Методы научного исследования




В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· что такое научный метод исследования?

· какие теоретические методы используются в исследовательской деятельности?

· в чем сущность эмпирических методов исследования?

· какова типология эмпирических методов исследования, их характеристики?

· какие правила необходимо знать исследователю по применению разнообразных методов исследования в практической деятельности?

Научный метод исследования представляет собой комплекс разнообразных познавательных и практических операций, направленных на приобретение новых знаний. Любая наука с помощью методов собирает фактический материал об изучаемом объекте, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает их в систему ранее добытых научных знаний. Поэтому естественно, что темп прироста научных знаний, уровень науки в целом во многом зависят от тех методов, которыми пользуются исследователи.

В последние годы достаточно распространена классификация методов исследования, в основу которой положены фундаментальные (теоретические) и прикладные виды. Соответственно им выделяются теоретические и эмпирические методы.

 

К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов, методы причинно-следственного анализа, метод прогнозирования, математические и статистические методы. Они предназначены для интерпретации, анализа, систематизации и обобщения теоретических положений и эмпирических данных, служат для установления и формулирования закономерностей изучаемых явлений. Группу эмпирических методов составляют опросные методы, наблюдение, эксперимент, педагогический консилиум, проективные методы, изучение педагогической документации, изучение продуктов деятельности, социометрический метод, метод обобщения независимых характеристик, изучение опыта педагогической деятельности. В эту группу методов входят методы оценивания и измерения (регистрация, ранговый метод, рейтинг, экспертные оценки, срезы, тесты, шкалирование, социометрия, «педагогический консилиум», самооценка), методы обработки данных (математические, статистические, графические).

 

Совет начинающим исследователям:

· используйте разнообразные методы изучения ребенка, применяйте те педагогические приемы и явления, с помощью которых вы сможете получить достоверную информацию, и на ее основе сделать правильные выводы;

· осторожно корректно делайте обобщения и выводы, не обходите молчанием те трудности, которые встретились в ходе исследования, избегайте категоричности.

Типология эмпирических методов педагогического исследования

Наблюдение.

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим эти классификации.

1. По частотенаблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, организацию режима дня, непрерывно в течение известного времени; повторным — через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь во время конкретной игры. (Последнее, применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения).

2. По объему охвата объекта разливают сплошные и не сплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором — часть из них. Несплошные наблюдения можно подразделить.

3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном, или прямом, наблюдении исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения

На наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы:

1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;

2) получение разрешения на проведение наблюдения;

3) составление плана наблюдения;

4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т. д.);

6) оформление результатов наблюдения;

7) анализ результатов наблюдения;

8) теоретические и практические выводы наблюдения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: