Формирование и развитие материально-технической базы




ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

 

Реферат

По дисциплине «Организация предпринимательской и коммерческой деятельности»

На тему «Формирование и развитие материально-технической базы коммерческой деятельности в розничной торговле»

 

Выполнила

студентка группы ЭК-31

очной формы обучения

Учетно-финансового факультета

Бахарева В.А.

 

 

Научный руководитель:

Старикова Л.Н.

 

 

Пермь, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Материально - техническая база коммерческой деятельности, ее понятие и роль в розничной торговле …………………………………3

2. Формирование и развитие материально-технической базы……………………………………………………………..................11

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………….………15

 

 

Введение

Успешное развитие экономики предприятия, как и любой другой составной части экономики страны, находится в прямой связи с созданием и укреплением материально-технической базы.

Создать материально-техническую базу предприятия – значит, прежде всего, оснастить её отрасли необходимыми мощностями и основными фондами, осуществить для этого программу капитальных вложений и строительных работ.

Несмотря на трудности перехода к рыночной экономике, торговым предприятиям уделяют пристальное внимание вопросам создания и укрепления материально-технической базы торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности потребительской кооперации.

Развитие материально-технической базы предприятий осуществляется посредством увеличения общего количества основных средств, замены изношенных основных средств аналогичными новыми, ремонта и модернизации основных средств, внедрения более производительного и совершенного по техническому уровню оборудования (техническое перевооружение), реконструкции зданий и инженерных сетей.

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, то есть тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия.

Материально - техническая база коммерческой деятельности, ее понятие и роль в розничной торговле

 

Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей – основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

Основные производственные фонды подразделяются на пассивную и активную части.

По назначению пассивная часть основных фондов состоит из следующих групп:

– здания – объекты, обеспечивающие условия для торгового процесса, подготовки и реализации товаров;

– склады, необходимые для хранения, поддержания товарных запасов, предпродажной подготовки товаров;

– сооружения – инженерно-строительные устройства, предназначенные для приема и отгрузки товаров (прирельсовые тупики, эстакады, рампы, используемые в основном торговыми базами).

Соотношение между активной и пассивной частями основных фондов зависит от предназначения торгового предприятия, особенностей технологических процессов, уровня технической оснащенности. Они нацелены на стимулирование увеличения товарооборота, сохранение заданных свойств складируемой продукции, обеспечение стабильности торгового процесса.

Так, например, структура основных производственных фондов розничного торгового предприятия включает здания и торговые площади; складские и вспомогательные помещения; торгово-техническое оборудование; подъемно-транспортные устройства; весоизмерительные приборы, контрольно-кассовые аппараты, компьютеры, автомобильный транспорт, средства малой механизации (табл. 1.).

 

Таблица 1. – Примерная структура основных производственных фондов розничного торгового предприятия

Элемент ОПФ Процент от общего объема
Здания и торговые площади  
Складские и вспомогательные помещения  
Торгово-технологическое оборудование  
Транспорт и подъемно-транспортные устройства  
Контрольно-кассовые аппараты, измерительные приборы, компьютерная техника  
Средства малой механизации  

 

В рамках развития торговых предприятий периодически возникает потребность в обновлении производственных фондов, что подразумевает замену средств труда новыми, более совершенными по техническому уровню. Реконструкция представляет собой техническое переоснащение на основе частичной или полной замены активных фондов как морально устаревших или вследствие технологической перестройки торгового предприятия.

Процесс технического переоснащения в настоящее время определяется двумя факторами: потребности в развитии материально-технической базы, связанной с продвижением торговли к рынку, и инвестиционные возможности предприятия. Можно выделить основные схемы технических решений в торговле:

– комплексная механизация транспортирования и перемещения товаров путем применения специализированных транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования и малой механизации;

– автоматизация регулирования режима хранения продовольственных товаров с использованием низко – и среднетемпературных холодильных установок;

– механизация операций по предпродажной подготовке продукции, расфасовке, подсортировке и пакетированию;

– внедрение современных технических средств управления торгово-технологическими процессами;

– автоматизация контрольно-кассовых операций с включением машиносчитывающего кодирования реализуемых товаров для оперативного изучения спроса покупателей;

– компьютеризация учета движения товарно-материальных ценностей.

Технические схемы различного содержания направлены на последовательное и комплексное совершенствование технологических процессов торгового предприятия. Необходимо отметить, что часть торговых предприятий изготавливают продукцию собственными силами с использованием передовых технологий. Так, среди продовольственной продукции выделяется производство мясокопченостей, колбасных, кондитерских, хлебобулочных и других изделий. Применяемая технология и мощности производства продукции зависят от поставленной цели и конкретных возможностей предприятия. Реализация такой политики позволяет увеличить ассортимент, манипулировать ценами на товары и расширять коммерческое дело.

Таким образом, реализуя определенную техническую политику, предполагается обновление производственных фондов или техническая реконструкция торгового предприятия.

Основные производственные фонды, представляющие материально-техническую базу торгового предприятия, оцениваются в стоимостных и натуральных показателях. Стоимостная оценка позволяет определить:

– структуру и совокупную величину основных фондов;

– эффективность использования основных фондов;

– величину издержек обращения, связанных с функционированием технологического оборудования;

– значимость качественно различных технических средств;

– динамику развития основных фондов.

В структуре основных фондов в стоимостном выражении, как правило, преобладает пассивная часть.

Основные фонды имеют первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.

Первоначальная стоимость основных фондов определяется как сумма затрат на строительство или приобретение фондов, включая и монтажные работы.

Восстановительная стоимость основных фондов – это стоимость их воспроизводства на конкретный момент времени. Она позволяет оценить стоимость различных по сроку ввода в действие основных фондов и определяется на основе прейскурантов переоценки.

Остаточная стоимость основных фондов – это размер невозмещенной стоимости, сохранившейся в основных фондах после определенного периода их функционирования. Остаточная стоимость исчисляется как разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа. Чем больше продолжительность эксплуатации основных фондов, тем ниже их остаточная стоимость, и наоборот.

Время, в течение которого совершается оборот основных фондов, называется сроком их службы. Продолжительность использования основных фондов зависит от их стоимости и установленных сроков амортизации и колеблется от года до десяти лет и более. За этот период они переносят свою стоимость на реализуемый товар. В результате образуются амортизационные отчисления – амортизационный фонд. Эти отчисления дифференцированы по группам основных фондов и по направлениям использования – на капитальный ремонт и полное восстановление (реновацию) фондов.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 12 мая 1995 г. малым предприятиям предоставлено право списания в первый год эксплуатации в виде амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. Малым предприятиям разрешено также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов, при этом норма амортизации увеличивается в 2 раза.

Для оценки эффективности использования основных производственных фондов применяют стоимостные показатели:

– фондооснащенность – стоимость используемых основных фондов из расчета на одного работника за период;

– фондовооруженность – стоимость активных фондов из расчета на одного работника торгово-оперативного персонала за период;

– фондоотдача – отношение объема товарооборота к стоимости используемых основных фондов за период.

Для оценки использования основных фондов применяют и натуральные показатели:

– коэффициент использования торговой площади, емкости склада;

– товарооборот из расчета на 1 м2 торговой площади;

– коэффициент обновления технических средств – отношение нового (замененного) оборудования к общему их количеству за период.

Отдельным направлением в разделе материально-технической базы коммерческой деятельности является транспортное обеспечение коммерческой деятельности. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом.

Наибольшую долю в грузообороте страны занимает железнодорожный транспорт, используемый для транспортирования грузов на значительные расстояния. Поэтому средняя себестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже, чем на автомобильном транспорте.

Для развития материально-технической базы торговых предприятий важен вопрос инвестиций. Инвестиции представляют собой вложение капитала в развитие материально-технической базы и, соответственно, в совершенствование, обновление технологий и основных средств, что оказывает существенное воздействие на расширение воспроизводственного процесса торгового предприятия. В условиях рынка происходит изменение, как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Источниками инвестирования становятся частный капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других, банковские кредиты.

Эффективность инвестиций определяется расширением не только объемов и источников финансирования капитальных вложений, но и зон их приложения. Рынок, беспрепятственно вовлекая в движение инвестиционный капитал, приводит к быстрому вводу новых технологий, производств и объектов, в которые вложены инвестиции.

В России инвестирование выступает в качестве составной части воспроизводственно-хозяйственного процесса, направленного на экономический рост страны. В российском законодательстве установлены правовые, экономические и социальные условия инвестирования и зафиксировано, что инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции в системе хозяйствования можно разделить на две группы: реальные и финансовые. К первым следует отнести капитальные вложения в новое строительство, приобретение, реконструкцию и обновление действующих основных фондов, а также вложения средств в создание материальных производственных ресурсов, необходимых для последующего потребления, которым – вложения финансовых средств в приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, целевые денежные вклады, банковские депозиты.

Проблема инвестирования заставляет изыскивать пути привлечения капитальных ресурсов. Основное внимание должно быть уделено самофинансированию торговых предприятий, т. е. собственным финансовым средствам – прибыли и амортизационным отчислениям.

С прибылью предприятия тесно связана амортизационная политика. Заниженные нормы амортизационных отчислений препятствуют надлежащему совершенствованию и замене технологий. Опыт зарубежных стран показывает: чем чаще фирмы обновляют основные средства, тем быстрее списываются амортизационные отчисления на себестоимость продукции.

Инвестиционная политика, направленная на привлечение как внутреннего, так и иностранного капитала, должна быть ориентирована на увеличение инвестиционных ресурсов для развития торгового предприятия. Инвестиционный процесс включает накопление, сбережение и воспроизводство капитала. Это инвестиции в производство, или реальные инвестиции, которые можно охарактеризовать как вложения в приобретение и обновление средств производства в целях увеличения мощности и получения предприятием дохода.

Механизм инвестирования основан, с одной стороны, на аккумулировании капитальных ресурсов, а с другой – на форме их вложений для наращивания капитала. Следовательно, реальные инвестиции – это проявление технической и экономической политики предприятия, тем самым они не только желательны, но и необходимы в условиях рынка.

На инвестиционную деятельность торгового предприятия оказывают влияние многие факторы, в том числе:

– политическая стабильность;

– правовое и законодательное обеспечение инвестиций;

– норма прибыли на вложенный капитал;

– действующая система налогообложения;

– размер процентных ставок по кредитам банков;

– уровень инфляции.

Торговое предприятие, проводя инвестиционную политику, должно исходить из стратегии развития, путей расширения инвестиционного капитала, формы его вложения, что приводит к наращиванию внеоборотных активов. К условиям, обусловливающим устойчивость этих позиций, относятся:

– конъюнктура внешней инвестиционной среды;

– цели и задачи стратегического развития предприятия;

– необходимый размер инвестиционных ресурсов;

– оценка дохода от капитальных вложений.

 

Формирование и развитие материально-технической базы

 

Для анализа развития материально-технической базы и основных фондов торговли используется ряд показателей, которые подразделяются на натуральные и стоимостные.

Натуральные показатели используются в основном при оценке количественного и качественного состояния материально-технической базы торговли. Основной натуральной единицей учета торговой сети ранее считалась торговая единица. Однако численность их не является универсальным измерителем уровня развития материально-технической базы торговли, так как они торговли существенно отличаются друг от друга по многим признакам. Они могут быть разных размеров - от магазинов с небольшой площадью до крупных магазинов, комбинатов общественного питания, складских комплексов. Организации различаются также по специализации, уровню технического оснащения, пропускной способности.

Как известно, основным показателем, характеризующим состояние розничной торговой сети, является торговая площадь, а оптовой торговли -площадь или емкость хранения.

Наряду с торговой площадью для оценки розничной сети используют показатель «площадь торгового зала», который определяется вычитанием из торговой площади определенной ее части, предназначенной для организации услуг. И наконец, еще одним показателем, характеризующим состояние материально-технической базы розничной торговли, является размер общей площади магазина. Хотя этот показатель и не отражается в статистической отчетности, его можно использовать для оценки уровня развития торговой сети и резервов повышения ее эффективности. Путем сопоставления торговой площади с другими абсолютными показателями определяются относительные показатели. Так, отношение суммарной торговой площади магазинов к численности населения характеризует обеспеченность населения торговой сетью.

Поэтому наряду с натуральными применяются стоимостные (денежные) показатели, характеризующие материально-техническую базу и основные средства, с помощью которых возможен учет, анализ и планирование их развития в совокупности.

К стоимостным показателям, характеризующим материально-техническую базу торговли, относятся товарооборот и прибыль на 1 м2 площади организаций - общей, торговой, подсобных помещений и торгового зала в розничной торговле и складской площади и емкости склада в оптовой торговле.

Анализ показателей развития и использования материально-технической базы торговли показывает, что они нуждаются в определенной систематизации. В основу такой систематизации показателей должны быть положены в первую очередь функциональные особенности отдельных видов материально-технической базы торговли.

Материально-техническая база торговли служит прежде всего для реализации товаров населению. Чем выше уровень развития материально-технической базы торговли, тем при прочих равных условиях больше товарооборот. Поэтому между темпами развития товарооборота и материально-технической базы торговли существует определенная взаимосвязь. Но взаимосвязь эта не прямо пропорциональна, так как развитие товарооборота и развитие материально-технической базы торговли находятся под влиянием целого комплекса факторов. В частности, на развитие материально-технической базы, кроме роста товарооборота, влияют такие факторы, как повышение пропускной способности предприятий, улучшение использования торговых площадей, совершенствование системы размещения организаций, др.

 

Заключение

Финансовые результаты предприятия розничной торговли в значительной мере зависят от состояния, качества и структуры основных фондов.

Медленные темпы обновления основных фондов приводят к увеличению их физического и морального износа и негативно отражаются на деятельности предприятия.

Улучшение использования основных средств отражается на результатах работы предприятия за счет улучшения качества обслуживания, увеличения товарооборота, привлечения большего количества покупателей и т.д. Всего этого можно достигнуть путем своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов, приобретения современного усовершенствованного оборудования, строительства новых зданий и сооружений, использования на предприятиях торговли прогрессивных методов продажи товаров.

Основная задача на предприятии торговли должна сводиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного старения основных фондов (особенно их активной части), так как от этого зависят уровень их физического и морального износа, а, следовательно, и результат работы предприятия.

Для усовершенствования материально-технической базы необходимы новое строительство, расширение действующих торговых предприятий, модернизация машин и оборудования, реконструкция зданий и сооружений.

Торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка товаров, их хранение, расфасовка и упаковка). Выполнение этих операций не может происходить без наличия необходимых основных средств, таких, как, например, машины и оборудование, сооружения.

Развитие материально-технической базы зависит прежде всего от финансового состояния предприятия. С увеличением доходов на предприятии появляются средства, которые можно направить на совершенствование материально-технической базы.

Материально-техническая база-основа деятельности любого торгового предприятия. Здания, сооружения, машины, оборудование являются неотъемлемой частью товарных процессов. Задача каждого торгового предприятия - стараться как можно эффективнее использовать имеющиеся основные средства и не допускать их до состояния полного физического или морально износа.

Список использованной литературы

1. Дубровин И.А. Организация производства на предприятии торговли:

М.: КНОРУС, 2007

2. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: - Мн.: Новое знание, 2002

3. Петрук И.Т. Экономика потребительской кооперации - М.: Экономика 2000 4. Раицкий К.А. Экономика предприятия: - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002

5. Сергеев И.В. Экономика торгового предприятия: - М.: Финансы и статистика, 2004

6. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2001

7. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008

8. Экономика отрасли: торговля и общественное питание/Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др.:. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009

9. Экономика потребительской кооперации: / Петрук И.Т., Панасюк М.В., Марцин В.С., Масленников А.Ю. - М.: Экономика, 2000

10. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: / Под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2006



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: