Цель: выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия, выявление понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора, выявляет ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека.
Оцениваемые УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Возраст: 6,5 до 16,5 лет
Метод оценивания: групповое проведение.
Описание задания:
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии:
Начинать с картинки «А» («Собака»).
1. Разместить в порядке номеров.
2. Объясняя правильно сложить.
3. Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.
4. Предложить испытуемому сложить: «Теперь делай сам, чтобы собака снова получилась». Включить секундомер. При удаче – перейти к «B». При неудаче: а) повторить демонстрацию без объяснения; б) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Переходить к «B» в любых обстоятельствах.
Картинка «B» («Мать»)
1. Разместить в порядке номеров.
2. Предложить собрать. При удаче переходить к «C». При неудаче показать правильное положение и переходить к «C». Оценки за порядок TOY – 2 балла, за порядок OYT – 1 балл.
Картинка «C» («Поезд»)
1. Разместить в порядке номеров.
2. Дать новую инструкцию: «Теперь мы будем складывать по-другому. Здесь уже не разрезанная картинка, а несколько картинок, на которых нарисован один маленький рассказик. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки начинается это рассказ?» Включить секундомер. Указанную картинку предложить отложить в сторону, назвав ее первой, затем спросить: «А что было дальше, покажи?» Указанную картинку попросить положить рядом с первой. «А что было в конце?» – поместить последнюю картинку рядом со второй. В случае правильного решения – оценка 2 балла, перейти к № 1.
Если «D» не выполнено, но выполнено «C», продемонстрировать «Бокс» и перейти к №1, предварительно сказав: «Сейчас я буду давать такие же картинки, на которых нарисован рассказик, а ты разложи по порядку – так же как мы с тобой делали». Быстро разложить в порядке номеров и включить секундомер.
Прекратить при 2-х неудачах подряд (например, «C» и «D», «D» и «I» и т.д.).
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:
Начинать с демонстрации «Бокс» и переходить к №1.
Если два задания (№1 и №2) не выполнены, возвратиться к «A», «B», «C», «D» (см. выше) и прекратить. Если не выполнено только одно из заданий №1 или №2, или выполнены оба, то а) дать аванс за задания «A», «B», «C», «D» (8 баллов); б) продолжить до двух неудач подряд. Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени исполнения. Для заданий №№ 3,4,6 и 7 правильным считается любой из указанных вариантов.
Примечание: при сложении картинок в обратном порядке спросить, где начало. При правильном ответе оценивать как обычно.
Оценки и временные лимиты.
Задание | Последовательность | Баллы | ||||
2-1-0 | ||||||
A Собака B Мать C Поезд D Весы | ABC TOY, OYT IRON, IR-ON ABC | 75” 75” 60” 45” | ||||
1. Пожар 2. Вор 3. Фермер 4. Пикник 5. Соня 6. Садовник 7. Дождь | FIRE THVG QRST, SQRT EFGH, EFHG PERCY FISHER, FSIHER MASTER, MSTEAR, ASTEMR | 1-5” 1-5” 1-5” 1-5” 1-10” 1-15” 1-15” | 6-10” 6-10” 6-10” 6-10” 11-15” 16-20” 16-20” | 11-15” 11-15” 11-15” 11-15” 16-20” 21-30” 21-30” | 16-45” 16-45” 16-45” 16-45” 21-60” 31-75” 31-75” |
Стимульный материал
A. Собака
A
B
C
B. Мать
T
O
Y
C. Поезд
I
R
O
N
D. Весы
A
B
C
Бокс
X
Y
Z
Пожар
F
I
R
E
Вор
T
H
V
G
Фермер
Q
R
S
T
Пикник
E
F
G
H
Соня
P
E
R
C
Y
Дождь
M
A
S
T
E
R
Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера.
Феномены:
§ переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;
§ связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проектируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;
§ несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;
§ необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;
§ отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;
§ персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;
§ отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;
§ резонерство - бесплодное мудроствование при составлении рассказа по серии картинок.
Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуацуиях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.
Источник: psylab – энциклопедия психодиагностики // режим доступа https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%92%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82_8._%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8