ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЗАЩИЩЕНА




Перова Ольга Николаевна

ФЛЕЙТА В СТИЛЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫХХ ВЕКА

 

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения,

доцент Лазарева Нина Алексеевна

_______________________

(подпись)

 

Рецензент:

профессор Генералов Петр Сергеевич

_______________________

(подпись)

 

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ:

Зав. кафедрой

кандидат искусствоведения,

доцент Лазарева Нина Алексеевна

_______________________

(подпись)

«___» ________________20_ г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЗАЩИЩЕНА

«___» ________________20__г.

с оценкой __________________

председатель ГАК __________________

(подпись)

 

Тольятти 2016

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………….5

1.1 Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих способностей младших школьников…………5

1.2 Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации

в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………..…12

2.ЭКСПЕРИМЕНТ

2.1 Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся 1-х классов….………………………………….20

2.2 Формирование музыкально-творческих способностей

младших школьников

в процессе музыкально-игровой драматизации ……………..……...….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………….……………..35

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..…………………...37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) [17;20;38;45;30]. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит прежде всего в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский) [16], его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций синкретической личности младшего школьника.

Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения.

В структуре синкретической личности младшего школьника ценностные ориентации, которые характеризуют его внутренний, духовный мир, его направленность представляют сложное интегративное образование.

Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.

Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.

В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся.

Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.

Цель дипломной работы – научно-методическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивали бы формирование музыкально-творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами музыкально-игровой драматизации.

В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи:

1) обозначить критерии и показатели музыкально-творческих способностей учащихся первых классов в музыкально-игровой деятельности;

2) экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.

На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы.

Объектом дипломной работы является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников.

Предмет дипломной работы – музыкально-игровая драматизация как средство реализации творческого потенциала учащихся первых классов.

В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-игровой драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 57 источников.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.

В первой главе «Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема» раскрываются теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников, а также рассматриваются понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Вторая глава содержит описание эксперимента. Поскольку эксперимент включает в себя констатирующий и формирующий, при этом формирующий проведен на основе двух методических вариантов, данная глава имеет ряд подпунктов:

1) анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся первых классов;

2) формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации;

3) методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки;

4) методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся первых классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности;

5) динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности.

В заключении даны обобщающие выводы.

 

1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1 Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих способностей младших школьников

 

Современная наука исследует процесс творчества с различных точек зрения: философия определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так и тормозящие проявления творческих способностей; психология исследует процессы творческого мышления.

Современная школа готовит детей, в основном, к исполнительской деятельности, развивая при этом соответствующие способности. Поэтому в научно-педагогических исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей занимает значительное место.

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.

Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности [46, с. 23].

 

 

1.2 Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации

в учебно-воспитательном процессе начальной школы

 

Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения, в драматизации находит свое полное осуществление. Кроме того, всякая драматизация связана с игрой. Игра рассматривается как творческая драматизация формы, в которой проявляются и техническое, и декоративно-изобразительное, и словесное, и драматическое, и музыкальное творчество.

 

2.ЭКСПЕРИМЕНТ

 

2.1 Анализ практики организации музыкально-драматической деятельности учащихся 1-х классов

 

В целях определения степени подготовленности детей шестилетнего возраста (1 класс) к творческой музыкально-игровой деятельности, были проведены контрольные срезы в первых классах общеобразовательной школы №З г. Энергодара Запорожской области (всего охвачено 92 человека) с учетом ряда общих и специальных показателей. Специальные показатели рассматриваются в двух областях: в области движения и музыкально-ритмического воплощения. Среди общих показателей были:

1) наличие и отсутствие увлеченности;

2) естественность поведения;

3) действия по вдохновению, интуиции;

4) скорость реакции во время исполнения заданий;

5) смена настроения во время развития образа;

6) действия, свидетельствующие о наличии или отсутствии воображения;

7) инициатива и активность во время выполнения творческого задания;

8) реализация образа соответственно замыслу.

 

 

2.2 Формирование музыкально-творческих способностей

младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации

 

Формирующий эксперимент проводился с целью повышения уровня развития музыкально-творческих способностей учащихся в двух вариантах. Его методическая задача – проверка целесообразности применения в работе учителя музыки, разработанной методики, основанной на использовании музыкально-игровой драматизации в учебном процессе.

В первом варианте предполагалось применение музыкально-игровой драматизации на уроках музыки наряду с увеличением объема музыкально-ритмических движений за счет параллельно идущих занятий ритмикой, что в последствии даст возможность детям более свободно и качественно реализовывать свои музыкально-игровые замыслы.

Второй вариант отличается от первого тем, что наряду с уроками музыки проводилась работа музыкально-театрального кружка. Демократическая обстановка в нем, свобода выбора, тесное сотрудничество между детьми должны были способствовать большей их самостоятельности и творческой активности в решении музыкально-игровых задач на уроках музыки.

 

 

2.3 Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения

на уроках музыки

 

Для обучения детей и развития у них навыков музыкально-игровой деятельности была разработана и экспериментально проверена система творческих упражнений, основанных на сочетании индивидуальных и групповых форм организации детей в условиях классно-урочной системы обучения, изучения целесообразности применения творческих задач в музыкальном развитии ребенка. Была установлена этапность формирования у учащихся различных способностей в процессе создания музыкально-игрового образа: исполнение роли отдельных характерных персонажей, показ образа в развитии, овладение способом совместных действий и способом сюжетно-композиционного развития.

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся осуществлялось при обеспечении систематичности, последовательности, возрастающей сложности обучения. Усложнение в работе проходило по пути нарастания сложности учебно-музыкального материала и требований к качеству реализации творческого замысла.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпосылками развития музыкально-творческих способностей является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии творчества, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.

Творческий потенциал – это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте творчества.

Одной из характерных черт творческой личности является самореализация, включающая две ее стороны: внешнюю (поведенческую), проявляющуюся в инициативных творческих действиях и поступках, побудительным мотивом которых служит потребность в самореализации; и внутреннюю (мотивационную), являющуюся результатом развития комплекса качеств и свойств личности, которые способствуют реализации творческого потенциала и выражаются в творческих способностях и духовных потребностях как в стержневых характеристиках личности.

В решении проблемы эстетического становления личности вопрос формирования творческой активности занимает особое место, являясь целью всей системы эстетического воспитания: формирования способностей воспроизводить, оценивать и создавать эстетические ценности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Александрова, Н. Роль ритмики в воспитании оперного певца // Музыкальное исполнительство: [Сб. статей] / отв. ред. А.А. Николаев; сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева [и др.]. –– М.: Музыка, 1976. – Вып. 9. – С. 140-150.

2. Бэрон, Р.А. Социальная психология: ключевые идеи / Р.А. Бэрон, Д. Бирн, Б.Т. Джонсон; пер. с англ. А. Дмитриева, М. Потапова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 507 с.: ил.

3. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.

4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская [и др.]; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003 – 368 с.

5. Русская литература и фольклор: Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://feb-web.ru/, свободный (17.05.2013).

6. Современные проблемы музыкальной педагогики высшей школы: [межвузовский сб. науч. тр.] / Федеральное агентство по образованию, Международная академия наук педагогического образования, Тольяттинский гос. ун-т; [под науч. ред. И.Ю. Алиева]. – М.-Тольятти: изд. ТГУ, 2006. – 343 с.

7. Цукерман, В.А. Метр и ритм / В.А. Цукерман // Мазель Л.А. Анализ музыкальных произведения: Элементы музыки и методика анализа малых форм: Учебник спецкурса для муз. вузов. Ч.1. / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1967. – С. 133-237.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: