стать брак с мусульманином.

Таким образом, к инсайту приводит процесс когнитивной переработки аргументов в пользу того, что Ислам – это правильно, Ислам лишен противоречий, и это есть Истина.

Жизнь в соответствии с Истиной

В заключительной и самой короткой части нарративов перечисляются позитивно воспринимаемые изменения, которые произошли в жизни респондентов после принятия Ислама: «В семье все наладилось»; «Моя жизнь начала набирать новые обороты, как будто я пошел по новой дороге»; «Я нашла в Коране все ответы, все, что мне было непонятно раньше»; «Теперь я живу в соответствии с законом и иду в рай»; «Ислам – религия добра, мира и любви! Как раньше мне этого не хватало!» и т. д. При этом, особое внимание акцентируется на обретении истинной картины мира.

Отметим, что по результатам исследования И.С. Булановой, православные респонденты часто описывают свою жизнь после обращения как жизнь с Богом, «встречу с Богом», «отношения с Богом» [15]. Участники же нашего исследования склонны воспринимать результат своего обращения как жизнь в Истине, жизнь по закону (81 % респондентов).

Выводы

Таким образом, в структуре нарративов мусульман об обретении веры можно выделить три основные части, условно обозначенные нами как «Поиск Истины», «Инсайт» и «Жизнь в соответствии с Истиной».

С этапом «поиска истины» респонденты связывают безуспешные попытки найти ответы на жизненно важные вопросы в поле других духовных традиций, а также негативное отношение к Исламу и мусульманам, обусловленное социальными стереотипами и отсутствием личного опыта.

В части «Инсайт» респонденты описывают непосредственное осознание истинности Ислама через процесс убеждения (понимания), детерминированный изучением духовной литературы и социальным взаимодействием с мусульманами.

Заключительная часть нарративов содержит описание «жизни в соответствии с истиной», «по закону», дается позитивная оценка произошедших жизненных изменений.

В нарративах не представлен опыт, переживаемый как непосредственная встреча с Аллахом или ощущение помощи от него. Возможно, такому осмыслению личного религиозного обращения способствует запрет на изображения в Исламе, представление о том, что сущность Аллаха непостижима, и мы можем говорить только о его атрибутах – сыфатах [20]. На наш взгляд, это затрудняет процессы визуализации и персонификации бога в Исламе. В связи с этим, можно предположить, что процесс «вхождения» в Ислам отличается от процесса «вхождения» в Православие.

Можно сделать вывод, что религиозное обращение в Ислам представляет собой, прежде всего, когнитивный процесс, мотивированный активным поиском истины и реализуемый через чтение религиозной литературы и общение с мусульманами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ясин М.И. Современные направления исследований в психологии религии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Т. 22. № 2., 2016. - С. 76-79.

2. Seggar J., Kunz P. Conversion: Evaluation of Step-like Process for Problem Solving// Review of Religious Research, Denominational and Interdenominational Studies. 1972. Vol. 13/3. P. 181-182

3. Coe G. A. The psychology of Religion. P. 153.

4. Rambo L. R. Understanding Religious Conversion. P. 146 -147.

5. Pratt J. B. The Religious Consciousness: A Psychological Study. N. Y., 1920. P. 160

6. Буланова И.С. Изменение самосознания под влиянием религиозного обращения: Дисс…канд. психол. н. Ярославль, 2015. - 200 c

7. Чернов А.Ю., Буланова И.С. Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия социология и социальные технологии. № 2 – Волгоград, 2013. - С. 115 -120

8. Антонов К.М. От обыденного к священному: религиозное обращение и пути рационализации религии (феноменологические и психологические аспекты) // Психология религии: между теорией и эмпирикой. – М.: Издательство Свято-Тихвинского гуманитарного университета, 2015. - С.75-86

9. Ясин М.И. Религиозность и внутренний конфликт // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического исследовательского и специального образовании Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронникова, Л.В. Мясникова., Т. Г. Фирсова, 2016. - С. 734-739

10. Гусева Е.С., Шиженский Р.В. Психологические особенности «религиозной инициации»: опыт православно - языческого параллелизма XXI века// Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования.- Нижний Новгород, 2016.- С.78-92.

11. Самыкина Н.Ю., Строганова Е.Ю. Смена вероисповедания как способ решения экзистенциальных задач взросления // Психологические исследования: сборник научных трудов. Вып.11 / под ред. К.С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой.- Самара: «Самарский университет», 2015.- С.15 -21

12. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: КомКнига, 2010. - 416 с.

13. Greil A.L., Rudy D. R. What Have We Learned From Process Models Of Conversion? An Examination of Ten Case Studis // Sociologican Focus. 1984. Vol. 17/4. P. 305 -323.

14. Snow D.A., Machalek R. The Sociology of Conversion// Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. P. 167 -190.

15. Буланова И.С. Религиозное обращение как повторная нарративация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой. – М.: Издательство Свято-Тихвинского гуманитарного университета, 2015.- С. 107 – 120

16. Heirich M. Change of Heart: A Test of Some Widely Held Theories of Religious Conversion // American Sociological Review. 1977. Vol. 83. P. 653-680.

17. Фолиева Т.А. Рациональный/ интеллектуальный тип религиозного обращения// Психология религии: между теорией и эмпирикой. – М.: Издательство Свято-Тихвинского гуманитарного университета, 2015. - С. 121-133

18. Lofland J., Stark R. Becoming a World-saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. P. 864.

19. Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании: Дисс…докт. психол. н. Ярославль, 2012. - 442 c

20. Шагавиев Д.А. Основы Ислама – М.: ООО «Алтын Мирас», 2012. – 180 с.

REFERENCES

1. Yasin M.I. Current areas of research in the psychology of religion // Bulletin of the Kostroma State University. ON. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiokinetika. T. 22. № 2., 2016. - pp. 76-79.

2. Seggar J., Kunz P. Conversion: Evaluation of Step-like Process for Problem Solving// Review of Religious Research, Denominational and Interdenominational Studies. 1972. Vol. 13/3. P. 181-182

3. Coe G.A. The psychology of Religion. P. 153.

4. Rambo L.R. Understanding Religious Conversion. P. 146 -147.

5. Pratt J.B. The Religious Consciousness: A Psychological Study. N. Y., 1920. P. 160

6. Bulanova I.S. Сonsciousness changes under the influence of religious conversion: Diss... cand. psychol. n. Yaroslavl, 2015. – 200 p.

7. Chernov A.J., Bulanova I. S. The psychological explanation of the religious motivation of suicide terrorism // Herald of Volgograd State University. Series 7. The philosophy of sociology and social technologies. Number 2 - Volgograd, 2013. – P. 115 -120.

8. Antonov K.M. From the mundane to the sacred: religious conversion and rationalization of the way religion (phenomenological and psychological aspects) // Psychology of religion: between theory and empiricism. - M.: Publishing St. Tikhvin Humanities University, 2015. - P.75-86

9. Yasin M.I. Religiosity and internal conflict // conflicts in the world today: international, state and interpersonal dimension. Proceedings of the V International Scientific Conference. The Scientific Council of the Faculty of psycho-pedagogical research and special education named Saratov State University National Research NG Chernyshevsky; Managing editor: Y.O. Bronnikova, L.V. Myasnikova, T.G. Firsova, 2016. - pp. 734-739

10. Guseva E.S., Shizhensky R.V. Psychological characteristics of "religious initiation": the experience of the Orthodox - the pagan parallelism of the XXI century // Paganism in modern Russia: the experience in interdisciplinary research.- Nizhny Novgorod, 2016.- P.78-92.

11. Samykina N.Y., Stroganova E.Y. Change of religion as a way to solve the existential problems of growing // Psychological research: collection of scientific works. Vyp.11 / ed. KS Lisiecki, VV Shpuntovoy.- Samara "Samara University", 2015.- P.15 -21

12. James W. Varieties of Religious Experience. - M.: KomKniga, 2010. - 416 p.

13. Greil A.L., Rudy D. R. What Have We Learned From Process Models Of Conversion? An Examination of Ten Case Studis // Sociologican Focus. 1984. Vol. 17/4. P. 305 -323.

14. Snow D.A., Machalek R. The Sociology of Conversion// Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. P. 167 -190.

15. Bulanova I.S. Religious conversion as re narrativatsiya life // Psychology of religion: between theory and empiricism. - M.: Publishing St. Tikhvin Humanities University, 2015.- pp. 107 – 120

16. Heirich M. Change of Heart: A Test of Some Widely Held Theories of Religious Conversion // American Sociological Review. 1977. Vol. 83. P. 653-680.

17. Folieva T.A. Rational / intellectual type of religious conversion // The psychology of religion: between theory and empiricism. - M.: Publishing St. Tikhvin Humanities University, 2015. - P. 121-133

18. Lofland J., Stark R. Becoming a World-saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. P. 864.

19. Chernov A.J. Tkhe kalitative approach Ying psihologikal research: Diss... doctor. psychol. n. Yaroslavl, 2012. – 442 p.

20. Shagaviev D.A. Basics of Islam - M.: OOO "Altyn Miras", 2012. - 180 p.

 

 

RELIGIOUS CONVERSION BY NARRATIVES OF MUSLIMS:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: