Основные формы отчётности в статистике государственных финансов




Основными источниками информации для составления данных по статистике государственных финансов являются:

1) отчёты об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований; государственных внебюджетных фондов;

2) бухгалтерские балансы исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований;

3) бухгалтерские балансы бюджетных учреждений всех бюджетов бюджетной системы;

4) отчётность об исполнении смет доходов и расходов бюджетных учреждений, содержащая данные о расходах бюджета на основании метода начислений.

Центральную часть системы статистики государственных финансов составляет набор из четырех финансовых отчетов. Три из этих отчетов можно объединить, чтобы показать, что все изменения в запасах связаны с потоками. К ним относятся отчет об операциях органов государственного управления, отчет о других экономических потоках и баланс активов и пассивов. Кроме того, в целях обеспечения ключевой информации по ликвидности может составляться отчет об источниках и использовании денежных средств.

1. В отчете об операциях органов государственного управления представлены сводные данные об операциях сектора государственного управления за данный отчетный период. Операции классифицируются таким образом, чтобы продемонстрировать воздействие налогово-бюджетной политики на чистую стоимость активов сектора государственного управления, на его потребность в заимствованиях и на объем его активов и обязательств. При этом соблюдается равенство (6.1):

Доходы – Расходы = Изменение в чистой стоимости активов в результате операций = Операции с нефинансовыми активами + Чистое кредитование /заимствование= Операции с финансовыми активами - Операции с обязательствами. (6.1)

В отчете об операциях органов государственного управления представлены подробные сведения об операциях в области доходов, расходов, чистого приобретения нефинансовых активов, чистого приобретения финансовых активов и чистого принятия обязательств.

В отчете об операциях органов государственного управления формируются две важные для анализа сальдовые величины:

1) доходы за вычетом расходов составляют чистое операционное сальдо;

2) последующий вычет из этой величины чистого приобретения нефинансовых активов дает чистое кредитование (+)/заимствование (-), которое равно также чистому результату операций с финансовыми активами и обязательства ми.

Чистое операционное сальдо представляет собой сводный показатель текущей устойчивости операций органов государственного управления. Оно сравнимо с концепцией национальных счетов «сбережение плюс чистые капитальные трансферты к получению». Следует отметить, что чистое операционное сальдо (и эквивалентное ему изменение в чистой стоимости активов в результате операций) в приводимом здесь определении не включает прибыль и убытки в результате изменений в уровне цен и других изменений в объеме активов. Компонент изменения в чистой стоимости активов в результате операций может быть непосредственно отнесен к мерам государственной политики, поскольку органы государственного управления имеют контроль над своими операциями. Этого нельзя сказать о других компонентах общих изменений в чистой стоимости активов, поскольку они не находятся под прямым контролем органов государственного управления.

Чистое кредитование (+)/заимствование (-) представляет собой сводный показатель масштаба предоставления органами государственного управления финансовых ресурсов в распоряжение других секторов экономики или использования ими финансовых ресурсов, генерируемых другими секторами. По этой причине данная статья может рассматриваться как показатель финансового воздействия деятельности органов государственного управления на остальную экономику

Кроме того, в схеме расчёта имеется валовое операционное сальдо. Его отличие от чистого операционного сальдо состоит в том, что оно не включает потребления основного капитала в качестве расходов. На практике могут возникать сложности с измерением потребления основного капитала, и может оказаться, что получить его приемлемую оценку невозможно. В этой ситуации более полезным для анализа может оказаться валовое операционное сальдо. При этом предпочтительно использовать чистое операционное сальдо, поскольку в нем учитываются все текущие издержки, связанные с операциями органов государственного управления, которые подразделяются на три группы:

• доходные и расходные операции;

• операции с нефинансовыми активами;

• операции с финансовыми активами и обязательствами.

Доходы

Все операции, которые приводят к увеличению чистой стоимости активов сектора государственного управления, классифицируются как доходы. Осуществляя деятельность в налогово-бюджетной сфере, органы государственного управления получают доходы трех основных видов: налоги, отчисления на социальные нужды и другие доходы.

Для многих государственных органов доходы из перечисленных источников дополняются грантами. Гранты представляют собой непринудительные трансферты, получаемые от правительств других стран или от международных организаций. Они служат дополнением к доходам государственных органов из собственных источников и могут поступать в денежной или натуральной форме.

Следует отметить, что продажа нефинансового актива не является доходом, поскольку она не влияет на величину чистой стоимости активов. Ее результатом является изменение в структуре баланса активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой (выручка от продажи).

Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг, за исключением обязательных отчислений на социальные нужды, штрафов и пени.

Взносы/отчисления на социальные нужды включают поступления в системы социального обеспечения и в создаваемые работодателями программы социального страхования, которые обеспечивают предоставление пособий, кроме пенсионных. Взносы/отчисления на социальное обеспечение могут быть обязательными или добровольными и могут производиться работниками работодателями от имени работников, лицами, работающими не по найму, или незанятыми лицами. Обязательные взносы/отчисления на социальное обеспечение отличаются от налогов тем, что, перечисляя эти средства, плательщики и другие бенефициары получают право на определенные социальные льготы и пособия в случае наступления оговоренных событий, таких как болезнь или достижение пенсионного возраста. Обязательные платежи, оцениваемые на иной основе, чем размеры заработной платы, фонд оплаты труда или количество работников, но направляемые в программы социального обеспечения, представляют собой налоги. Кроме того, взносы/отчисления в пенсионные системы, создаваемые работодателями в системе статистики государственных финансов, не считаются взносами/отчислениями на социальные нужды.

Другие доходы включают все доходные операции, не классифицируемые как налоги, взносы/отчисления на социальные нужды или гранты. Основными статьями являются продажа товаров и услуг, процент и иные доходы от собственности, добровольные трансферты в денежной или натуральной форме, не являющиеся грантами, а также штрафы и пени.

Расходы

Все операции, которые приводят к уменьшению чистой стоимости активов сектора государственного управления, классифицируются как расходы. Приобретение нефинансового актива не является расходом, поскольку оно не влияет на чистую стоимость активов. Его результатом выступает изменение в структуре баланса активов и пассивов вследствие обмена одного актива (нефинансового) на другой актив или обязательство (платеж за актив). Основными видами расходов являются оплата труда работников, использование товаров и услуг, потребление основного капитала, проценты, субсидии, гранты, социальные пособия и другие расходы. Кроме того, расходы могут быть классифицированы по функциональному назначению, например на здравоохранение или социальную защиту.

Оплата труда работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работникам за выполненную работу. Помимо заработной платы, оплата труда работников включает в себя отчисления на социальное страхование, производимые институциональной единицей сектора государственного управления от имени своих служащих. В данную категорию не включается оплата труда работников, связанная с накоплением капитала за счет собственных средств.

Использование товаров и услуг представляет собой полную стоимость товаров и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в процессе производства или приобретенных в целях перепродажи, за вычетом чистых изменений в имеющихся запасах таких товаров и услуг. В эту категорию не включаются товары и услуги, приобретенные для использования в качестве трансфертов в натуральном выражении домашним хозяйствам или грантов, не используемых в процессе производства. Как и в случае оплаты труда работников, любые товары и услуги, используемые в целях накопления капитала за счет собственных средств, учитываются как приобретение нефинансовых активов.

Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости запасов основных фондов в течение отчетного периода в результате физического износа, естественного устаревания и случайного ущерба. Данная категория всегда представляет собой расходы в неденежной форме. Ввиду сложностей в оценке данного вида расходов иногда вместо чистого операционного сальдо или в дополнение к нему рассчитывается валовое операционное сальдо.

Проценты представляют собой расходы, понесенные должников в связи с использованием средств другой институциональной единицы. Процентный финансовый инструмент может классифицироваться как депозиты, ценные бумаги (кроме акций), кредиты и займы или кредиторская/дебиторская задолженность.

Субсидии — это текущие трансферты, которые выплачиваются органами государственного управления предприятиям либо исходя из уровня их производственной деятельности, либо на основе количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают или импортируют. В эту категорию включаются трансферты государственным корпорациям (организациям) и иным предприятиям, предназначенные компенсации убытков.

Гранты — это непринудительные трансферты в денежной или натуральной форме, выплачиваемые другой институциональной единице сектора государственного управления или международной организации.

Социальные пособия представляют собой текущие трансферты домашним хозяйствам для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию, а также в связи с потребностью в жилье или по другим частным обстоятельствам. Такие пособия могут выплачиваться в денежной или натуральной форме. Стоимость социальных пособий в натуральной форме, предоставленных единицей сектора государственного управления, отражается по категориям расходов, понесенных при производстве этих товаров и услуг, и не включается в данную категорию.

Другие расходы включают все расходные операции, не отнесенные к другим категориям. В число операций, отражаемых по данной категории, входят расходы, связанные с собственностью, помимо процентов: налоги, штрафы и пени, налагаемые одними органами государственного управления на другие; текущие трансферты некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства; капитальные трансферты, кроме капитальных грантов, а также страховые премии и требования, не связанные со страхованием жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: