Формы организации программы




· диспут

· дискуссия

· обсуждение

· сюжетно-ролевая игра

· «мозговой штурм»

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация программы дополнительного образования социально-педагогической направленности обучающихся призвана способствовать:

- социальной адаптацию обучающихся;

- повышению уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами;

- формированию знаний об основных сферах современной социальной жизни устройства общества;

- созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Увеличение охвата обучающихся, занимающихся дополнительным образованием, участием в разнообразных видах и формах состязательного и творческого характера на уровне образовательного учреждения, на окружном, на муниципальном, на республиканском уровнях.

 

Дополнительная программа социально-педагогическойнаправленности представлена следующей программой:

 

название программы количество часов
«В согласии с собой и миром» 1 час

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

 

 

«Утверждаю»

директор школы

Николаева Ю.И..

«» ________ 2012г.

 

Рабочая программа дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности

«В согласии с собой и миром»

срок реализации 1 год

 

Разработчик: Перегудова Т.М., социальный педагог

 

Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете

методическом объединении Протокол № 11

Протокол № от «» 2012 г.

от «» июня 2012г

 

2012 г.

 

 

Пояснительная записка

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно (по крайней мере, более 100 лет). За это время накопилось немало полезной и важной методической и нормативной документации. Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к учебнику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития.

Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития.

 

Актуальность программы

Рост патологий у школьников – характерная тенденция последнего десятилетия: распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительная система – 6,6% до 12,5%, позвоночника – 4,3% до 15,.7%, ЛОР-органов – с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных – с 2,4% до 7,3%.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10%-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, регистрируемых и 50%-60% школьников;
  • резкое увеличение органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов);

Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников.

Этим обусловлена новизна, актуальность и необходимость в разработке программы по формированию здорового образа жизни у школьников, профилактики негативных социальных явлений в подростковой и молодёжной среде.

 

Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников, максимальное содействие физическому, психическому, социальному и личностному развитию, обеспечивающему адекватное социальное функционирование, самоактуализацию и самореализацию во взрослой жизни.

 

Задачи программы

  • формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме;

• формирование собственной мотивации к здоровью как ценности;

• формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, поддерживающие оптимальное качество жизни;

• формирование рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду относительную защиту здоровья от патогенного воздействия факторов окружающей среды;

• обучение социальным жизненно важным навыкам, обеспечивающим способность к социально адекватному поведению: умение сделать выбор, принять ответственность за свои выборы, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Содержание программы

Блоки Цели Задачи Средства
  Личностный блок Способствовать позитивному отношению к собственной личности, принятие и осознание себя и понимание других людей Формирование стремления к самоактуализации: потребности в развитии и реализации своей личности; погружение в свой внутренний мир и ориентация в нём; знакомство с чертами личности – первичными и вторичными способностями; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества, свой характер, свои достоинства, недостатки и желания; формирование безоценочного принятия себя и других Стимулирование мотивационно-потребностной сферы, диагностика познавательных способностей и личностных качеств, интеграция полученной информации в целостный портрет личности ребёнка  
  Эмоционально-мотивационный блок Расширение знаний ребёнка о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного их принятия; умение отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом; создание ситуации успешной деятельности; снижение страха, фрустрации, тревоги в ситуации обучения и общения   Знакомство с эмоциями; осознавание проявления эмоций, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме; обеспечение атмосферы эмоционального приятия; формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации; формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия её детьми как личной цели развития; развитие рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли   Создание специальных условий, в которых ребёнок упражняется в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием; стимулирование мотивации ребёнка на поиск своих ресурсов, способностей путём вовлечения его в решение ряда символических задач по нахождению своих «сил», а также установление связи этих «сил» с реальной жизнью
  Коммуникативнй блок Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию; установление и поддержание контакта, обмен информации Устанавливать и поддерживать контакт с партнёром по общению, отслеживать «состояние контакта» в процессе общения, восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; Использование специальных упражнений, направленных на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков, а также навыки делового общения: установление контакта, ориентация в проблеме, аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
  Социально-нормативный блок Способствовать успешному взаимодействию ребёнка в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей, выстраиванию конструктивных отношений в обществе; переформирование норм и правил поведение ребёнка со значимыми другими; развитие навыков успешной коммуникации в совместной деятельности и расширение репертуара ролей с возможностью выхода из дезадаптивной роли   Социальная самоиндентификация; знакомство с различными социальными институтами и социальными ролями; обучение конкретным социальным навыкам; а) то, что есть во мне – и с помощью чего я могу общаться с социумом; б) то, что есть вокруг меня – и то, с чем я (буду общаться) общаюсь, то есть самим социумом; в) те нити, которые связывают меня с социумом – элементарные социальные умения и навыки   Создание искусственных ситуаций взаимодействия; использование ритуалов и игр с правилами, создание возможности смены ролей в специальных игровых заданиях; совместное обсуждение и комментирование результатов деятельности как средства понимания позиции другого и расширение диапазона ролей
  Семейный блок Осознание и принятие своего жизненного опыта для последующего построения своей собственной жизни; формирование представления о своей будущей семье и образа будущего избранника Способствовать осознанию и принятию своего семейного опыта; поло-ролевая идентификация, выстраивание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнёра; семья, взаимоотношения в ней Использование специальных упражнений, направленных на осознание детьми своей половой принадлежности, формирование образа мужчины и женщины, принятие себя как мужчина (женщина), уделить внимание вопросам любви, выстраиванию отношений с партнёром  
  Интеграционный блок Формирование личностно-значимые качества, необходимые для самоактуализации личности школьника и способы их развития Дать представление о своём жизненном пути, выборе целей и ценностей жизни, приобретение опыта самоопределения, самостоятельного выбора пути и оценки своих возможностей Игры- активаторы, психотехники на ориентацию во времени, принятие на себя ответственности за свою жизнь, формирование ценностей самоактуализации, потребности в познании, взгляд на природу человека

Учебно-тематическое планирование

Раздел / темы Кол-во часов
I Личностный блок  
  «Моё - Я». Я расту, я меняюсь. Что означает повзрослеть?  
  Мой образ жизни. Квалимитрия образа жизни.  
  Мои достоинства и мои недостатки.  
  Я и мои близкие.  
  Я и мои привычки.  
  Мои права и обязанности.  
  Я имею право чувствовать выражать свои чувства.  
  Я и моя иерархия ценностей.  
  Внешность и характер.  
  Я и мой внутренний мир.  
  Я и моя безопасность.  
  Я сегодня, я завтра.  
  Я, мои успехи и мои неудачи.  
II Эмоционально-мотивационный блок  
  Что такое чувства и эмоции?  
  Полезные вредные эмоции.  
  Учимся управлять эмоциями.  
  Что такое стресс?  
  Диагностика стрессоустойчивости личности.  
III Коммуникативный блок  
  Технология коммуникации.  
  Доминантность и недоминантность в общении.  
  Вербальная и невербальная информация.  
  Специфика неуверенного поведения.  
  Конфликты. Что такое конфликт. Способы поведения в конфликте.  
  Бесконфликтное общение с «трудными людьми».  
IV Социально-нормативный блок  
  Навыки общения и взаимодействия.  
  Навыки самооценки и понимания партнера.  
  Навыки сопротивления давлению группы.  
  Уверенное поведение. Мой путь к уверенности.  
  Что такое ответственность, выбор? Критерии «за» и «против».  
  Говоря наркотикам «нет», ты говоришь здоровью «да».  
V Семейный блок  
  осознанию и принятию своего семейного опыта;  
  поло-ролевая идентификация, выстраивание гендерных отношений  
  Семья, взаимоотношения в ней.семейные роли и правила  
VI Интеграционный блок  
  Прошлое-настоящее-будущее  
  Ориентация во времени: ассоциирование, позитивная установка  

 

Литература

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. — М., 2006.

2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб.,2004.

3. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и

психология здоровья. — М.,2003.

4.Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. — Екатеринбург,2001.

5.Актуальные проблемы валеологии в образовании. — М., 2005.

6.Баранов А.А. Здоровье российских детей. // Педагогика. —1999,№8.

7.Багнетова В.А. Валеология. М.,2004.

8.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.— М., 1990.

9. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и

основные факторы её определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М.,1997.

10.Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа

жизнедеятельности учащихся.— Ханты-Мансийск, 2003.

11.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах

современных общеобразовательных учреждений.

Санитарные правила и нормы.СанПиН 2.4.2.576-96 от 31.10.96. — М..,1997.

12. Доклад о состоянии здоровья детей в Р.Ф; По итогам Всероссийской диспансеризации

2002 года. — М., 2003.

13. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в

образовательных учреждениях области. — Ярославль, 1998.

14.Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. М., 2002.

15.Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М.,2002.

16.Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб., 2203.

17.Пезешкиан.Н.Психотерапия в повседневной жизни. М., 1995.18. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К.Смирнова. М., 2003.

19. Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье // Человек. Культура. Здоровье. М.,1997.

20. Сенников С.А. Костович Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья.- 2001, №1.

21.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.,2006.

22.Содействие здоровью и обучению здоровому образу жизни в школах РФ. М., 2000.

23. Столяров В.Д. Уроки здоровья. Йошкар-Ола, 20003.

24.Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.,2002.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: