В каких формах представлены научные знания?




· из чего состоит научный аппарат исследования?

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т. е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания.

Научные знания могут быть представлены в разных формах. Прежде всего — это факты, которые И.П.Павлов называл «воздухом для ученого». Чем больше вы соберете фактов (о событиях педагогической действительности, ребенке, его психических особенностях, деятельности и т. д.), тем богаче будет материал для анализа, сравнения, обобщения, систематизации изучаемого явления, процесса. Следовательно, вы сможете сделать более обоснованные выводы, сформулировать практические рекомендации.

На основе анализа литературы, собранных фактов формулируется мысль в виде научного положения. Много научных положений на основе уже сложившихся утверждений вы найдете в монографиях, статьях ученых. Анализ этих работ поможет вам осознать основные исходные положения научных теорий, учений. Такие исходные положения называются принципами.

В свою очередь, факты, положения, принципы выражаются через понятия и связи между ними. Понятия — мысль, отражающая в обобщенной форме объекты, процессы, явления посредством фиксации общих и специфических признаков, свойств объектов, явлений. Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. В психолого-педагогических науках нет однозначности в трактовке многих понятий, хотя они называются одними и теми же терминами. Например, представители разных научных школ вкладывают свое содержание в такие термины, как воспитание, обучение, личность, педагогический процесс и т. д. Поэтому каждый, кто приступает к научному исследованию, должен дать дефиницию тех понятий, которыми будет оперировать, то есть определить их смысл, содержание и границы, то содержание понятия, на которое будет опираться.

Научные понятия (термины) исследователя:

Закономерность, закон — это существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Вы изучали закономерности развития детей на разных возрастных этапах, закономерности воспитания, обучения.

Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Высшей формой организации научного знания являются теории. Вспомните теории, которые вы изучали ранее (например, теории игры, теории интеллектуального развития, теории обучения), и тогда вам нетрудно будет определить суть теории как целостного представления о существенных связях в определенной области знания. Теория (педагогическая) — система закономерностей, категорий и понятий, раскрывающих сущность и природу целостного педагогического явления или процесса, совокупность его элементов, характер их связей, функции этого явления или процесса, а также принципы, логику и способы его изменения и развития.

Метод (от греческого слова methodos — путь, дорога за чем-то) означает целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается и решается. Научный метод представляет собой систему основных подходов и способов исследования.

Методика исследования — это совокупность конкретных различных форм и способов использования методов, при помощи которых осуществляется познание явлений, объектов, процессов.

Стратегию подходов в исследовании, выбор методов и интерпретацию его результатов определяют методологические принципы.

Принципы методологические (лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и стать обязательными для исполнения.

Чтобы ваше исследование соответствовало методологическим принципам концептуального единства, объективности, достоверности, системности, доказательности, необходимо

· учитывать объективность и обусловленность педагогических и психологических явлений, процессов, развивающихся в силу объективных внутренних законов, противоречий, причинно-следственных связей;

· рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, являющимися движущей силой и источником развития;

· следовать целостному подходу к изучению явлений, процессов;

· изучать явления, процессы, объекты в их развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями;

· использовать комплекс взаимодополняемых методов и методик.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Представьте такую картину: исследователь доложил о своей работе, кто-то из присутствующих высказал критические замечания, но они противоречат принятой исследователем концепции. Целесообразные действия исследователя (выберите ответ, который считаете верным):

а) оставить без внимания;

б) обосновать возражения, доказав несостоятельность замечаний;

в) попытаться выявить непосредственную причину возникновения замечания, понять позицию оппонента.

2. Ознакомьтесь с данным перечнем качеств, характеризующих, по мнению И. П. Павлова, исследователя. Отметьте те из них, которыми вы обладаете, подумайте, какие качества предстоит развивать. Перечень качеств:

· научная последовательность;

· прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний;

· сдержанность и терпение;

· готовность и умение делать черновую работу;

· умение терпеливо накапливать факты;

· научная скромность;

· готовность отдать жизнь науке;

Используйте литературу:

Пинковская П.Я. Методология научных исследований. – Минск, 2007.

Бережнов Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М., 2005.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: