Задача 7. Анализ урограмм




Содержание работы. Проанализируйте предложенные вам на занятии урограммы. Не пытайтесь поставить "диагноз"! Для этого у вас еще нет необходимых знаний. Ваша задача состоит в том, чтобы, используя знания о физиологических механизмах мочеобразования, определить, какой именно этап нарушен и каким образом. Следует также указать, какие показатели учебных урограмм существенным образом отличаются от нормативных или вообще не должны присутствовать в моче в норме.

Оформление протокола. 1. Дайте эаключение по каждой из урограмм: укажите наиболее очевидные отличия по сравнению с нормой. 2. Укажите, какие этапы мочеобразования нарушены и каким именно образом. 3. Постарайтесь использовать "Дополнительные данные" для оценки возможных причин нарушения процессов мочеобразования.

Нормативные показатели

Скорость клубочковой фильтрации: 125 мл/мин (М); 110 мл/мин (Ж).

Скорость плазмотока: 650 мл/мин (М); 600 мл/мин (Ж).

Почечный кровоток: 1300 мл/мин.

 

 

Выводы

 

Домашнее задание:

☺ Найдите в «Словаре терминов» не менее 20, относящихся к данной теме. Выпишите, выучите, умейте объяснить их.

☺ Дайте краткие письменные ответы на вопросы по данной теме.

Дата:

Подпись преподавателя

Занятие 63,64. Кислотно-основное состояние организма.

Задача 1. Клинические методы исследования и показатели кислотно – основного состояния.

Первые наблюдения по нарушению соотношения кислот и оснований в организме были сделаны клиницистами прошлого столетия. Shaughuessy (1829) сообщил об ацидозе у больных холерой, рекомендовав для лечения соду; Stade1man (1883) определил ацидоз при диабетической коме; Rogers (1916) сократил летальность в 4 раза при введении больным холерой соды. В последующие годы появились сообщения о применении соды в терапии острой уремии, заболеваний печени и легких. В 1917 г. ван Слайк разработал аппаратуру для определения газов крови, которая и сегодня наиболее точна, а также показал необходимость исследования рН и РСО2 для характеристики состояния больного. С этого периода начинается интенсивная разработка вопроса о роли кислот и оснований в организме. Успехам в этой области значительно способствовали труды Astrup и Siggaard-Andersen (1960, 1961), предложивших удобный прибор для клинического исследования КОС.

Исследования КОС принципиально следует проводить на артериальной крови. Пункция плечевой или локтевой артерий в клинике при соблюдении несложных условий (местная анестезия, гепаринизация шприца, острые, хорошо подогнанные иглы) обеспечивает быстроту взятия крови. Но в ряде ситуаций эта методика затруднена, и тогда забирают капиллярную кровь из мякоти пальца, мочки уха. Классический метод Аструпа основан на опредеелении КОС именно в капиллярной крови, которая практически не отличается от полностью оксигенированной артериальной, но максимально упрощает методику забора.

Для извлечения и хранения крови пригодны различные виды шприцев, пробирок и капиллярных трубок, позволяющие соблюдать анаэробные условия. В качестве антикоагулянта применяют только гепарин - 100 ед./мл крови (цитрат, оксалат, ЭДТА изменяют рН, поэтому не используются). Пробы исследуют в ближайшие 10 мин. Непосредственно перед исследованием кровь перемешивают для равномерного распределения эритроцитов.

Полную оценку КОС нельзя дать по одному только показателю рН. Необходимо знать еще ряд величин, характеризующих дыхательные и метаболические процессы; а именно показатели КОС, предложенные Аструпом и Зиггаардом-Андерсеном.

Перечень тестов для характеристики КОС довольно велик, но для практических нужд обычно бывает достаточно нижеперечисленных показателей (табл. 36.1 руководства по практич. занятиям).

С о д е р ж а н и е р а б о ты. Ознакомьтесь с содержанием табл. 36.1.

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. Занесите в тетрадь основные показатели КОС.

 

 

Задача 2. Функциональная система, поддерживающая оптимальную для метаболизма осмоляльность (осмотическое давление) плазмы крови

Содержание работы. Зарисуйте в тетради для самостоятельной работы схему узловых механизмов данной функциональной системы (рис. 35.2) «Руководство…».

 

 

Задача 3. Функциональная система, поддерживающая оптимальное для метаболизма кислотно-основное состояние (рН) крови

Содержание работы. Зарисуйте схему узловых механизмов данной функциональной системы (рис. 36.2) «Руководство…».

 

Домашнее задание

☺ Найдите в «Словаре терминов» не менее 10, относящихся к данной теме. Выпишите, выучите, умейте объяснить их.

☺ Дайте краткие письменные ответы на вопросы по данной теме в тетради для самостоятельной работы.

Дата:

Подпись преподавателя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: