Национализация и реквизиция имущества




Стабильность контрактов

Закон об инвестициях содержит два стабилизирующих положения - статью 4.3 и статью 23. Последняя применяется только к контрактам, имеющим “инвестиционные преференции”, изложенные в Законе об инвестициях, и указывает на то, что льготы, предоставленные по таким контрактам, сохраняют свое действие до конца срока действия контракта. По аналогии статья 4.3 предусматривает, что казахстанские гарантии стабильности применяются к контрактам между государственными органами Казахстана и инвесторами, за исключением случаев, когда изменения в законодательстве касаются национальной безопасности, экологии, здравоохранения и нравственности, а также условий импорта, производства или реализации подакцизных товаров.

 

Беспокойство в отношении стабильности, предусматриваемой статьей 4.3, вызвано содержащейся в ней оговоркой, исключающей изменения в законодательстве “которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров”. Нефть является подакцизным товаром, и изменение в любом законе, регулирующем “импорт, производство и реализацию” такого товара, может толковаться как подпадающее под действие данной оговорки, и, таким образом, будет применимо к существующим контрактам на разведку или добычу нефти. Необходимо отметить, что положение о практически идентичных исключениях относительно подакцизных товаров содержалось и в законе об иностранных инвестициях. Однако нам не известен ни один случай, когда такое положение было бы использовано для изменения нефтяного контракта.

 

Кроме того, и закон о нефти, и закон о недрах содержат стабилизирующие положения с более узкими оговорками. Например, статья 57 закона о нефти гласит:

Подрядчику гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Изменение и дополнение законодательства, ухудшающие положение Подрядчика, не применяются к Контрактам, заключенным до таких изменений и дополнений.

Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в сфере экологической безопасности, а также здравоохранения.

 

В связи с принятием Закона “Об инвестициях” возникает еще один вопрос, который касается применения закона об иностранных инвестициях, в частности предоставленной в нем законодательной стабильности существующих контрактов. В законе об инвестициях ничего не сказано по этому поводу. Вероятно, стабилизирующие положения (например, положение, гарантирующее сохранение льготы после изменения законодательства) статьи 6 закона об иностранных инвестициях должны применяться к инвестициям, осуществленным на момент действия этого закона, включая гарантии в отношении отмены самого такого права. В этом случае инвесторы сохранили бы некоторые средства защиты, предоставленные законом об иностранных инвестициях. Однако непонятно, как, в конечном счете, это будет толковаться. Скорее всего, вопрос будет решаться отдельно по каждому конкретному случаю, в зависимости от конкретных обстоятельств и формулировки положений соответствующего контракта на недропользование.

 

Стабильность – это сложный юридический вопрос, который очень сильно зависит от обстоятельств каждого конкретного случая. Таким образом, инвесторам придется обращаться по данному вопросу за юридической консультацией.

 

Иные гарантии

Отмененный недавно Закон “Об иностранных инвестициях” содержал ряд гарантий, в т.ч. от изменений в законодательстве, от экспроприации и незаконных действий государственных органов и должностных лиц, а также гарантии того, что иностранный инвестор мог свободно использовать и вывозить свой доход и средства в твердой валюте после уплаты налогов. Несмотря на отмену Закона об иностранных инвестициях, ряд содержащихся в нем гарантий остаются прежними, поскольку они отражены в иных законодательных актах.

 

В целом законом об инвестициях предоставлены следующие гарантии: гарантия юридической защиты (включая описанную выше стабильность контрактов), гарантия права использовать по своему усмотрению доход, остающийся после уплаты налогов, и гарантии прав инвесторов на возмещение в случае национализации или реквизиции.

 

Юридическая защита

Инвестору предоставляется право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами незаконных актов, или совершения незаконных действий (бездействия) должностными лицами государственных органов. Эта гарантия по существу совпадает с гарантией, предусмотренной в статье 922 Гражданского кодекса Казахстана, которая устанавливает ответственность государства при определенных обстоятельствах.

 

Использование доходов

Инвесторам гарантируется право использовать свои доходы, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Гарантия использования своего дохода после уплаты налогов закреплена в валютном законодательстве Казахстана, которое в определенных случаях требует выдачи лицензии Национальным банком Казахстана. Что касается иностранных инвесторов, то валютное законодательство Казахстана разрешает свободный вывоз доходов. Более того, хотя закон об инвестициях не содержит каких-либо гарантий того, что доходы, остающиеся после уплаты налогов, не подлежат обязательной конвертации в национальную валюту, такое требование не предусмотрено действующим валютным законодательством Казахстана.

 

Национализация и реквизиция имущества

Гарантии возмещения в случае национализации или реквизиции имущества инвестора включают возмещение убытков в полном объеме в первом случае и выплату рыночной стоимости имущества во втором.

 

Принятый международный стандарт возмещения в случаях национализации состоит в том, что такое возмещение должно быть “незамедлительным, адекватным и эффективным”. Эта же норма была использована в законе об иностранных инвестициях. Более ограниченная норма, закрепленная в действующем законе об инвестициях, поднимает вопрос о том, включает ли “полный объем убытков”, например упущенную прибыль. Кроме того, в действующем законе не указано, что такое возмещение выплачивается незамедлительно. Этот недостаток формулировки может быть исправлен в контрактах. Некоторые иностранные инвесторы могут обнаружить, что существуют применимые международные договоры, предусматривающие незамедлительное возмещение в случае национализации.

 

Норма в отношении возмещения реквизированного имущества (например добытой нефти) предусматривает, что “имущество может быть реквизировано путем выплаты рыночной стоимости такого имущества. Рыночная стоимость имущества определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан”. В принципе это хорошая формулировка, хотя на практике то, что стороны понимают под рыночной ценой, может не совпадать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: