Глава вторая. Инженерное дело 025 8 глава




\122\

4. Ниже перечислены основные трудности, стоящие перед проектировщиками крупного аэровокзала;

а) сравнительно долгий и трудный путь из города б аэропорт;

б) оживленное движение транспорта на магистрали к аэропорту и вокруг него;

в) размещение большого числа автомобилей;

г) время, необходимое для оформления билетов и багажа;

щ) свойственные всем авиационным строениям небольшая высота и большая протяженность — причина того, что пассажирам приходится совершать длинный путь от вокзала к самолету;

Рис. 8-3. Существующая система брошюровки.

е) сравнительно долгое время выруливания с посадочной полосы к аэровокзалу. В результате впечатление от комфортабельного полета с высокой скоростью портится из-за «съедающего» массу времени путешествия к аэропортам и от них. Обдумайте нововведения на различных этапах воадушного путешествия, обеспечивающие большую эффективность системы воздушного транспорта. В детальной спецификации нет необходимости.

5. Придумайте несколько различных схем уборки снега на улицах.

6. Обсушите с Вашими сокурсниками следующую задачу, стоящую перед управлением крупной железной дороги: «Что мы можем сделать для улучшения обслуживания и увеличения объема перевозок?».

7. В типографий имеется много листов для сборки их в брошюры. Каждый печатный лист имеет стандартные размеры и сложен так, как показано на рис. 8-3. По существующей системе брошюровки листы должны быть разложены на длинном столе в нужном порядке. Рабочие движутся вдоль стола, беря одной рукой из каждой

\123\

кипы по одному листу и держа набранные листы другой рукой. В конце стола собранные страницы складывают для последующей подачи в сшивальный автомат, а рабочий возвращается к противоположному концу стола и все начинает сначала.

Предложите возможно больше различных методов подбора напечатанных листов. Не нужно останавливаться на мелких деталях. В большинстве случаев достаточно беглого описания.

Глава девятая. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

На этом этапе основное внимание уделяется не творчеству, как это было раньше, а главным образом проницательности, пристрастному рассмотрению решений. Кульминацией этого этапа является появление рекомендованного решения.

Процессы расширения и сокращения

В процессе поисков инженер расширяет число и разнообразие возможных решений, так показано в верхней части рис. 9-1.

По окончании поисков необходимо отбросить ненужные решения, в результате чего будет достигнуто оптимальное решение. Поэтому за процессом расширения логически следует процесс сокращения, описанный в этой главе и показанный в нижней части рис. 9-1.

Рис. 9-1. Модель этапа поисков и оценки в процессе -проектирования. (Символ А означает возможное решение).

\124\

Вначале желательное решение следует определить только в общих чертах, скажем в виде чернового наброска, нескольких слов или фраз. (Определять детали возможного решения, кроме тех, которые необходимы для обоснованного выбора данного решения из других, вообще неразумно. Поскольку многие идеи можно довольно хорошо оценить в отсутствие мелких деталей, а также поскольку большинство решений будет отвергнуто, очевидно, нежелательно тратить время на выяснение большего числа подробностей, чем необходимо). Однако после того как недостойные внимания решения отсеяны, нужно оценить оставшиеся решения более детально, чтобы провести отсев и среди них. Такой многоступенчатый процесс отсева, характеризующийся постепенным уменьшением числа возможных решений и прогрессивным ростом информации об оставшихся решениях, продолжается до тех пор, пока не будет выявлено предпочтительное решение. С этим процессом отсева переплетаются объединение и разъединение частичных решений.

Процесс принятия решения

Трудно свести к общим законам процесс принятия решения в инженерной практике. Применяемые инженером специальные знания и методы зависят от природы задачи, сложности и конкурентоспособности возможных решений, сравнительной важности решения и других обстоятельств. Процесс принятия решения простирается от тщательнейших и исчерпывающих оценок, включающих массу измерений, исследований, предсказаний и сравнений, до беглых простых неофициальных суждений. Однако хотя некоторые специфические особенности не повторяются, все же в большинстве случаев, прежде чем принять разумное решение, инженер должен предпринять следующие четыре шага: 1) должны быть выделены критерии; 2) должна быть предсказана эффективность возможных решений; 3) необходимо сравнить предсказанные эффективности и 4) должен быть сделан выбор. Ниже мы рассмотрим некоторые детали этой процедуры.

Выбор критериев. Основу для выбора предпочтительного решения создают критерии. Их определяют по крайней мере в общих словах и они являются частью анализа задачи. Главным критерием многих инженерных задач является окупаемость, т. е. прибыль от использования решения должна превышать расходы на его реализацию. Заметьте, что имеют значение именно расходы или польза от предполагаемого решения. Это, например, интересующие налогоплательщиков предполагаемая польза населению от строительства плотины, стоимость строительства и работы ее. Это ожидаемый доход и стоимость разработки, производства и распределения бытовых

\125\

видеомагнитофонов, интересующие предполагаемых вкладчиков капитала. Инженер редко описывает пользу, предполагаемую от внедрения своего предложения, не сказав, какой ценой будет достигнута эта польза.

Рассматривая различные варианты конструкции механической зубной щетки, разработчики пользовались

Рис. 9-2. Классификация критериев, которые обычно применяют при проектировании.

окупаемостью как наипервейшим критерием. Однако обычно для того чтобы удовлетворительно оценить этот всеобъемлющий критерий, необходимо рассмотреть несколько подкритериев, совокупность которых и определит окупаемость. Некоторые из этих подкритериев показаны на рис. 9-2. Для того чтобы оценить преимущества различных источников энергии, движений щетки и пр., нужно было посмотреть, как удовлетворяет этим критериям каждое решение.

Вспомните новый механизм для монтажа автомобильных шин. Экономическая целесообразность его внедрения продиктована ожидаемой окупаемостью. Здесь подкритерием является стоимость сборки механизма. Окупаемость прибора зависит также от того, как выполняются такие подкритерии, как количество потребляемой энергии, требуемое обслуживание, надежность и безопасность.

Предсказание. Основная задача, стоящая перед инженером, — правильно предсказать то, как будут выполняться определенные критерии в том случае, если будет принято какое-то из возможных решений.

\126\

Каков срок службы автомобильных покрышек, сделанных из различных материалов? Сколько топлива потребляет тепловая электростанция? Чтобы ответить на эти вопросы, инженер попользует мнения других, экспериментирует с прототипами, математическими моделями, применяет наглядное, аналоговое и цифровое моделирование. Во многих случаях эти предсказания должны, если возможно, отражать финансовую сторону вопроса. Например, перед тем как принять решение, инженер пожелает узнать общую сумму, в которую обходится питание переменным током от тепловой электростанции, а не только требуемое количество топлива. Знания объема ремонтных дорожных работ недостаточно, нужно знать стоимость jthx работ. Таким образом, желательно направить процесс предсказания, фигурально выражаясь, по финансовым рельсам (для некоторых критериев, таких, как безопасность или надежность, такой подход не всегда возможен).

Сравнение возможных решений. Для того чтобы сделать разумный выбор, нужно сравнить возможные решения с точки зрения выполнения заданных критериев. Если возможны денежные оценки, то полученные цифры сопоставляют так, чтобы можно было провести осмысленное сравнение решений. Один из способов провести такое сравнение — подсчитать, как быстро будут возвращены вложенные деньги. Проведем такой подсчет на примере описанной машины для монтажа автомобильных покрышек. Были предсказаны затраты, связанные с использованием предлагаемой машины и оценены затраты существующей. Инженер предсказал, что для изготовления, сборки и наладки предлагаемой машины понадобится 750 долл. Средняя годовая стоимость выполняемых операций предполагается 350 долл.; стоимость довольно низкая, если учесть, что машина потребляет очень мало энергии, текущий ремонт ее очень небольшой и что она почти не требует обслуживающего персонала. Общая стоимость существующей машины 7 300 долл. в год. Таким образом, если предлагаемая машина будет принята, то она сэкономит 7300—350 = 6950 долл. в год, т. е. даст экономию почти в 9 раз. Это упрощенный вариант сравнения по методу определения скорости возврата капиталовложений. Другие методы экономического сравнения возможных решений также широко применяются.

\127\

Эти расчеты относятся к широкой области знаний, имеющей основополагающее значение в инженерном деле и называющейся инженерной экономикой.

Роль оптимизации в проектировании

Оптимизация включает поиски решения и его принятие, поэтому ей посвящены эта и предыдущая главы. Как Вы помните, мы рекомендовали рассматривать поиски решения и принятие его как два существенно различных этапа проектирования: сначала интенсивные поиски, а затем оценка найденных решений (см. рис. 9-1). Вообще говоря, когда необходимо широко использовать изобретательность инженера при нахождении возможных решений или же когда для оценки решений требуется значительное количество времени и денег, такое разделение имеет определенные преимущества. Если бы проектировщику пришлось разрабатывать в деталях каждую пришедшую ему на ум идею, это сильно повредило бы его способности мыслить творчески. Более того, нет нужды в доскональной разработке и оценке тех решений, которые по сравнению с другими найденными решениями явно хуже.

Однако когда на изобретательность инженера не очень полагаются или когда возможные решения можно оценить очень быстро и без значительных затрат, нет нужды да и нежелательно разделять процессы поисков решений и принятия наилучшего из них. Так, например, в задаче оптимизации скорости транспорта в туннеле для нахождения оптимальной скорости достаточно построить график, подобный приведенному на рис. 5-6.

На рис. 9-3 приведена подобная ситуация. В этой задаче имеются два переменных решения и один критерий. Так же как и в предыдущем случае, значения оптимальных давления и температуры можно определить графическим методом. Исследуя процесс при различных значениях Р и Т, инженер одновременно оценивает по вертикальной оси выход (количество произведенной продукции). Когда при таких же обстоятельствах необходимо принимать во внимание три или больше переменных решения, задача становится намного труднее. В этом случае для определения оптимальных значений переменных решения нужно применить высшую математику или же ЭВМ.

\128\

Кроме того, применение ЭВМ позволяет отыскивать и оценивать решения почти одновременно, так как скорость ее работы значительно выше, чем человека. В противоположность человеку машина может заниматься рассмотрением решений одной задачи, но это ни в коей мере не мешает ей отыскивать и объективно оценивать решения другой задачи.

Рис. 9-3. Графическая модель, показывающая влияние двух переменных решения на производительность некоторого химического процесса. При определенном сочетании температуры и давления производительность максимальна. Максимум находится на вершине этой фигуры, похожей на холм. Существуют ограничения температуры и давления. Так температура не может быть больше Т1 т. е. Т<Т1, и давление не может быть выше p1, т. е. P<P1

Более того, вычислительная машина обычно может оценить возможное решение за очень короткий промежуток времени и использовать полученную после оценки информацию для определения направления дальнейших поисков.

Математические методы и вычислительные машины все более широко применяются в инженерной практике. Не последнюю роль в этом играет чрезвычайно высокая скорость работы вычислительных машин. Разработка и грамотное использование этих методов нахождения оптимальных решений требуют основательного знания математики.

Выводы

Инженерные задачи так многообразны, что трудно сделать «экие-то обобщения, касающиеся процесса принятия решения. Однако можно смело оказать, что при этом инженер должен широко полагаться на свой опыт, включающий высокоразвитое собственное суждение. Неизбежные ошибки при измерениях и в процессе предсказания, частая необходимость оценки возможных решений умозрительно, большое количество подкритериев, которые

\129\

необходимо рассмотреть первоначально, критерия,, не поддающиеся количественному определению, противоречивые критерии и довольно ограниченное время для оценки возможных решений — все это делает этот этап проектирования поистине достойным.внимания.

Глава десятая. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ. СПЕЦИФИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ.

ЦИКЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

После того как инженер отобрал нужное решение, физические параметры и характеристики решения должны быть точно определены, с тем чтобы люди, которые будут заниматься его созданием, и те, кто будет ответствен за работу и ремонт, могли хорошо выполнить свои функции. Тот факт, что, помимо инженера, и другие люди будут строить его детище, налаживать и обслуживать его, придает особую важность тщательной подготовке документации прибора.

Одно из средств передачи данных о предполагаемом приборе, конструкции или процессе — это его инженерные чертежи. Эти тщательно приготовленные, раздеталированные, с проставленными размерами чертежи являются основным документом, описывающим решение инженерной задачи.

Другой способ описания и спецификации — инженерный доклад, в который, помимо прочих аспектов, входят необходимость предлагаемого решения, само решение и обоснование его выбора.

Третий возможный способ — трехмерная наглядная модель предлагаемого решения. Примеры таких моделей показаны на стр. 46—47. Они обычно оказывают большую помощь,и приветствуются людьми, пытающимися представить облик прибора и его работу, основываясь только на чертежах. Такого рода модели помогают склонить на свою сторону заказчика, исполнителей, общественность.

Ретроспективный взгляд на процесс проектирования

Многие из нас являются жертвами нескольких привычек, которые мешают нам эффективно разрешить задачу. Это — стремление уклониться от формулировки задачи, «принятие ложных ограничений и довольствование первым найденным приемлемым решением.

\130\

Причем эти тенденции довольно стойки. Если инженер хочет преодолеть силу этих привычек, то нужно много работать, чтобы сознательно дисциплинировать ум.

Процесс проектирования, описанный в предыдущих главах, представляет собой несколько этапов, на которых происходит эволюция решения задачи. Цели этих этапов различны, различна и деятельность инженера на каждом из них.

Рис. 10-1. Графическое представление распределения времени инженера по этапам проектирования.

Существует предпочтительный порядок следования одного вида деятельности за другим. Однако границы этих этапов точно не очерчены, как нет определенной последовательности шагов внутри этапов, могущих, по мнению идеалистов, привести инженера к успеху. Чаще это некоторая неопределенность, когда внимание инженера постепенно переходит от одного этапа к другому, например от анализа задачи к творческому процессу. Иногда случайно решение может прийти на этапе, когда основные усилия инженера направлены на определение задачи. Точно так же на последующем этапе работы, когда основной задачей инженера является нахождение возможных решений, не исключены изменения формулировки задачи и некоторые уточнения, как невозможно на этапе поисков не делать некоторые оценки. Значительная роль в этом процессе принадлежит случаю: неожиданно появились новая информация, новые идеи, новое доказательство; не были замечены вредные последствия принятого решения, выясненные позже. Все это является причиной отсутствия строгого порядка и случайного течения процесса проектирования, как показано на рис. 10-1.

\131\

Все этапы работы по проектированию так или иначе связаны с информацией. На этапе определения задачи информацию собирают и обрабатывают; на творческом этапе ее создают. На других этапах также происходят сбор, обработка, создание, отбор, оценка и передача информации. Очевидно, многое из этого закрепляется в уме у инженера. Часто эта деятельность физически проявляется очень слабо до тех пор, пока не появятся чертежи, доклады и модели. Абстрактность — одна из главнейших характеристик процесса.

Два или больше уровня детализации

В некоторых случаях в процессе проектирования инженер имеет дело только с решением в общих чертах, используя различные вспомогательные системы и компоненты, такие, как известный нам «черный ящик». Это делается по двум причинам. Одна из них — экономическая целесообразность, другая — сложность. Вспомните диагностическую машину! При ее разработке рассмотрение деталей было отодвинуто по времени настолько, чтобы дать возможность инженеру предсказать стоимость разработки и производства прибора, а также то, что прибор будет хорошо встречен потребителем. При удачном предсказании возможна детальная разработка.

Подобная практика применяется при разработке крупных систем из-за сложности охвата задачи целиком. Такой системой является, например, искусственный спутник Земли для предсказания погоды с его системами связи, наблюдения, управления и др., каждая из которых состоит из многих тысяч компонентов. В конечном счете, после того, как выделены общие аспекты системы, начнется разработка вспомогательных систем и компонентов. Разработка крупной системы и её вспомогательных систем, очевидно, тесно взаимосвязаны. Типы подсистем, требования, предъявляемые к ним, их характеристики устанавливаются по характерным чертам системы, но в некоторой степени особые характеристики подсистем воздействуют, вероятно и на саму систему.

Снова об экономической целесообразности

Вопрос о том, можно ли разработать прибор, выполняющий определенные функции, редко встает на повестке дня.

\132\

Гораздо чаще встает вопрос, можно ли разработать прибор, приносящий прибыль. Таким образом, в большинстве случаев дело не в технологических трудностях, а в экономической целесообразности.

В начале процесса проектирования подразумевается, что разработка принятого решения экономически целесообразна, т. е. что затраты инженерного труда и других ресурсов на разработку и постройку прибора будут оправданы приносимой прибором прибылью. Прежде чем начать разработку машины для сборки телефонных реле, описанной выше, инженеры обсудили, насколько выгодной будет такая машина. Принятое ими решение основывалось на их суждении, имеющемся опыте разработки подобных машин и желании инженеров пойти на некоторый риск.

С того момента, когда разработка проекта началась, предположение о том, что он принесет прибыль, постоянно проверяется. Инженеры все время, хотя, может быть, и не в явном виде, задают себе такой вопрос: «На основании чего можно сделать вывод, что риск продолжать разработку будет оправдан?» Таким образом, на любом этапе проектирования инженер пытается определить, н* говорит ли собранная им информация о том, что экономически выгодное решение не может быть найдено при существующем уровне техники.

Конечно, в начале разработки проекта сравнительно мало известно о вероятном окончательном результате, так что на этом этапе есть определенный риск ошибиться. Но по мере того как разработка приближается к концу, становятся очевидными ограничения, выясняются возможные решения, оцениваются возможности, появляется много другой информации, на основе которой можно дать ответ на вечный вопрос об экономической целесообразности. Поэтому наибольший риск принять неверное решение существует в начале проектирования и он уменьшается по мере того, как процесс приближается к концу.

Очень важной частью инженерной работы является надежное предсказание того, что предполагаемый ила осуществляемый проект будет экономически целесообразным, хотя сделать такое предсказание нелегко.

Цикл проектирования

Работа инженера редко заканчивается спецификацией решения. Часто в его обязанности входит завоевание признания его прибора, наблюдение за его внедрением

\133\

и применением, контроль и оценка работы прибора, а также принятие решения (или помощь в принятии решения), -когда целесообразно прибор переработать. Эти этапы образуют цикл проектирования, показанный на рис. 10-2.

Выполнение проекта. Для того чтобы убедиться в том, что разработанный инженером прибор будет успешно

Рис. 10-2. Цикл проектирования.

применяться, инженеру необходимо способствовать признанию своего.прибора, наблюдать за его постройкой и первоначальным применением. Эти меры, как показано на рис. 10-2, -составляют этап выполнения в цикле проектирования.

Обычно инженер должен «продать» своё решение определенным лицам, например администрации, заказчикам и т. п. Как правило, инженер сотрудничает в фирме как консультант. Принятие предложения инженера редко проходит автоматически; в его решении должно быть что-то, что «подкупило» бы руководство. Совещательный голос инженера и тот факт, что у руководства имеется собственное мнение и абсолютно объективным оно быть не может, заставляют инженера обратить самое серьезное внимание на то, чтобы добиться принятия руководством его решения.

\134\

Часто молодые инженеры ошибочно считают, что если их предложение технически и экономически целесообразно, то оно будет принято. Они недооценивают необходимость в глубоком представлении сути их предложения, чтобы «подкупить» руководство ценностью идей, реалистическим компромиссом, достигнутым в приборе, свести к минимуму стремление руководства внести изменения в «прибор.

Если же прибор принят соответствующими лицами, то очень важно для инженера проследить за его созданием. Желательно, чтобы инженер продолжал работать, пока создается его прибор. Например, пока возводится мост, пока собирается холодильник или пока монтируется система связи. Это нужно для того, чтобы убедиться в верности спецификации и выявить и исправить детали, которые оказались неправильными, или были опущены при рассмотрении, или выбраны неразумно. Желательно, чтобы некоторые модификации прибора происходили тогда, когда он уже стал реальностью, и чтобы они проводились под надзором создателя прибора.

Доведение до конца. Любой проект, будь то прибор, конструкция или технологический процесс, должен подвергаться периодической проверке со стороны его создателя. Это позволяет постоянно убеждаться, что разработка проекта идет так, как намечалось, и оценить его эффективность. Оценка результатов, достигнутых при разработке данного проекта, дает инженеру возможность улучшить свои будущие проекты. Этой полезной практикой инженеры почему-то часто пренебрегают. Редко встретишь инженера, который не мог бы с пользой для себя наблюдать за работой своего детища в течение значительного периода времени.

Возобновление процесса проектирования. Периодическая оценка эффективности создает основу для принятия решения о том, выгодно ли тратить деньги и время на новую разработку (пересмотр проекта). Ни одно из решений практических задач не остается постоянно наилучшим.

Находятся лучшие решения, возникают новые требования, накапливаются новые знания, изменяются условия, происходит физический износ. Поэтому наступает время, когда становится выгодным пересмотреть проект в поисках лучшего решения. Руководство фирмы может принять решение о пересмотре проекта только

\135\

при условии, что решение задачи постоянно рассматривалось и оценивалось.

Цикл проектирования завершается после того, как было найдено решение задачи и оно применялось в течение некоторого времени и оказалось, что выгодно будет пересмотреть проект. Тогда процесс проектирования повторяется.

Широкий размах инженерной деятельности

Для иллюстрации широкого применения процесса проектирования рассмотрим две задачи. Задача А это разработка прибора, позволяющего записывать речь оратора. Входом прибора будет устная речь, а выходом — непрерывная запись ее в виде машинописного текста или закодированных знаков на бумажной ленте. Такой прибор, очевидно, будет иметь широкое применение и принесет большую коммерческую выгоду.

Задача В также требует проектирования. Представьте, что некий инженер сотрудничает в фирме, производящей электрооборудование (электродвигатели, трансформаторы и пр.) и собирающей из этого оборудования системы по отдельным заказам. Большинство заказчиков — промышленные фирмы, управляющие крупными фабриками, очистительными заводами, типографиями и пр. Пусть, к примеру, нашего инженера пригласила сотрудничать компания по производству бумаги, планирующая постройку нового завода. Инженер знакомится с процессом производства бумаги, глубоко изучает нужды заказчика, и затем разрабатывает энергетическую систему, подходящую для нужд заказчика. Выполняя проект, инженер, естественно, широко использует те компоненты, которые производит его фирма. Он представляет на рассмотрение заказчику свой проект вместе со сметой. Если система принимается, инженер будет следить за ее установкой и наладкой и оставаться на работе до тех пор, пока система не заработает бесперебойно.

Задача А в основном касается создания принципиально нового прибора. Работа инженера носит исследовательский характер, так как опыт по созданию подобных приборов минимален и инженеру приходится руководствоваться только результатами собственных исследований. Поэтому инженеру нужно проявить массу

\136\

изобретательности для выяснения многих вещей. Нужно ответить на вопросы, на которые наука еще не дала ответа. Поэтому создатель такого прибора для достижения поставленной цели должен уделить много времени научным исследованиям.

Задача В в основном предопределяет применение уже существующих приборов и компонент для удовлетворения нужд заказчиков. Выполняя такую работу,

Рис. 10-3. Инженерный проект предполагает широкий спектр деятельности, удовлетворяющий различным интересам и возможностям.

инженер может широко полагаться на огромный опыт разработки подобных систем. Хотя каждая из предыдущих систем разрабатывалась для различных условий, разработка такой системы едва ли сделает переворот в технике.

В то время как основу работы «ад задачей А составляет работа первооткрывателя, основу задачи В составляет глубокое понимание требований и условий, предъявляемых определенным заказчиком. Решив задачу А, инженер будет вознагражден сознанием того,, что он создал нечто принципиально новое для человечества; наградой же за решение задачи В будет возможность выполнить заказ и чувствовать удовлетворение от созерцания результатов своего труда. Эти две задачи — противоположные полюсы деятельности инженера (рис. 10-3). Межпланетное сообщение, устройство для записи мыслей, автомат для стрижки, управление погодой, абсолютно безопасное сверхвысокоскоростное шоссе, фабрика, автомобиль, цементный завод, мост —

\137\

вот спектр инженерных задач, лежащий между этими полюсами. Решение каждой из перечисленных задач требует применения процесса проектирования.

Спектр инженерной деятельности, показанный на рис. 10-3, обычно разделяют на сегменты, например: «исследования», «разработка», «результат работы» и т. д. Конечно, не существует твердых границ между этими областями, так как это деление чисто условное. Поэтому толкование этих терминов настолько разнообразно, что польза от такого деления невелика.

Заключение ч. II

Итак, мы завершаем рассмотрение трех китов, на которых покоится инженерное дело. В ч. III основное внимание обращается «а некоторые многообещающие задачи, при решении которых проявляется то или иное «качество инженера.

\138\

часть третья. БУДУЩЕЕ

Глава одиннадцатая. ВОЗМОЖНОСТИ И ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Инженер имеет широкий выбор поля деятельности, областей, ib которых можно специализироваться, и задач, удовлетворяющих различным талантам и интересам.

Специальности

Существует много областей инженерного дела. Некоторые из них, например описанные на стр. 33,— давнишние и устоявшиеся. Другие, например относящиеся к космическим полетам, ядерной энергии, электронному медицинскому оборудованию и обработке информации, только завоевывают права гражданства *. На практике большинство инженеров концентрируют свои усилия на одном из аспектов инженерного дела. Например, некоторые инженеры-механики специализируются на разработке механизмов, другие проектируют холодильные установки, третьи имеют дело главным образом с парогазогенераторами, четвертые специализируются на тяговых системах и т.д. Внутри каждой отрасли имеется еще несколько специальностей. Таким образом, рассматривая все отрасли инженерного дела и многочисленные подразделения внутри каждой из них, инженер видит широкое разнообразие областей решения задач, из которых он может выбирать себе специальность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: