Методика проведения социометрического опроса




Сфера применения. Достоинства и недостатки

Особенности применения

1)метод используется для получения информации о структуре малых групп: через отношение к выбору партнеров в возможных ситуациях общения или совместной деятельности делаются выводы о характере межличностных связей в группе;

 

2)метод сочетает элементы опроса и эксперимента

 

3)непосредственный контакт социолога с объектом исследования;данные предоставляются самими участниками изучаемого явления;

 

4) процедура исследования отработана до уровня социальной технологии(т.е. стандартной методики, дающей достоверный результат независимо от случайных особенностей объектов исследования)

 

Достоинства метода:

 

1)в отличие от метода наблюдения, социометрия позволяет выяснить личные предпочтения, мотивы деятельности, ценностные ориентации членов группы;

 

2) не изменяя реальной обстановки в группе, метод позволяет выявить в ней формальных и неформальных лидеров, предвидеть возможные структурные конфликты, прогнозировать изменения внутригрупповых отношений и, в конечном счете, влиять на состав группы и социально-психологический климат в ней;

 

3)компьютерные варианты методики позволяют очень оперативно(в течение 1-2 часов)получать данные о структуре группы.

 

НЕДОСТАТКИ МЕТОДА:

1)метод пригоден только для исследования групп численностью до 15-20 человек;

 

2)метод предполагает анализ устойчивых связей, поэтому он не подходит для исследования случайных или временных сообществ людей, где такие связи еще не сложились;

 

3) структура группы моделируется на основе предположений и мнений людей, а не на основе наблюдения за реальным поведением;

 

4) респонденты не объясняют причины своего выбора, поэтому трудно оценивать устойчивость предпочтений и поведений людей в различных ситуациях;

 

5) возможны неискренние ответы и ошибки из-за неверного толкования вопросов

 

 

Методика проведения социометрического опроса

Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.

1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.

2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.

3. Условия и требования проведения опроса:

проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;

оптимальное количество членов группы 10-15 человек;

все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;

содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

Процедура опроса.

а) Подготовительный этап:

определение проблемы, выбор объекта;

формулировка социометрических критериев;

разработка бланка социометрического опроса;

 

 

б) Основной этап:

установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;

проведение социометрического опроса;

построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;

в) Завершающий этап:

анализ результатов опроса;

формулировка выводов;

разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.

Социометрический критерий (СК).

СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).

 

Вариант опросного листа

 

Уважаемый товарищ!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):_______________________________________

Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:

_________________________________________________________________

а кого бы не включили:

__________________________________________________________________

2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:

__________________________________________________________________

а с кем бы не хотели:

__________________________________________________________________

6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.

Вариант

 

N пп Кто выбирает Кого выбирают Потребность в общении
ФИО                 Кп+ Кп- Ист
  А * - + +   - +       0,14
  Б + *     +   - -      
  В + - * + +   + +     0,57
  Г   - - * + - +       -0,1
  Д +       *   -        
  Е +   +     * + +     0,57
  Ж + + -   - + * -      
  З + -   - + -   *     -0,1
Социометрический статус Кп+                      
Кп-                      
Ист 0,9 -0,4   0,1 0,4 -0,3 0,3        
                           

 

7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».

 

 
 

 


односторонний положительный выбор;

взаимный положительный выбор;

 

односторонний отрицательный выбор;

 

взаимный отрицательный выбор;

 

8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:

а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию

где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:

б) индекс потребности в общении () – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):

 

где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.

В качестве примера определим члена коллектива “А”:

в) индекс психологической совместимости():

где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

К групповым индексам относят:

а) индекс психологической сплоченности группы () – определяет степень ее группового единства:

где сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.

 

б) индекс психологической разобщенности группы () – определяется как степень групповой разобщенности.

 

где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.

На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:

Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).

Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.

Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: