Таким образом, взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля представляют собой высочайшее достижение экономической мысли античного общества.




Тема 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

Экономическая мысль Древнего Востока.

Экономическая мысль античного мира.

Экономические идеи средневековья и арабского

Востока.

Меркантилизм.

Экономическая мысль длительное время не была отделена от других форм мышления в обществе, а потому достаточно сложно точно определить первые её проявления. Историки склонны считать, что корень экономической мысли следует искать в древнеегипетских папирусах, в клинописях вавилонского царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах» и в исторических памятниках античного общества.

 

 

Экономическая мысль древнего Востока

В период раннего рабовладения наиболее показательными в экономическом развитии были Вавилон, Китай и Индия. В исторических документах этих государств отражен широкий спектр идей древнего мира. Как правило, исторические памятники, дошедшие до наших дней, это своеобразные конституции, своды законов, которыми общество руководствовалось в решении социально-экономических проблем.

 

В так называемых законах вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) содержатся сведения о разделении труда, развитии производительных сил и торговли, об охране частной рабовладельческой собственности. В них также отражены вопросы арендных отношений, ссудного процента. «Законы» насчитывают более чем 280 статей и представляют собой систему правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических отношений в Вавилоне 18 века.

 

Древнекитайский философ Конфуций (VI – V вв. до н. э.) впервые обосновал идеи «естественного порядка” и «разума», согласно которым бог создал мир, но потом устранился от вмешательства в жизнь на земле. Она протекает по «естественным законам разума». Таким образом, принято считать, что именно Конфуций впервые выдвинул идею объективности законов хозяйственной жизни. На основе «разума», то есть понимания человеком своего места в обществе, философ обосновал классовый мир.

В отличие от Конфуция, который считал, что бог сотворил людей неравными, в тот же исторический период другой китайский мыслитель – Мо Ди утверждал, что от природы все люди равны, неравными их делают общественные отношения.

Широко известнен памятник древнеиндийской культуры – трактат «Артхашастра» (или «Наука политики») (IV – III вв. до н. э.). Его автором был советник царя Чандрагупты I – Каутилья (IV вв. до н. э.). В этом документе зафиксированы правила, которыми должны руководствоваться управляющие государством.

В статье «О населении» отражено кастовое деление общества и закреплено социальное неравенство, которое объяснялось божественным началом. Охраняя рабовладельческую частную собственность, трактат также провозглашал идею неприкосновенности имущества рабов.

В статье «О земледелии» подчеркнута роль научного подхода к обработке земли и отражены прогрессивные формы земледелия, например, орошение земель, строительство ирригационных сооружений, с чем связывали повышение урожайности земель и рост поступлений в казну.

Особое внимание в трактате отводилось рудникам – опоре казны, а также ремёслам – ткачеству и прядению, к которым привлекались женщины и девушки.

В статье «О товаре и торговле» впервые в истории экономической мысли поставлен вопрос о стоимости. Уже в то время различали «действительную » стоимость (количество дней труда, затраченных на производство товара) и «рыночную » стоимость (количество денег, за которое товар продается).

В трактате впервые высказана идея государственного регулирования цен: торговать можно было только проверенными весами, а чрезмерная погоня за прибылью запрещалась законом («рыночная» стоимость не могла превышать «действительную» более чем на 5 – 10%). Торговцы должны были платить пошлину в казну. В трактате «Артхашастра» провозглашалась идея: «Развитие производительных сил – основа классового мира».

 

 

Экономическая мысль античного мира

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны древнегреческими мыслителями античного периода – Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем (V – IV вв. до н.э.), а также древнеримскими философами, в частности, Катоном, Варроном и Колумеллой II в. до н.э. – I в. н э).

Древняя Греция

Достижения Ксенофонта (444 – 355) в истории экономических учений определяются несколькими моментами:

1. Он автор работы «Экономикос» («Домострой»), где впервые использовал понятие «экономика» (от двух древнегреческих слов: oikos – домашнее хозяйство, nomos – закон). Подэкономикой он понимал науку о законах развития хозяйства.

2. Впервые выдвинул положение о материальном и моральном поощрении труда (даже рабов): рабу, который работает хорошо, можно подарить подарок, а на честолюбивые натуры благотворно влияет и похвала.

3. Впервые вэкономической литературе обратил внимание на двойственное потребление вещей: вещь полезна, если она нужна и её можно использовать; в то же время бесполезную вещь можно поменять на другую, полезную вещь. Таким образом, Ксенофонт поставил вопрос о потребительной и меновой стоимости товара.

4. К деньгам относился отрицательно, но при этом разграничивал понимание денег в качестве средства обращения и в качестве сокровища.

5. Показал значение разделения труда для развития общества. Но разделение труда понимал лишь как разделение умственного и физического труда.

Будучи приверженцем натурального хозяйства, он всё же стремился использовать имеющиеся товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.

 

Экономические взгляды Платона (427 – 347) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Наиболее известное его произведение – «Политея», или «Государство». Его достижения в истории экономических учений следующие:

1. Выдвинул гениальное положение о том, что в основе любого государства лежит разделение труда. Однако Платон ошибочно отождествлял государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда.

2. Процесс разделения труда и образования государства Платон связывал с потребностями и способностями людей, которыми они наделяются при рождении.

3. Возникновение классов он не связывал с божественным началом. Он выделил три класса: 1) философы; 2) воины; 3) землевладельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Рабы – вне классов, это орудия труда, которые разговаривают. Критериями разделения общества на классы у Платона являются три добродетели: мудрость, мужество, сдерживающая мера.

Мудрый тот, кто не только способен дать правильный совет в частном деле, но и для государства в целом. Храбрые должны государство защищать. Сдерживающая мера – это способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способны это понять и подчиниться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен подчиниться законам государства, могут быть лишь рабами.

4. В системе разделения труда Платон считал важнейшим занятием – земледелие (основа жизни государства). Развитие же ремесел за счет земледелия может оказаться губительным. Признавая необходимость торговли, Платон все-таки отрицательно относился к ней и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятий торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям.

5. Выступил против чрезмерного богатства и бедности. Считал, что государство может «поддерживать» справедливость законами, а именно:

- запрещать ссуду под процент;

- устанавливать границы колебания цен;

- передавать в фонд государства часть богатства, превышающего 4-х кратную стоимость земельного надела. (И тогда не будет ни бедных, ни богатых).

Анализ бедности и богатства Платон связывал со стимулами к труду. Как чрезмерное богатство, так и бедность – факторы упадка ремесла: богатый не будет работать так же старательно, как и раньше, когда он хотел разбогатеть; бедный не сможет хорошо работать и не сможет научить своих сыновей, так как для работы необходимо иметь соответствующий инструмент, который бедному приобрести не по карману.

Достижения Аристотеля (384 – 322). Главная его работа – «Политея», или «Политика». Достижения Аристотеля в истории экономических учений следующие:

1. Аристотель развил учение Ксенофонта о двойственном потреблении вещей. Вещи существуют для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена. Подчеркнул, что в процессе обмена происходит приравнивание вещей (и даже людей). Поставил вопрос о том, что же лежит в основе обмена и приравнивания различных потребительных стоимостей. Но не ответил на него. В конце концов, он утверждал, что приравнивание – это искусственный приём для удовлетворения практической потребности и что товары соизмеряются деньгами.

2. Обосновал учение об экономике и хрематистике (от гр. hrema – имущество, добро). Под экономикой он понимал производство материальных благ, а под хрематистикой – искусство наживать состояниие. В системе Аристотеля экономика – основа хрематистики, то есть хрематистика вырастает из экономики. Возможность обогащения связывал и с торговлей. Аристотель подчеркивал, что хрематистика становится целью торговли с появлением денег.

3. Различал две формы торговли: простой обмен товара на товар и обмен, в котором посредниками являются деньги, то есть он различал движение денег и товаров по формуле Т – Д – Т и по формуле Д – Т – Д.

4. Деньги у Аристотеля – средство, с помощью которого товары становятся соизмеримыми. Выделял не только функцию денег как посредника в обмене, но и функцию накопления сокровищ. Аристотель выступал против накопления денег и ростовщичества. Он считал естественной ролью денег – посредничество в обмене.

Таким образом, взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля представляют собой высочайшее достижение экономической мысли античного общества.

Древний Рим

История античного общества завершается историей Древнего Рима. Расцвет и закат Римской республики связан с историей земельной собственности. Поэтому большой научный интерес представляет литература по аграрному вопросу. Развитие сельского хозяйства вплоть до периода кризиса Древнего Рима отражено в трактатах Катона, Варрона и Колумеллы (ІІІ в. до н. э. - I в. н. э.), а также в проектах аграрной реформы братьев Гракхов. (ІІ в. до н. э.).

 

Будучи крупным землевладельцем, Катон (234-149 до н э) в трактате “ Земледелие ” выступил защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Земледелие считал самым почетным, выгодным и благородным занятием. Он был сторонником хозяйства, в котором объединены все отрасли. Производство должно, по его мнению, обслуживать свои собственные потребности, продавать можно только излишки.

Честь и славу имения Катон видел в доходности, которую можно обеспечить, выколачивая из рабов все, что возможно. При этом он говорил и о стимулировании рабов: кормить и одевать их надо в зависимости от того, как они трудятся.

В трактате подчеркнута роль управляющего - самого землевладельца: “Хозяйский глаз - алмаз”. Из трактата видно, что в то время в Риме использовались интенсивные формы земледелия: существовали арендаторы-издольщики, ведущие хозяйство и получавшие половину дохода.

 

Варрон (116-27 до н э) в трактате “ О сельском хозяйстве ” свидетельствовал об интенсивном развитии отрасли и проникновении в сельское хозяйство товарно-денежных отношений, подчеркивал, что необходимо учитывать колебания рыночных цен. Доходным считал скотоводство. Считал, что управляющий должен быть образованным человеком, что к рабам надо применять принцип материальной заинтересованности, равно как и к управляющим, надсмотрщикам над рабами. По сравнению с Катоном, который делал ставку в развитии сельского хозяйства на усиление эксплуатации рабов, Варрон - сторонник интенсивных методов хозяйствования.

 

Колумелла (I в. н. э.) в трактате “ О сельском хозяйстве ” отразил состояние этой отрасли в Риме в период кризиса рабовладельческой системы эксплуатации. Считал, что оскудение земледелия связано не с убывающим плодородием почвы, а с недостатками хозяйствования в поместьях. Выступал за рационализацию сельского хозяйства: “Обширное поле, плохо возделанное, принесет меньше дохода, чем малое, но возделанное тщательно”. Интенсификацию связывал с введением научных достижений своего времени. Выступал за систему материального и духовного поощрения рабов.

 

История Древнего Рима известна и проектами аграрной реформы братьев Гракхов /Тиберия (163-132) и Гая (153-121) /. Они выражали интересы безземельного и малоземельного крестьянства. Стремясь сохранить рабовладельческий строй, Гракхи пытались обеспечить его поддержку свободными крестьянами. Проект их реформы предусматривал право иметь землю. Но это право было ограничено нормами землевладения, сверх которых земля передавалась беднейшим гражданам без права продажи. Проект был принят народным собранием. Но знать оказала сопротивление проведению его в жизнь и организовала убийство братьев.

Таким образом, аграрная реформа братьев Гракхов была направлена против крупного землевладения и выражала чаяния безземельных граждан Рима. В этом она носила прогрессивный характер. Однако по замыслу, реформа была призвана поддерживать рабовладение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: