Основные вопросы
1. Медиаторные системы мозга. Особенности медиаторов и рецепторов мозга. Многообразие первичных нейромедиаторных воздействий на нейроны мозга ЦНС. 2. Механизм их трансформации в нервные импульсы (быстро и медленно действующие рецепторы): значение циклических нуклеотидов. 3. Пептиды мозга, их физиологическое значение. 4. Эфферентная часть. 5. Многообразие эффектов: мышцы, железы, внутренние органы. 6. Строение и функции спинного мозга. 7. Черепно-мозговые нервы. 8. Строение и функции продолговатого мозга. 9. Строение и функции гипотоламуса. 10. Строение и функции среднего мозга. 11. Строение и функции мозжечка. 12. Функции коры больших полушарий. 13. Лимбическая система мозга.
Задача 1. Анализ интегративной деятельности головного мозга человека
Заполните таблицу.
Структура | Функции |
Гипоталамус | |
передняя группа ядер | |
средняя группа ядер | |
задняя группа ядер | |
Ретикулярная формация | |
Мозжечок | |
кора мозжечка - архицеребеллюм (древний мозжечок) | |
- палеоцеребеллюм (старый) | |
- неоцеребеллюм (новый) | |
Лимбическая система | |
гиппокамп | |
миндалина | |
Кора большого мозга |
Задача 2. Медиаторные системы мозга
В мозге функцию химических посредников выполняет огромное количество биологически активных веществ. Эти вещества синтезируются в определенных группах нейронов, аксоны которых имеют многочисленные связи с различными областями мозга.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Заполните таблицу, пользуясь учебной и дополнительной литературой.
Вещество | Синтез и транспорт | Физиологическое действие |
Норадреналин | ||
Дофамин | ||
Серотонин | ||
ГАМК | ||
Ангиотензин II | ||
Олигопептиды | ||
Вещество П | ||
Эндофрины, энкефалины | ||
Пептид, вызывающий дельта-сон | ||
Гастрин | ||
Простагландины | ||
Мозгоспецифические белки |
Задача 3. Электроэнцефалография
Основные вопросы
Электроэнцефалография относится к наиболее распространенным электрофизиологическим методам исследования ЦНС и заключается в регистрации ритмических изменений потенциалов определенных областей коры головного мозга между двумя активными электродами (биполярный способ) или активным электродом в определенной корковой зоне и пассивным, наложенным на удаленную от коры область (униполярный способ). ЭЭГ является суммарным потенциалом постоянно меняющейся биоэлектрической активности значительной группы нервных клеток, складывающейся преимущественно из синаптических потенциалов и, отчасти, потенциалов действия нейронов и нервных волокон. Суммарную биоэлектрическую активность принято регистрировать в диапазоне от 1 до 50 Гц. ЭЭГ регистрируют с электродов, расположенных на коже головы. Та же активность от электродов на поверхности коры мозга называется электрокортикограммой (ЭкоГ). При анализе ЭЭГ учитывают частоту, амплитуду, форму отдельных волн и повторяемость определенных групп волн. В частотном спектре ЭЭГ выделяют следующие ритмы: 14-30 Гц (бета-ритм), 8-13 Гц (альфа-ритм), 4-7 Гц (тета-ритм) и 0,5-3,5 Гц (дельта-ритм). У животных и человека в состоянии бодрствования в основном регистрируются быстрые низкоамплитудные ритмы, в состоянии сна и наркоза - высокоамплитудные медленные. В покое в ответ на различные сенсорные воздействия медленная активность сменяется быстрой низкоамплитудной активностью (реакция десинхронизации). У человека в фазу медленного сна доминируют высокоамплитудные медленные волны. При закрывании глаз или засыпании преобладает альфа-ритм. Увеличение амплитуды и снижение частоты ЭЭГ получило название реакции синхронизации.
О с н а щ е н и е: набор хирургических инструментов и материалов, 0,5% раствор новокаин, кетамин для наркоза животного, регистрирующий нихромовый электрод, электрод для раздражения кожных покровов, электроэнцефалограф, электростимулятор.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Наркотизированную внутрибрюшинно крысу фиксировать на препаровальной пластинке. В мягкие ткани свода черепа ввести раствор новокаина. Скальпировать животное. Регистрирующий электрод подводим через трепанационное отверстие к сенсомоторной коре мозга крысы. Регистрируем ЭКоГ в исходном состоянии и при электрокожной стимуляции конечности.
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Проанализировать ритмы эталонной ЭкоГ. Отметить на кривой: альфа-ритм; бета-ритм; тета-ритм; веретена; дельта-ритм; пики судорожной активности.
Электроэнцефалограмма
2. Заполните таблицу, руководствуясь приведенной ниже схемой
Основные ритмы ЭЭГ
Ритм | Частота, Гц | Амплитуда, мкВ | Функциональное состояние |
Гамма | |||
Бета | |||
Альфа | |||
Тета | |||
Дельта |
Обучающее задание (с м. в конце занятия). Проанализируйте предложенные вам электроэнцефалограммы человека, полученые методом компьютерной регистрации и обработки
Домашнее задание:
§ В тетради для самостоятельной работы письменно ответьте на вопросы, предложенные преподавателем.
§ Выберите из «Словаря терминов» «Руководства…» не менее 10, относящихся к теме «Методы исследования центральной нервной системы». Выпишите, выучите и умейте их объяснить.
Подпись преподавателя
Отметка о получении зачета по итоговому занятию:
1. Тестовый рейтинговый контроль ……
2. Выполнение практических заданий ……
3. Итоговая оценка по результатам устных ответов …..
4. Выполнение самостоятельных работ …….
Подпись преподавателя
Число: