1. Разработать проект (тема по выбору обучающегося).
2. Изучить одну из вдов исследовательских работ (курсовая, проект, ВКР) с целью анализа корректности формулирования методологических характеристик исследования (введение, выводы, заключение).
3. Подготовить рецензию (аргументированное суждение о тексте, составленное в письменном виде) на курсовую работу по следующему плану:
1) Предмет анализа.
2) Актуальность темы.
3) Формулировка основного вопроса.
4) Краткое содержание работы.
5) Общая оценка.
6) Недостатки, недочеты.
7) Выводы: актуальность темы; полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы; эффективность использования избранных методов для решения проблемы; достижение поставленной цели; практическая ценность и возможность использования полученных результатов.
Основные понятия
«Базис содержания дошкольного образования» – необходимое и достаточное содержание дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенком психологической и физической готовности к школе.
«Ведущая деятельность» – деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
«Дошкольное образование» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.
«Игровая деятельность» – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
«Инвариантная (базисная) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.
«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
«Качество» – 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2) интегральная единица измерения результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Коммуникация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Кругозор» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- формирование целостной картины мира;
- развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Линия развития» – см. «основные направления развития ребенка».
«Непрерывное образование» – связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
«Образовательный процесс» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.
«Обучение» – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формирующую участниками образовательного процесса.
«Основные направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
«Познавательно-исследовательская деятельность» – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
«Познание» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Преемственность» – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает на основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.
«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – нормативный документ, разработку которого на основе федеральных государственных образовательных требований осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.
«Продуктивная деятельность» – форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как познание, труд, физическая культура, художественное творчество.
«Психологическая готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
«Педагогический мониторинг» - форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.
«Развитие» – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Содержание дошкольного образования» – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
«Социализация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено ан решение следующих задач:
- личностное развитие;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Труд» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
«Уход» – проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
«Физическая культура» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- воспитание физических и личностных качеств.
«Художественное творчество» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук) качеств.
«Чтение художественной литературы» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Список литературы
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002.
2. Апостокова Т.М., Когевич Н.Р., Морозов А.В., Петропалова Н.А. Методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов гуманитарных вузов. – М,, 2003.
3. Белая К.Ю. Содержание методической работы старшего воспитателя. – М., 2007.
4. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, дипломную работу. – СПб., 2004.
5. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.
6. Волубаева Л.М. Новое в организации методической службы детского сада // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 1.
7. Гросул И.В. О современных программах по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2009. № 6.
8. Денякина Л.М. Самообразование – требование времени //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 1.
9. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.
10. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.
11. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Вторая младшая группа / Под. ред. Л.Л.Тимофеевой. М., 2011
12. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Современное дошкольное образование. 2010. № 2.
13. Федоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в учебных заведениях. – М., ППЦ «Профессионал-Ф», 2005.
Приложение 1