Занятие 51,52. Регуляция дыхания.




Основные вопросы

Газообмен в легких.

Транспорт газов кровью. 1. Транспорт углекислого газа кровью. Значение карбоангидразы. 2.Газообмен в тканях. Значение парциального напряжения О2 и СО2 в капиллярах большого круга кровообращения, тканевой жидкости и клетках 3. Анализ сатурационно-диссоциационной кривой оксигемоглобина.

Нервная регуляция. 1. Значение рецепторов, верхних дыхательных путей и дыхательной мускулатуры в регуляции дыхания. 2. Дыхательный центр, структура и топография. Автоматизм дыхательного центра, его регуляция нервными и гуморальными факторами. Рефлекс Геринга-Брейера. 3. Гуморальная регуляция. Топография центральных (мозг) и тканевых хеморецепторов. 4. Функциональная система, поддерживающая оптимальный для метаболизма газовый состав крови. 5. Негазообменые функции легких.

 

Задача 1. Графическая регистрация дыхательных движений человека (пневмография)

 

О с н а щ е н и е: пневмограф, манжета, капсула Марея, кимограф, секундомер.

Исследование проводят на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы: манжету укрепить на нижней части грудной клетки или на животе испытуемого. Усадить испытуемого так, чтобы он не видел записи своих дыхательных движений. Приставив рычажок с пером, укрепленным на капсуле Марея, к барабану кимографа, записать пневмограмму: 1) при спокойном дыхании; 2) при разговоре, чтении или пении; 3) сразу после физической нагрузки (20 приседаний за 30 с). Другой студент должен следить по секундомеру за временем и обязательно отмечать карандашом на движущейся ленте кимографа временные интервалы и моменты начала и окончания дыхательных маневров.

 

 

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Вклеить полученную пневмограмму в тетрадь и произвести ее анализ: 1) определить по числу волн частоту дыхания в 1 мин.

 

2) Сделать заключение, сравнив результаты исследований, полученные в покое и после физической нагрузки.

Заключение

 

Задача 2. Влияние на дыхание человека произвольной задержки дыхания (апноэ)

О с н а щ е н и е: пневмограф, манжета, кимограф, секундомер, чернила, бумага для записей.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы: Работу выполняют два студента – испытуемый и инструктор. Во время опыта испытуемый не должен видеть барабан кимографа (сесть к нему спиной или боком).

Задержка на вдохе.

По сигналу инструктора «Вдохнуть! И не дышать»! Испытуемый делает максимально глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, как только может. Без всякой дополнительно команды испытуемый прерывает задержку дыхания и делает первый непроизвольный дыхательный акт тогда, когда почувствует в этом острую необходимость.

Инструктор в это время следит по секундомеру за временем задержки дыхания и отмечает на движущейся ленте кимографа ее начало и конец, а также (самое главное!) первое после задержки дыхательное движение.

Задержка на выдохе. Пробу проводят так же, как первую, но после самого глубокого выдоха.

Внимание!

1. Во время исследования запись не прерывать

2. Специальных команд на прекращение задержки дыхания не давать!

3. Желательно отмечать на кривой моменты дыхательных маневров.

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Вклейте в тетрадь полученные кривые. Отметьте на них а) время задержки дыхания; б) первое дыхательное движение после окончания задержки на вдохе; и) на выдохе.

 

2. Сделайте заключение о причинах изменения дыхания после произвольной задержки дыхания (избыток СО2 в крови).

Заключение

 

Задача 3. Влияние на дыхание человека произвольной гипервентиляции.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Запишите пневмограмму спокойного дыхания (10—15 циклов). По сигналу инструктора «Дышать!» испытуемый дышит глубоко и часто так долго, как только может, и прекращает гипервентиляцию без дополнительной команды, как только почувствует в этом острую необходимость.

Инструктор отмечает по секундомеру и на движущейся ленте кимографа время гипервентиляции и (самое главное!) – момент после ее прекращения.

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Вклейте в тетрадь полученные кривые. Отметье на них: а) время гипервентиляции; б) первое дыхательное движение после окончания гипервентиляции.

 

2. Сделайте вывод о причинах изменения дыхания после гипервентиляции.

Вывод

 

 

Задача 4. Рефлекторное торможение дыхания

О с н а щ е н и е: пневмограф, раствор аммиака, стакан с водой, лягушка, препаровальная дощечка, миограф с серфином или крючком, кимограф, вата.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

Рефлекторное торможение дыхания при раздражении верхних дыхательных путей человека.

Исследование проводят на человеке. Регистрируют пневмограмму при спокойном дыхании. Затем подносят к носу испытуемого вату, смоченную раствором аммиака. Наблюдают и регистрируют изменения дыхания. Убирают вату. Продолжают запись до восстановления исходного ритма дыхания.

Рефлекторное торможение дыхания при глотании у человека.

Производят регистрацию дыхательных движений. Предлагают испытуемому взять в рот воду и проглотить ее в момент вдоха. Наблюдают и описывают изменения дыхания.

Проделывают аналогичный опыт с проглатыванием воды во время выдоха.

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. Вклеить кривые и объяснить рефлекторные механизмы остановки дыхания.

 

 

Рефлекторное торможение деятельности дыхательного центра при раздражении области ноздрей у лягушки.

Интактную (неповрежденную) лягушку укрепляют булавками на пробковой пластинке спинкой вниз. Захватывают крючком или серфином, соединенным с миографом, кожу под нижней челюстью. Записывают на барабане кимографа дыхательные движения дна ротовой полости.

Прикладывают к носовым отверстиям лягушки небольшой ватный тампон, обильно смоченный водой. Записывают задержку дыхательных движений. Снимают и наблюдают восстановление дыхательных движений. Моменты начала и окончания раздражения отмечают на кимографе.

Повторяют опыт, подвергая слабым механическим раздражениям кожу живота и лапок лягушки.

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Вклеить или зарисовать полученные пневмограммы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: