Глава вторая. Инженерное дело 025 7 глава




но выразить в краткой и сжатой форме. Так, например, в задаче о стиральной машине можно принять, что входная переменная — вес загружаемого белья, обозначаемая Iw, будет больше нуля, но меньше 6,5 кг, т.е.

На рис. 7-4 показано, как с помощью этой системы обозначений можно кратко охарактеризовать задачу.

Анализируя задачу, инженер определяет вход и выход, входные и выходные переменные и постоянные, переменные решения, ограничения, критерии, объем производства и применение. Остается только найти значе-

\107\

ния Si, S2, S3,.., SN, которые соответствуют максимальному критерию С и удовлетворяют всем ограничениям.

В процессе анализа задачи инженеру.приходится собирать и обрабатывать множество информации. Завершая эту стадию, -инженер доказывает необходимость перехода (от А к В) и переводит неясные и. общие положения на специальный язык характеристик задачи, как показано на рис. 7-1 и 7-4. Все задачи можно изобразить в таком виде, как они показаны на этих рисунках.

Рис. 7-4. Применение терминологии, прилитой на рис. 7-3, при анализе задачи. / — входные переменные; О — выходные переменные; S — переменные решения.

В процессе анализа инженеру следует сделать над собой усилие, чтобы освободиться от мнимых ограничений, особенно от тех, которые являются характеристиками уже имеющихся решений, так как тенденции заменять глагол «есть» на «должно быть» еще очень сильна у нас. Опасностью является и излишнее самоограничение, касающееся возможных результатов, когда многообещающие решения неоправданно и неудачно исключаются из рассмотрения.

Существует только одна причина, почему следует ознакомиться с имеющимися решениями при определении

\108\

задачи. Оценивая количество затраченных усилий, необходимых для решения задачи, имеющиеся решения нужно сравнить с тем решением, которое, возможно, будет выбрано. Однако большего внимания готовые решения на этой стадии проектирования не заслуживают. Более того, такая оценка имеющихся решений не заменяет глубокого анализа задачи. Чем больше инженер занят рассмотрением готовых решений, не развивая своих собственных идей, тем труднее ему освободиться от власти этих решений и представить себе методы, коренным образом отличающиеся от уже известных. Обычное следствие такого подхода — это то, что разработчик увлекается мелочами, а в результате предлагает старое решение, переделанное на новый лад. Для того чтобы мысли инженера были в наивысшей мере оригинальными, было бы очень полезно, если бы инженеры на этом этапе проектирования и не подозревали о прошлых и настоящих решениях.

B заключение этого этапа проектирования задача должна быть четко определена.

Упражнения к гл. 7

1. Некая парфюмерная фирма имеет на складе 200000 стеклянных банок с кремом для лица. Фирма-производитель, название крема и его цена уже нанесены краской па.банки, но теперь дирекция фирмы решила повысить цену на крем. Решено также, что имеющиеся банки нужно обязательно использовать, а цену, обозначенную на них, следует счистить, перед тем как наносить новую, с тем чтобы покупатель не догадался о замене. Опишите, как Вы сформулировали и проанализировали задачу.

2. Допустим, что Вы разрабатываете следующее:

а) большой склад;

б) завод овощных консервов;

в).сооружение для пересечения Ламанша;

г) трансокеанский телефонный кабель;

д) электростанцию, работающую на угле;

е) электростанцию, источник энергии которой не оговорен.

Kaк Вы сформулируете каждую из этих задач? Какую информацию, касающуюся входа и выхода, Вы собрали бы при анализе каждой задачи? Перечислите несколько главных критериев для каждой задачи, которые, по Вашему мнению, будут использованы.

3. Какие ограничения Вы можете выделить в каждом примере, представленном в гл. 1.

4. Нужно разработать настольную электрическую плитку. Как Вы сформулируете и проанализируете задачу? Если необходимо, сделайте оценки. (Примечание. Вас не просят разрабатывать прибор.) Желательно привести график или диаграмму, иллюстрирующие Ваш ответ.

\109\

Упражнения к гл. 7 и 8

Приведенные ниже задачи требуют творческого мышления при их определении и поэтому соответствуют содержанию как этой главы, так и следующей.

1. Часть оклада крупной нефтяной компании предназначена для хранения, упаковки и отгрузки карт автомобильных дорог с указанием станции обслуживания. Процедура эта показана на рис. 7-5.

Рис. 7-5. Сборка карт и упаковка наборов карт по заказам.

Карты вынимают из коробок (по 200 шт. в коробке — 8 дачек по 25 карт в каждой) иустанавливают на открытых полках. Упаковщик, держа в руке заказ, берёт с этих полок нужные карты в нужном количестве и складывает их на прилавок. Когда заказанные карты отобраны, он передвигает их, для того чтобы упаковать и запечатать, я сам выполняет эти операции. Затем он передвигает коробку в следующую позицию, чтобы взвесить посылку и наклеить марки. Готовый заказ он переносит в отделение транспортировки. При таком методе типовой заказ выполняется приблизительно за 10 мин. Оплата упаковщику 1 долл. 94 цента в чае. За день он может выполнить приблизительно 35 заказов.

Всего имеется 17 различных карт, поэтому в заказ.может входить от 1 до 17 карт. Анализ заказов, полученных за некоторый

\110\

промежуток времени, показывает следующее:

Число типов карт, указанных в заказе Процент заказов Число типов карт, указанных в заказе Процент заказов

1 03 10 3

2 03 11 3

3 04 12 1

4 07 13 2

5 14 14 1

6 16 15 2

7 13 16 1

8 09 17 1

9 07

Станция обслуживания может затребовать любое количество любых типов карт, но не более 500 карт в одном заказе. Количественный анализ заказов, полученных за определенный период времени, дает следующие результаты.

Общее число карт, указанных в заказе Процент поступивших заказов Общее число карт, указанных в заказе Процент поступивших заказов
000 -050   301-350  
051-100   351-400  
101-150   401-450  
151-200   451-500  
201-250   501 и выше  
251-300      

 

Пусть Вы — инженер, которому поручено улучшить этот процесс. Что бы Вы рекомендовали? (Все операции должны выполняться на той же части оклада, что и раньше.) Соответственно опишите помещение для работы, план, процедуру и оборудование, которые Вы предполагаете использовать. Опишите также путь, по которому Вы пришли к этому решению.

2. Городские власти привлекли Вас как инженера-консультанта к разработке новой высокоскоростной магистрали с высокой пропускной способностью, соединяющей окраину с деловым центром города. Опишите в общих чертах, что бы Вы предложили?

3. В ветеринарной клинике иногда приходится делать операции крупным животным — лошадям, коровам, буйволам. Вы хорошо понимаете, что положить такое животное на операционный стол — это целая проблема. Опишите в общих чертах прибор или систему, которую Вы бы рекомендовали для этого.

4. Разработайте путь создания стоянии большого количества автомашин в центре города, где земля — на вес золота. Машина на стоянке должна быть готова к движению по городу не позднее, чем через 2 мин. Систему нужно описать только в общих чертах.

5. Страна, население которой прежде жило вдоль узкой полосы океанского побережья, планирует построить.совершенно новый город внутри страны. Представляется возможность применить на практике совершенно новую.концепцию строительства городов. План должен быть легко приспосабливаемым к значительному приросту населения. Представьте Ваш общий план города.

\111\

Глава восьмая. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ПОИСКИ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ

Цель этого этапа — найти возможные решения. Вполне возможно, что инженер натолкнется на решения на других стадиях процесса проектирования, но это произойдет попутно, а не как основная цель работы. А уж если инженер обратил все свое внимание на поиски решений, ему.придется хорошенько покопаться в литературе, поразмыслить самому, ознакомиться с существующей практикой и многими другими потенциальными источниками решений.

Этот этап редко завершается нахождением полных, взаимно исключающих решений. Чаще всего результатами будут главным образом частичные решения, касающиеся одного или нескольких шагов на пути к общему решению. Так, например, поиски инженера, занимающегося разработкой стиральной машины, привели к тому, что он нашел несколько методов стирки (вода и моющее средство, очищающая жидкость, вращение, стиральное, движение, низкочастотная вибрация, ультразвук), а также различные Механизмы выдержки времени, разные способы получения механического движения при питании агрегата от сети переменного тока, различные способы загрузки и разгрузки, формы, размеры, материалы и пр. Все это — частичные решения. Одни из них можно объединить, другие — нет. На этом этапе процесса проектирования инженер должен оценить каждое решение, отбросить негодные и в конечном счете синтезировать полное решение, представляющее собой комбинацию частичных решений. Таким образом, разработчик оценивает возможные способы очистки ткани, различные приборы, задающие временной интервал и т. д. и комбинации этих решений, продолжая процесс оценки, объединяя, переоценивая и вновь объединяя до тех пор, пока не получит наилучшее полное решение.

Возможные решения редко описываются детально на этом этапе. Это не нужно делать, потому что многие из них могут быть достаточно хорошо оценены еще при сравнительно грубой оценке. Поэтому многие возможные решения представляют в виде блок-схем, чтобы описать их более детально впоследствии, если это понадобится.

\112\

Что представляет собой изобретательность

Обычно главным средством нахождения решения являются собственные идеи инженера. Поэтому основной составляющей частью его успеха при проектировании (равно как и для достижения успеха в любой другой области) является изобретательность, т. е. количество, ценность и разнообразие его идей. Это качество, назовем его творческий подход или, если хотите, острота ума, находчивость, стоит рассмотреть особо. Основные составляющие изобретательности человека следующие:

1. Его знания — та информация, благодаря которой он может порождать идеи. Мысль (идея) — такое сочетание двух или более частиц знаний, которое является новым для создавшего это сочетание человека. Человек должен овладеть этими частицами знания; идеи не рождаются из ничего. Поэтому чем больше запас знаний, тем больше у человека «сырья» для создания решения.

2. Усилия, которые он применяет: как активно он ищет идеи, степень отдачи в работе.

3. Его способности — природные качества, играющие важную роль в изобретательности.

4. Метод, которым он пользуется: та манера, которой он следует при порождении идей, например применяемый метод поиска, то, что помогает ему натолкнуться на мысль, процедура нахождения решения, которой он следует, и т. д.

Изобретательность инженера в значительной степени зависит от используемого ям метода и затрачиваемых усилий. Поэтому человек, обладающий так называемыми низкими способностями к изобретательству (ими он управлять не может), может компенсировать этот «дефект», приложив больше усилий и применив эффективный метод (их он может контролировать). И хотя метод по существу может быть тоже улучшен, если человек желает этого, это сделать нелегко. Чтобы улучшить метод поиска идей, человек должен натренировать свой мозг на выполнение определенных операций, о которых мы поговорим ниже.

Модель процесса порождения идей

Для того чтобы описать умственный процесс поисков решения задачи и осветить все ловушки и трудности на этом пути, применим физическую аналогию. Представь-

\113\

те себе, что все кресты на рис. 8-1—это точки в пространстве решений, каждая яз которых является решением Дашей задачи. Чем больше расстояния между точками, тем больше отличаются решения одно от другого. Соседние точки соответствуют подобным решениям. Желательно, чтобы инженер, начав поиски:в какой-нибудь точке пространства решений, равномерно двигался от одного решения:к другому, еще лучшему, до тех пор, пока не закончится всё время, отведенное на поиски решения, или будет найдено безупречное решение. Однако ограниченность ума обычно не позволяет инженеру следовать такому эффективному методу. Вместо этого инженер часто возвращается, повторяется. Часто принятое решение бывает случайным.

Очень часто инженер начинает поиски с существующего решения (точка Sp на рис. 8-1) и движется от одной точки к другой так, как показано стрелками. Решение, на которое натолкнулся инженер,—>дело случая. Заметьте, что шаги между крестами сравнительно невелики и мысли теснятся в основном вокруг уже известных решений.

В пространстве решений существуют границы, в пределах которых инженер выбирает решение. На рис. 8-1 показаны три типа таких границ:

1. Граница, соответствующая действительным ограничениям. Некоторые решения при этом находятся вне ограниченной области.

2. Граница, возникшая из-за ограниченных знаний инженера. Идеи, порождаемые им, зависят от его умственных способностей, а они (эти способности) ограничены.

3. Граница, возникшая из-за ложных ограничений: некоторое количество решений, достойных внимания, неоправданно и неумышленно исключено самим инженером.

Получается так, что в большинстве случаев область реальных ограничений наибольшая, а область фиктивных ограничений — наименьшая.

Существует несколько объяснений тесноты мыслей, иллюстрируемой рис. 8-1. Во-первых, инженер, возможно, не прилагал достаточных умственных усилий. Во-вторых, это может быть также результатом того, что инженер ищет модификацию имеющегося решения, а не продумывает все разнообразие принципиально различных

\114\

решений проблемы. Возможно также, что инженер, хорошо оценив задачу, старается вовсю, но он так «сжился» с существующим решением, что ему трудно отказаться от него и предложить нечто совершенно другое.

Рис. 8-1. -Пространство решений и иллюстрация метода, которым пользуется инженер для его исследования.

Близкое знакомство с готовыми решениями душит созидательную мысль. Другой фактор, порождающий топтание на месте, — это естественная тенденция быть консервативным, вызванная подсознательным предположением, что крупное изменение в решении нежелательно или запрещено.

\115\

Максимизация ценности и разнообразия возможных решений

Какие меры должен принять инженер для повышения собственной изобретательности при решении специальной задачи? Существует два основных пути. Во-первых, получение максимального числа разнообразных решений, из которых инженер может выбирать, наметив себе границы, подобные показанным на рис. 8-1. Для того, чтобы сделать это, ему нужно: 1) добросовестно попытаться оценить ложные ограничения; 2) тщательно отобрать действительные ограничения; 3) расширить свои знания. Конечно же, инженер должен быть хорошо знаком с теоретическими и практическими основами предмета. В добавление к этому инженеру следует приобрести дополнительные знания, касающиеся конкретной задачи, просмотрев литературу по этому предмету.

Во-вторых, создавая максимально большой район поисков решения, инженер должен полностью воспользоваться тем, что ему доступно, чтобы наиболее эффективно определить эту область. Вместо того, чтобы искать решения так, как показано на рис. 8-1, ему нужно брать образцы решений во всех областях, где есть хоть какая-то возможность найти оптимальное решение. Если же инженер не примет определенных мер для избежания распространенной ошибки, его поиски будут напоминать процесс «научного тыка». Для того чтобы избежать элемента случайности, существует три метода: 1) руководствоваться объемом продукции, ее использованием и критериями; 2) ввести определенную систему поисков; 3) использовать математические и графические способы, облегчающие нахождение оптимального решения. Эти три метода, придающие поискам определенное направление, кратко рассмотрим ниже.

Объем продукции, ее использование и критерии как бы очерчивают для инженера некоторую область, в которой нахождение оптимального решения наиболее вероятно. Вспомните пример с лодкой и мостом, где применение четко обозначает тип решения, т. е. главное в имеющейся задаче. Вспомните также задачу о разработке ружья, где высокое качество было главнейшим критерием, направляющим поиски разработчиков в совершенно определенную область.

\116\

Второй способ сократить элемент случайности - это применить определенную систему поисков. Имеется в виду так организовать мышление инженера, информационную службу и исследования, чтобы охватить как можно более широкий круг принципиально различных решений.

Так, к примеру, инженер может систематизировать свои исследования (переход от рассмотрения одной переменной решения к другой, анализ аналогичных ситуаций) а также процесс замены, пересмотра и объединения идей. Инженер, работающий в автомобильной промышленности и пытающийся разработать принципиально новую модель автомобиля, может внести систему в поиски, концентрируя внимание на каждой переменной решения (например, источник энергии, размеры и форма автомобиля и его частей) и стараясь постигнуть как можно больше возможных решений каждой переменной. Этот процесс должен дать следующие результаты:

Источник энергии — бензин, батарея аккумуляторов, ядерная энергия.

Материал корпуса — сталь, алюминий, пластмасса, резина и пр.

Опора — четыре колеса, три колеса, три сферы, воздушная подушка.

Подобные же результаты получатся и для других переменных. Затем, чтобы облегчить поиски уникального решения, инженер может скомбинировать решения для каждой переменной следующим образом:

Бензиновый двигатель, пластмассовый корпус, два колеса и одна сфера.

Ядерная энергия, стальной корпус, три сферы.

Таких комбинаций, конечно, много больше, чем мы перечислили.

Система в данном случае применяется для того, чтобы создать такие комбинация, которые при другом подходе не будут рассмотрены.

Третий способ придать поискам решения определенное направление — это применить математические и графические методы нахождения оптимального решения, как это описано на стр. 85. Этот процесс, обычно изучаемый в конце курса инженерного обучения, требует применения высшей математики. Об этих методах мы расскажем более подробно в следующей главе.

\117\

В дополнение к трем Перечисленным способам, которыми руководствуются при поисках решения, существует ряд других вспомогательных средств, которые улучшают способность инженера породить лучшие идеи, требуют творческого подхода. Некоторые из этих средств перечислены ниже.

1. Приложить необходимые усилия. Творить нельзя без умственных усилий. Попробуйте вспомнить или найти действительно творческого человека, кто не был бы настоящим тружеником и не обладал бы массой энергии и энтузиазма.

2. Не увязайте слишком глубоко в трясине подробностей. Если это случится, то будет очень трудно обратиться к радикально иным идеям. Старайтесь вначале мыслить широко, концентрируя свое внимание на решении в целом и откладывая рассмотрение деталей на более поздний срок. Начав же разрабатывать подробности первого найденного «хорошего» решения, Вы помешаете сами себе и не сможете уже думать по-другому. Вдобавок, если Вы все же так поступите и в конце концов придете к наилучшему решению, Вы все же склонитесь в сторону первого решения, так как «а выяснение его деталей Вы уже затратили много времени и сил.

3. Чаще спрашивайте себя: «Почему?». Настойчивое применение этого простого, но очень действенного вопроса особенно полезно. Выясняйте таким образом основные цели поставленной задачи, ограничения, характеристики существующих и предполагаемых решений и пр.

4. Отыскивайте много возможных решений. Пусть Вашей ближайшей целью будет найти как можно больше их. Если Вы сумеете найти максимальное число решений, то ценность и разнообразие их, вероятно, будут достигнуты автоматически.

5. Избегайте консерватизма. Пусть Вас не смущают радикально отличающиеся одна от другой идеи. Вернемся снова к рис. 8-1. Если нам удалось сделать большой скачок, то всегда имеется тенденция вернуться и отказаться от достигнутого. Всегда кажется естественным пользоваться идеями, испытанными временем, и поэтому пользующимися большим доверием. Существует склонность быть чрезмерно консервативным и отвергать любую идею, связанную хотя бы с малейшим риском.

\118\

6. Избегайте поспешных решений. Не торопитесь отвергнуть найденное решение. Некоторые идеи при первом рассмотрении могут показаться плохими или даже бесполезными, и естественно стремление сразу же отбросить их и таким образом лишиться некоторых достойных внимания решений. Более того, через некоторое время эти идеи могут быть применены после небольшой их модификации. Одним из качеств квалифицированного инженера является его настойчивость в применении новых идей, радикально отличающихся от всех предыдущих.

7. Избегайте преждевременного удовлетворения. Не соблазняйтесь первой, встретившейся «хорошей» идеей или той, которая улучшает уже имеющееся решение, когда на самом деле экономически оправданы дальнейшие поиски. Очень легко оказаться ослепленным блеском первой попавшейся идеи и отказаться от дальнейших активных поисков. Есть отличный способ избежать этого — нужно всегда считать, что имеется лучшее решение, чем то, которое Вам известно. Если Вы последуете этому правилу, то очень редко ошибетесь.

8. Обращайтесь за идеями к аналогичным задачам. Попробуйте мысленно обратиться к аналогичным задачам, но в других ситуациях. Если дело касается движения аппарата в воде, Вы можете вспомнить, как движутся в воде рыбы, или как скользят по ее поверхности насекомые, или как осуществляется полет в воздухе.

9. Консультируйтесь с другими. Активно собирайте информацию от инженеров, продавцов, заказчиков, военнослужащих и др. Такие беседы не только расширяют знания инженера, но и могут натолкнуть его на правильную мысль.

10. Попытайтесь отвлечься от существующих решений, хотя это и не легко. Существующие решения «давят» своим авторитетом на инженера, однако при определенной дисциплине ума отвлечься от них можно.

11. Попробуйте групповой подход. Этот метод предполагает участие четырех, пяти или более человек в нахождении решения задачи. Мысли нескольких людей собирают и записывают на доске или карте так, чтобы все их могли видеть. Все идеи вносят вклад в нахождение решения, какими бы смехотворными они ни казались вначале. Этот метод довольно эффективен, частично из-

\119\

за взаимодействия между различными областями знания, а отчасти потому, что поток идей направляет мысль каждого человека по разным каналам. Если все с энтузиазмом примут участие в обсуждении, то этот способ сможет принести много интересных мыслей.

Конечно, во многих проектах усилий инженеров, непосредственно участвующих в разработке, недостаточно. При таких обстоятельствах, когда только один или два инженера могут все свое время отдать поискам решения, другие инженеры могут вносить свой вклад в эти поиски, участвуя хотя бы в течение часа в процессе всеобщего обсуждения. Это очень выгодная практика, так как проект может быть значительно улучшен благодаря вкладу нескольких инженеров, а время, затрачиваемое ими, незначительно. Если инженеры из другой области должны помочь в поисках решения, то. следует позаботиться о том, как обрисовать им задачу, с тем, чтобы не ограничивать их мышления. Инженер, ведущий проект, может быть ограничен в своем мышлении в результате того, что он глубоко вник в существо задачи. Это, однако, не может быть причиной того, чтобы инженер навязал свое ограниченное мнение другим участникам дискуссии и тем самым повредил широте и оригинальности их мышления. Ему следует представить задачу участникам широко и не вносить самому ложных ограничений. Так, например, актуальной задачей может быть "создание новых и более эффективных, чем прежде, стоянок для автомобилей. В этом случае первоначальная инструкция группе может быть следующей: «Придумайте много способов хранения предметов». После обмена мнениями по указанной выше схеме задача может быть сформулирована так: «А теперь придумайте много способов хранения автомобилей». Такой способ обсуждения идей в общем, а затем обсуждение более узкой формулировки дает большую пользу благодаря свежему подходу к решению этими «посторонними людьми».

12. Всегда помните об ограниченности ума в процессе создания идей. Если инженер постоянно отдает себе отчет в том, что могут возникнуть ложные ограничения, старается не быть чрезмерно консервативным, не делать поспешных выводов и пр., значит он сделал важный шаг в преодолении тенденций, которые буквально «душат» изобретательность.

\120\

Предшествующие замечания говорят главным образом о том, как может инженер сам себе помочь в решении задачи. Существует много способов, направленных на улучшение изобретательности инженера, такие, как идти в ногу с достижениями науки и техники и знакомство с богатой литературой, посвященной вопросам творчества.

Рис. 8-2. Простой, но очень экг номичный и эффективный прибор для монтирования покрышки в ободе, заменивший сравнительно сложную и дорогую машину, ее держащую 60 движущихся деталей.

а — борт покрышки смазан, чтоб легче заходить на обод; когда бугель подходит к колесу, покрышка устанавливается под углом приблизительно 30° к ободу; б — проходя под буп леи, покрышка оказывается межд двумя колесами, расположенными параллельно направлению движения конвейера; эти колёса — единственные движущиеся части машины и служа для того, чтобы обжать борт покрышки вокруг обода; s — оставшаяся част покрышки надевается на обод бугелей.

Требование простоты

Среди многих возможных решений инженерной задачи обычно есть сравнительно сложные и более простые, но менее эффективные. На автомобильных заводах, например, в течение некоторого времени применялась сложная машина (состоящая из 60 движущихся частей и требующая электроэнергии и сжатого воздуха) для монтажа автомобильной шины на ободе и установки ее на автомобиль. Когда потребовалось существенно увеличить число собираемых колес, инженера попросили разработать машину, работающую с большей скоростью. Результат его усилий явил со бой резкий контраст с предыдущей машиной. Этот на удивление простой и высокоскоростной прибор показан на рис. 8-2. Он имеет только две движущиеся части, не требует сложного текущего ремонта, в сущности не подвержен по-

\121\

ломкам. Вот -пример хорошего инженерного решений. Простые идеи обычно наиболее экономичны в производстве, при использовании и текущем ремонте, а также наиболее надежны в работе. А с точки зрения профессиональной гордости решение, являющееся резким контрастом предыдущему, конечно, более всего приятно инженеру. По этим причинам хороший инженер не успокоится, пока максимально не упростит механизмы, передачи, производственный процесс, обслуживание и ремонт своего детища. Простота многих инженерных решений скрывает от непосвященного то, как много знаний, умения и усилий пришлось применить инженеру. Когда детище инженера приобретает эту обманчивую простоту, инженер может считать, что он свою работу выполнил хорошо.

Выводы

Поиски возможных решений — творческий этап в процессе проектирования. Век великих изобретателей, таких, например, как Эдисон, возможно, прошел, но нужда в них, конечно, осталась. Запас специальных технических и научных знаний инженера является источником многих возможных решений, но он должен также полагаться на изобретательность для решения многих уникальных задач, для которых общие принципы еще не определены. Для большинства инженеров эта творческая область их работы наиболее привлекательна. Максимальный эффект при этом достигается тогда, когда преодолевают границы возможного и эффективно используют новое поле деятельности.

Упражнения

1. Фирма, производящая аккумуляторные батареи, ищет новое применение своей продукции. Предложите как можно больше областей применения.

2. Предложите как можно больше идей прибора для автоматической стрижки людей. Основная цель — поставить на рынок машину, срабатывающую при опускании в неё монеты и требующую от клиента только нажать кнопку с выбранным фасоном стрижки.

3. Как инженера-автомобилиста Вас попросили разработать несколько проектов автомашин будущего, радикально отличающихся от современных моделей. Черновых набросков и словесных описаний Ваших идей вполне достаточно для представления предлагаемых Вами возможных решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: