КОСТЬ СОЖЖЕННЫХ СТРАСТЬЮ




Кость сожженных страстью - бирюза -

Тайная мечта...

Многим я заглядывал в глаза:

Та или не та?

Максимилиан Волошин

В 1010 году халиф Гаким повелел разрушить Храм гроба Господня в Иерусалиме. И хотя после смерти халифа многочисленные паломники из христианской Европы восстановили храм, папа римский Сергий IV начал проповедь священной войны. Однако призывы оставались без ответа более 80 лет. Мобилизовать Христово воинство не удавалось.

На церковном соборе в Клермоне 26 ноября 1095 года римский папа Урбан II впервые открыто призвал рыцарей к оружию. Обличительные речи против неверных, страстные призывы к освобождению гроба Господня громом звучали с амвона. Нервные руки папы лихорадочно потирали большой, отделанный бирюзой наперсный крест.

В благоговейном молчании склонились перед папой закованные в латы бароны. Собор длился долго. Урбан II обещал обнищавшим баронам материальные блага, богатую экипировку и прощение старых долгов. Все это было серьезным подспорьем для непрерывно дробящихся баронских родов. Поэтому семена ненависти и гнева, щедро разбрасываемые папой, упали на благодатную почву. Он неистово проклинал сарацинов и потрясал крестом, призывая к походу в Святую землю. И вот, когда должна была прозвучать последняя общая молитва, возносящая хвалу Господу, и Урбан II простер над коленопреклоненной толпой свой бирюзовый крест, раздался его удивленный возглас: Он потемнел!

Да, бирюза на кресте стала серого, почти черного цвета... Знамение, знамение, - с этого шепота начался первый крестовый поход.

Папа наверняка знал, что, если бирюзу долго тереть лампадным маслом, -она потемнеет. Так хитрость и вероломство Урбана II привели к тому, что пролилась кровь турок и генуэзцев, византийцев и евреев, армян и французов, христиан и мусульман. Два века с небольшими перерывами длилась эта резня. Впоследствии, в XIII-XV веках церковь вновь воспользовалась идеей крестовых походов для подавления ересей в Европе. О чистоте идеи и моральных нормах крестоносцев и их пастырей лучше всего говорит тот факт, что, когда папского легата Арнольда Амальриха во время похода против альбигойцев в 1209 году спросили, как отличить тех, кого следует убивать, он ответил: Убивайте всех! Бог своих узнает! И крестоносцы убили всех, а их было около 15 тысяч - мужчин, женщин, детей... А в наперсном кресте первого крестоносца Урбана II темнела порченая бирюза...

Бирюза - это минерал небесно-голубого, голубовато-, яблочно- и серовато-зеленого цветов. Бирюза - водный фосфат меди и алюминия, а цвет минерала зависит от количества и характера примесей. Камень имеет твердость 5,5-6,5 (он мягче алмаза, рубина, кварца). Этим обусловливается легкость его обработки.

Название бирюза происходит от персидского слова фируза и, в зависимости от транскрипции, переводится как победоносный, благоденствующий, приносящий удачу в делах, счастье. В Европу бирюза попала от персов и турок и поэтому называлась тюркуаз, или тюркиз. Первым европейцем, описавшим бирюзу, был Марко Поло. Можно с уверенностью сказать, что камни, описанные великим венецианцем, из Нишапурского месторождения (это на территории современного Ирана). Нишапурскую бирюзу продавали на рынках Мешхеда, Самарканда, Тегерана -как раз по пути Марко Поло.

Распространение бирюзы по торговым путям евразийского и обоих американских континентов позволяет проследить стойкие экономические и культурные связи, материальные и интеллектуальные обмены между племенами, народами, государствами. Соответственно, расходятся по миру и суеверия, связанные с этим голубым камнем.

Древнейшую на земле бирюзу добывали, вероятно, в копях Синайского полуострова. На руке египетской мумии, погребенной более 3 тысяч лет до н. э., обнаружены браслеты с бирюзой. Фигурки священных соколов, браслеты, ножны из золота и серебра, различные нагрудные и головные украшения, изобилующие голубым камнем,- вот содержимое многих гробниц Древнего Египта. Культовые памятники и шедевры искусств украшены бирюзой Синая. Вот что говорит об этом месторождении А. Е. Ферсман: Здесь, в красных нубийских песчаниках, в области, богатой медными рудами, найдена первая бирюза, здесь впервые в изделиях Египта, в его голубых скарабеях-жуках начался культ этого камня, за которым посылались тысячи пленных рабов в безводные пустыни Синая.

Культ камня... Лучше и не скажешь о широком распространении изделий из бирюзы, а также суеверий, связанных с ней. Согласно поверьям персов, бирюза - это кости людей, умерших от любви. Бирюзу чаще всего обрабатывали в виде кабошонов. Персы считали, что обработанная так бирюза, или, по их словам, имеющая форму женской груди,- помощник во всех любовных делах. Носящий бирюзу будет долго жить в благоденствии и никогда не увидит дурных снов. Она гарантирует симпатию и приязнь, примиряет поссорившихся супругов.

Академик А. Е. Ферсман справедливо указывал: Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем персидская бирюза.

В старинном лечебнике, со ссылкой на Аристотеля, сказано:...носящий бирюзу веселость находит. Еще кто тот камень при себе носит, не может быть убит. А когда разотрут и изопьют, помогает от окормов змеиных и от иных многих пакостей, уздравливает и болезнь из почек и из пузыря выводит.

Преклонение древних перед бирюзой приписывало голубому камню способность ощущать самочувствие владельца и реагировать на него. Вот что говорил мнительный и суеверный царь Иван Грозный английскому путешественнику Горсею: Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту бирюзу, возьмите их, они сохраняют природную яркость своего цвета! Положите их теперь ко мне на руку; я заражен болезнью, смотрите, как они тускнеют; это - предвещание моей смерти. Этому мрачному ощущению можно дать объяснение. Тело больного царя было обильно умащено различными снадобьями, ароматическими и жирными мазями. В спертой удушливой атмосфере сводчатых царских палат бирюза и коралл впитали в себя эти вещества.

В старинных руководствах по магии и оккультизму всерьез рассматривали изменения цвета камня в зависимости от самочувствия, настроения, желаний человека. Камень-бирюза бледнеет, если сердечное расположение подарившего уменьшится (из Магии Китибюса). Бирюза предохраняет от падения с лошади. При падении с высокого места человек не причинит себе никакого вреда, но камень разлетится вдребезги (из Магии Кардана). Толченая бирюза входила во многие рецепты глазных мазей.

Особой популярностью у средневековых алхимиков и лекарей пользовалась так называемая костяная бирюза, или одонтолит. Бывали случаи, когда окаменевшие части скелетов мамонтов (кости, зубы, бивни) насыщались или замещались солями меди и железа, находящимися в поверхностных водах. Такую кость нагревали и получали небесно-голубой или зеленый поделочный материал, по цвету весьма сходный с натуральной бирюзой. Называлась она бирюзовый зуб. Однако под микроскопом отчетливо видна характерная для кости ячеистая структура. И, хотя одонтолит не является камнем в строгом понимании этого слова (это скорее окаменелость), тем не менее и ему в алхимическом реестре талисманов нашлось достойное место.

Неизвестный подражатель Марбода Реннского оставил, например, такие стихи:

Если камень одонт у охотника будет с собою,

Если иль вор, иль грабитель иметь при себе его будут,-

Им он поможет в делах, пусть совсем лишены благочестья

Эти дела, и не будет виновен творящий такое

Бог и камней, и природы, который ничто без причины

Не созидает в вещах и кого все деянья подвластны

Непреходящему вечно закону числа и значения.

Однако, следует отметить, что во все века существовали люди, скептически воспринимавшие магические рекомендации вообще и медицинские в частности. Дошла до наших дней эпиграмма римлянина Лукиллия (I век н. э.):

К каменной статуе Зевса намедни врач Марк прикоснулся;

Зевс, хоть и камень, а все ж,- нынче выносят его.

Распространена бирюза довольно широко. Кроме упоминавшихся месторождений в Нишапуре и на Синае, проявления этого камня обнаружены в США (штаты Невада, Колорадо, Калифорния, Нью-Мексико), Чили, Эфиопии, Австралии, Китае. Есть хорошая бирюза и в Казахстане, Кызылкумах и на Кавказе.

Популярность бирюзы удивительна. При раскопках в штате Нью-Мексико обнаружено захоронение, в котором найдены корзина с бирюзой и около 6 тысяч изделий из нее, окружавшие останки индейца: бусы, подвески, предметы культа. Мексиканскую бирюзу часто использовали для инкрустации посмертных и ритуальных масок.

Выдающиеся открытия, связанные с бирюзой, сделаны недавно в Новом Свете. В Перу обнаружено древнее захоронение, относящееся к доинкской цивилизации индейцев, живших на севере страны. Вот что пишет об этом журнал Ньюсуик: Еще ниже был гроб воина жреца... Убранство было таково, что у археологов захватило дух. С ног до головы его усыпали драгоценные камни, золотые украшения, сделанные с исключительным мастерством. Нагрудные щитки покрыты тысячами драгоценных камней. Голова увенчана позолоченным медным убором, на руках - браслеты из бирюзы и золотых бусин... Уши украшены двумя серьгами из золота и бирюзы, в каждой из которых - фигурка воина. Фигурка, в свою очередь, имеет головной убор в виде полумесяца и ожерелье из совиных голов... Бусины украшений раздельны. Эти ушные украшения, - утверждает Кристофер Доннан, крупнейший эксперт по индейской культуре, - должны быть причислены к самым выдающимся драгоценностям, когда-либо сделанным в Новом Свете.

Далее говорится о тысячах ваз, кубков и различных фигурок, украшенных лазуритом из Чили, бирюзой из Аргентины, перламутром из Эквадора. Статья заканчивается утверждением: С точки зрения найденных вещей и их ценности нет ничего, что могло бы сравниться с содержимым этого захоронения. Ну разве что широко известная гробница Тутанхамона.

При раскопках в древней Бактрии (Афганистан) найдено множество золотых изделий, инкрустированных бирюзой: браслеты в виде антилоп, застежки в форме рыб, ожерелья, сережки, нашивные бляшки. И прекрасная овальная бирюзовая вставка, на лицевой стороне которой вырезана богиня Афина.

Широко известны китайские резные изделия из бирюзы: фигурки животных, вазы, письменные приборы, вставки в перстни, украшения приборов, кисточек, инструментов. Китайцы называли бирюзу камнем зеленого дерева. Персы инкрустировали ею упряжь, седла. Многие народы использовали бирюзу для отделки оружия, чехлов, колчанов, бытовой утвари, предметов роскоши и украшений.

В 1979 году в Париже вышла книга известного путешественника Мишеля Песселя Заскар. Забытое княжество на окраине Гималаев. Вот как описывает Пессель увиденное: Женщины выглядели особенно нарядными -яркие, расшитые серебром плащи, а на голове кожаные ленты, украшенные кусками бирюзы. Некоторые из этих камней были крупные, размером с мою ладонь. Увидев столь богатую выставку драгоценных камней, я решил, что их добывают в копях где-то поблизости, но позже мне сказали, что камни привозят из Тибета. Они не обрабатываются и походят на гальку. Хотя они менее ценны, чем гладкая синевато-зеленая афганская бирюза, тибетские камни тоже прекрасны. На голову женщины накладывается ото лба до середины спины полоса кожи от десяти до двенадцати сантиметров шириной, к которой сверху пришита ярко-красная ткань. К этой полосе крепятся рядами бирюзины, размер которых уменьшается ото лба назад. Если женщина богата, камней много, и они весьма крупные. Если же она бедна, то бирюзины помельче и могут быть заменены бисером цвета бирюзы и кусками коралла. Бирюзовая мозаика причесок придает облику женщин нечто рептилье, но, согласно традиции, эти украшения и должны напоминать священную змею... С террасы, где я находился, толпа женщин выглядела сверкающим морем бирюзы. Я прикинул, что на их головах около полутонны драгоценных камней. И это только в одной деревне! Такого сокровища я не ожидал увидеть в одной из самых бедных и обездоленных долин Гималаев.

Верховное женское божество индейцев племени навахо называлось Ахсоннутли - бирюзовая женщина. Это был символ перемен, происходящих в природе, сотворивших дневной свет и небесный свод. Родившись от слияния земли и неба, Ахсоннутли предстала перед первыми людьми в виде человекоподобной капли бирюзы, возникшей на вершине одной из священных гор страны навахо. В легендах индейцев бирюзовая женщина действует вместе со своей сестрой - женщиной белой раковины и ассоциируется с легким, тихим дождем. Этот бирюзовый дождь смиряет гнев, утишает страсти, располагает к миру, беседе, согласию.

Красота и популярность бирюзы, давнее широкое распространение суеверий и мистических убеждений, с ней связанных, нашли свое отражение в поэтическом и фольклорном творчестве. Описывая (или придумывая) различные жизненные ситуации или литературных героев, писатели и поэты невольно способствовали популяризации бирюзы и укреплению существовавших либо вновь придуманных суеверий.

В Ноуруз-намэ, приписываемой Омару Хайяму, рассказана такая легенда о бирюзе....Шахрияр однажды сидел в беседке дворцового сада. На пальце у владыки был перстень с бирюзой. Прилетела стрела и ударила в камень перстня. Камень выскочил из оправы и упал на землю. Никто не понял, откуда прилетела эта стрела... задумался шахиншах: что это может означать? Спросил у своих мудрецов и приближенных, но никто не знал, а тот, кто знал, не осмелился сказать. После этого прошло немного времени, и умер шах, и ушло царство от его потомков...

Камень влюбленных не мог не появиться у А. И. Куприна в повести Суламифь. В этом гимне любви, на страницах, сверкающих подарками царя Израильского, сияет и голубизна персепольской бирюзы, которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев...

Бирюзы значенье голубой - счастье в дом наш принесет с тобой.

Низами

Парадное ложе стояло под шатром из парчи, с вышитыми бирюзой строками из Корана... под его золоченым куполом прежде стояло знамя пророка Магомета.

Оскар Уайльд

И блекнет бирюза влюбленных, когда проходит любовь.

Саади

И твои зеленоватые глаза, как персидская больная бирюза

Николай Гумилев

Упоминание о больной бирюзе часто встречается в различных литературных и минералогических источниках. И надо сказать, доля истины в термине больная есть. Вспомним внезапно заболевший наперсный крест папы Урбана II. В Книге истории Аракела Таврижеци сказано: Этот камень портится от мускуса, сырости, огня и камфоры. Если же берегут его от этих вещей, то цвет его не бледнеет.

Опыт древних нашел свое выражение в живописных рекомендациях аль-Бируни: Бирюза, подобно тому, как она умирает от масла (растительного), оживает от жира (животного); лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы. Еще один экзотический способ оживить камень - натереть его сырым мясом или затолкать в зоб индюку. Этот совет взят из старинных лапидариев.

Зрелость и незрелость, здоровье и болезнь камня лежат в основе его физико-химических свойств. Бирюза - соединение неустойчивое. Будучи пористой, она легко впитывает жиры и ароматические вещества - мыла, кремы, духи, одеколоны, т. е. почти весь парфюмерный набор. Способность впитывать жиры, поглощать влагу, изменять цвет при нагревании - в природе самой бирюзы, и ничего страшного в этом нет. Есть скорее грустное - отсутствие опыта и знаний оставляет лазейки для суеверий и обмана. Поэтому владельцам бирюзы можно дать простой совет - беречь камни от воздействия различных пищевых продуктов, а также моющих и косметических веществ. Тогда бирюза сохранится, а зловещие предсказания останутся лишь забавным мифом.

Впрочем, большинство легенд и преданий о бирюзе - радостны и светлы. До сих пор в поэтическом восприятии человечества скарабей из бирюзы -символ успокоения, отдохновения, счастья.

Лей слезы, лей...

Но ото всех на свете

Обид и бед земных

И ото всех скорбей -

Зеленый скарабей

В потомственном браслете,

Зеленый скарабей,

Зеленый скарабей.

Александр Межиров

ВЗАЙМЫУ НЕБА tc "ВЗАЙМЫУ НЕБА"\l

Цвет небесного свода, лазурь, была в языке божественном символом вечной истины, в языке священном - бессмертия; а в языке народном она делается символом верности.

Петр Флоренский

Он как будто пришел из дремотных пустынь,

Где глотают во сне раскаленную синь...

Эмиль Верхарн

Основным культом Древнего Египта был культ Солнца. Бог Амон-Ра - символ солнца, урожая, тепла, богатства. Египетский земледелец был чрезвычайно наблюдателен во всем, что касалось выращивания урожая. И вот, вознося молитву Амону-Ра, он обратил внимание на то, что весенний массовый выход жуков-скарабеев совпадает с важнейшим аграрным действом - периодом сева. Но не только это послужило причиной повышенного интереса к скарабею. Жук непрерывно катал шары из навоза, в которые откладывал по одному яйцу. Поскольку в каждый шар откладывалось лишь одно яйцо, работать жуку приходилось весь световой день. Плотные шары, которые без устали катают скарабеи, и огненный шар Солнца, непрестанно катящийся по небу, - вот древняя аналогия, приведшая к тому, что жука-скарабея признали священным. Если добавить, что отростки на его голове напоминают солнечные лучи, а на каждой ножке по тридцать суставов, т. е. столько же, сколько дней в месяце, то акт обожествления жука становится ясным. Жук - символ Мира и Солнца. Жук по-египетски хепру, и это же слово означает жить, существовать (кстати, великий Линней, составляя свою Классификацию, записал скарабей священный).

Каменные скарабеи - это целые разделы в искусстве почти всех народов Запада и некоторых стран Востока. Основным материалом, из которого древние египтяне вырезали свои каменные амулеты, был лазурит.

Трудно сказать, чем обоснован выбор материала: то ли пронзительная синева небес Синая и Галилеи, то ли пленительные краски Средиземного моря повлияли, а может быть, решающим оказалось то, что лазурит у древних египтян служил мерилом ценности. Именно лазурит был любимым камнем Египта, и не только Египта... Ассирия, Вавилон, Двуречье, Персия - все эти государства отдали дань восхищения синему блеску лазурита. По мнению некоторых богословов, законы Моисеевы были вырезаны на скрижалях из лазурита.

Шумеро-аккадская культура - это вселенский гимн лазуриту. Шумеры считали этот камень наивысшим и самым щедрым даром небес. Культ древнего астрального божества, владычицы небес, богини утреннего восхода Инанны весь состоит из лазурита. Украшение короны, скипетра, одежды, и даже прически - сплошь лазурит. В многочисленных клинописных табличках древнего Шумера содержатся изысканные и поэтичные славословия синему камню. Одна из таких табличек свидетельствует о намерении древних шумеров построить в честь богини Инанны храм из лазурита. Своих разработок на территории Месопотамии нет, можно представить, каких трудов стоила доставка камня.

Изучение археологических находок Шумера позволяют однозначно судить о происхождении камня - он памирский. Дорога к синему чуду проходила по заоблачным тропам, через глубокие каньоны, снежные и ледовые склоны, под лавинами и камнепадами. Это трудный и опасный путь к лазуритовым шахтам, через леденящий холод ночью и удушающую жару днем. И, судя по изобилию лазурита во всей шумеро-аккадской культуре, подобные экспедиции за каменным сырьем были не единичным подвигом, а постоянной работой древних камнетесов. Камень, которому предстояло путешествие на спинах носильщиков к зубилу скульптора или резцу ювелира, тщательно отбирался. Выбирали обычно безукоризненные образцы, весом от 8 до 20 кг.

Лазурит - минерал, используемый человечеством более 7 тысяч лет. По своему составу - это сложный алюмосиликат натрия и кальция. Лазурит в различных источниках называют еще ляпис-лазурь или ляпис-лазулий. Особенно ценится у ювелиров лазурит с золотистыми блестками серного колчедана. Твердость камня 5,5. Лазурит сравнительно мягок и потому его можно обрабатывать и алмазом, и корундом, и даже обычным кварцем.

Египетская гемма-скарабей служила культовым амулетом. Древние верили в переселение душ, в возрождение после смерти, но лишь при условии, что будет сохранено тело умершего. И вот египтяне, великие мастера мумификации, вкладывают в сердце мумий лазуритовых жуков-скарабеев. На их нижней стороне вырезали имена умерших (вероятно, чтобы не было путаницы в царстве мертвых) или имена богов, а иногда изречения, эмблемы или девизы. Но, как ни странно, - в том же Египте ограбление пирамид превратилось в довольно прибыльное ремесло. Самое ценное, с точки зрения грабителей, - это лазуритовые жуки-скарабеи, вложенные в мумии. Жук, взятый в сердце мумии, должен принести долголетие, благоденствие, покой. Сбыть украденного скарабея было сложно - ведь геммы именные, и многие из них были широко известны. Кроме того, скупка краденого, как и грабеж, каралась смертью. Поэтому можно предположить, что кражи из гробниц совершались для себя, для (очередной парадокс суеверий) эдакого душевного успокоения; рисковали жизнью для дальнейшего благосостояния и покоя...

Поэтому и в новые времена лазурит стал объектом суеверий. Ему приписывались, главным образом, филактерические свойства. Из растертого в порошок лазурита изготовляли пилюли от глазных болезней. Лечили лазуритом болезни желчного пузыря, горячку, бессонницу, меланхолию и прочее, и прочее... Вера в магические свойства лазурита была настолько велика, что даже в последнем русском издании Практической магии (1913 год) без тени сомнения перечисляют все упомянутые филактерии и утверждают: Это действие несомненно и проверено в новейшее время. Следует отдать должное магам и алхимикам - они, зная, что соединения алюминия, натрия, кальция используют для изготовления глазных мазей, рекомендуют препарат сходного состава, причем взятый у самой природы. Но для лечения, например, трахомы, удобнее и практичнее употреблять общеизвестные квасцы, тогда придется пожертвовать психотерапевтическим эффектом лечения. И поэтому в лапидариях рекомендуют не дешевые квасцы, а дорогой, труднодоступный и не совсем химически чистый лазурит. Зато сколько таинства, мистического тумана, необычности...

Или вот еще одно чудо страшных времен инквизиции. Известно, что святая инквизиция, выявляя и искореняя ереси, не брезговала изощренными пытками, обманом, шантажом, мнимыми чудесами. Подозреваемому предлагалось прыгнуть в кипяток, испытать пытку огнем или петлей, и, если его здоровью не будет причинен ущерб, значит, подозреваемый -праведник. И что же? Некоторые обвиняемые действительно поднимали голыми руками раскаленный на огне металлический крест, доказывая трибуналу инквизиции свою невиновность. Естественно, их оправдывали, приписывая чудо святости и приверженности вере. А дело в другом. Вот рецепт, взятый нами в одной из книг по магии: Истолчивши мелко ляпис-лазулий, добавить к нему квасцов, смешать с красным мышьяком, прибавить соку молодила и лавровой смолы, то, потерши руки, можно брать безнаказанно раскаленное железо.

Сразу скажем, да, это правда. Но если этот рецепт упростить, т. е. взять и просто смешать квасцы с мылом, результат будет тот же. Так зачем же сок молодила, лавровая смола, лазурит? Для таинства, для убедительности, для... пыли в глаза. Однако же, дороговатой получается пыль. Из этой пыли на Руси делали очень дорогостоящую краску - голубец.

Голубой цвет вообще редок в неживой природе. Насколько широк мазок голубизны неба, моря, цветов, настолько же он беден в горных породах и минералах. Поэтому дороговизна и редкость синей краски сопутствуют культуре всех народов, во все времена. Великий Тициан, приступая к работам в Венеции, специальным пунктом договора поставил условия о трех унциях лазури. В эпоху Возрождения судейским трибуналам частенько приходилось рассматривать дела о хищениях, грабежах, мошенничествах и подделках, связанных с редкой голубой краской.

Месторождения лазурита известны в США, Чили, Канаде, Африке, Бирме, Индии. Богатейшие месторождения минерала находятся в Таджикистане и Афганистане. Самое известное и высококачественное - бадахшанское.

Зловещую и в то же время предостерегающую легенду рассказывают в Таджикистане о бадахшанском лазурите. В давние времена существовал караванный путь из Бадахшана в Центральную Азию и далее в Китай. По нему бадахшанский лазурит отправляли в обмен на резную кость, стекло, фарфор и шелк. Эта дорога известна в истории под названием Великий Шелковый Путь. Долгие километры Великого Пути были полны трудностей. Изрезанные трещинами ледники и осыпающиеся скалы, лавины и камнепады, пыльные бури и жестокие наводнения - вот что обычно сопутствовало караванам. Но главным бичом путешественников были бандиты, применявшие при налетах изощренно-жестокую тактику. Чаще всего они пытались уничтожить верблюдов, и тогда караванщикам ничего не оставалось, как бросить груз, а самим вернуться.

Так произошло однажды зимней ночью с одним из крупнейших лазуритовых караванов... Корчатся на стылой земле издыхающие верблюды, люди в отчаянии собрались возле караван-баши - утром придется уходить, оставив весь груз... И вдруг караван-баши отдает невероятный приказ. Люди начали рубить на части издыхающих верблюдов и примораживать к скале быстро остывающее мясо. Росла вверх страшная лестница. Взобравшись по ней, смельчаки нашли на отвесной скале пещеру. Там и спрятали они сокровища каравана. Дневное солнце разогрело скалу. Мясо оттаяло. Фантастическая лестница перестала существовать. Впрочем, вскоре погибли и караванщики. А таинственная пещера еще долго продолжала волновать воображение местных жителей.

Вот как ценили лазурит наши предки. Из него делали все, что только можно изготовить из камня: крестики, образки, пуговицы, отделку утвари, оружия, уздечек, одежды, ларцы, дароносицы, украшения для мужчин и женщин, письменные приборы, табакерки и т. д., и т. п.

Изделия из лазурита можно увидеть во многих музеях мира. Парижский Лувр и мадридский Прадо, лондонский Тауэр и лиссабонский дворец Ажуда, музеи Флоренции, Тегерана, Стамбула, Вены, Цюриха, Рио-де-Жанейро - везде восхищенный взгляд посетителя останавливается на этом сверкающем синевой камне.

Во Флоренции, во дворце Питти, хранится замечательная по тонкости работы и по качеству материала лазуритовая ваза. Это овальное чудо традиционной для эпохи Возрождения формы выточил для Франческо Медичи скульптор Бернардо Буонталенти.

Летом 1987 года в Париже состоялась выставка Золото фараонов Таниса. Центральным экспонатом, по мнению экспертов, был изумительный браслет, выполненный из лазурита и разноцветных стеклянных паст, а также двенадцать браслетов с левой и десять браслетов с правой руки фараона, все разной формы, с геометрическим или цветочным орнаментом, с застежками из лазурита, агата и яшмы. Раскопки на холме Танис продолжаются.

В 1988 году полиция Перу задержала банду гуакерос (так здесь называют тех, кто занимается грабежом древних захоронений). Среди изъятых у гуакерос вещей особое внимание привлекла золотая статуэтка в виде человеческой головы с глазами из серебра и лазурита. Дальнейшие раскопки в районе, где промышляли гуакерос, принесли новые находки - изделия из золота, серебра, драгоценных камней и, конечно же, лазурита. Химический анализ определил, что обнаруженное в могилах золото было добыто в восточных Андах, а лазурит - в Чили.

Но лучшие лазуриты находятся в России. И не только образцы минерала и мелкая каменная пластика, не только скарабеи, камеи, отделка икон и регалий - нет, облицовка целых комнат и даже колонн. Колонны Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге дважды облицовывали лазуритом. Первый вариант с забайкальским лазуритом архитектор Монферан забраковал и установил эти колонны у себя в доме на Мойке, а для собора Святого Исаакия был выписан лазурит из страны бухарской. Петергофская гранильная фабрика обработала около полутора тонн лазурита, и колонны стали такими, какими их можно увидеть и сегодня. Чаши, столешницы, вазы Эрмитажа - всем этим лазуритовым великолепием может любоваться каждый посетитель. Георгиевский зал - две огромные лазуритовые вазы. Фельдмаршальский зал - чаша из темно-синего лазурита. Год установления - 1836. Павильонный зал - столешница из светлого лазурита с поэтичным названием Морское дно. Флорентийская работа, XVIII век. Зал Малый просвет - замечательные вазы и столешница из бадахшанского лазурита, сделанные в Екатеринбурге в середине XIX века мастером Г. Налимовым. Бесконечным может быть путешествие по российским музеям, где выставлены великолепные лазуриты.

В далекой Индии, в древнем языческом Иране лазурит терли на каменных жерновах, прокаливали - выжигали серу, вновь терли, смешивали со смолой, воском, маслом, вновь месили, терли, промывали - и оседала тончайшим синим слоем краска.

Этот пронзительно синий цвет окрашивает всю историю мировой культуры и цивилизации. Слово Поэту.

Цвет небесный, синий цвет

Полюбил я с малых лет.

В детстве он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.

Это цвет любимых глаз.

Это взгляд бездонный твой,

Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.

Это краска высоты.

В этот голубой раствор

Погружен земной простор.

Это легкий переход

В неизвестность от забот

И от плачущих родных

На похоронах моих.

Это синий, негустой

Иней над моей плитой.

Это сизый, зимний дым

Мглы над именем моим.

Николоз Бараташвили (Перевод Б. Пастернака)

ЗЕРКАЛА, ОТРАЖАЮЩИЕ ТЕНЬ

Теперь она смотрится в узкий браслет,

Где плоский зеркальный траурный камень,

Индейского племени амулет,

С ней переглядывался обиняками.

Илья Сельвинский

Удивительное, уникальное явление - войны ацтеков. Древние мексиканские государства договаривались между собой о ведении войны с единственной целью - захвата пленных. У враждующих государств не было друг к другу никаких экономических, идеологических или территориальных претензий. Цель войны - только захват пленных. Жестокий бог войны древних ацтеков Уицилопочтли (он же Вицлипуцли) требовал человеческих жертв. Скульптурные изображения этого кровожадного божества, выполненные из темно-зеленого или черного камня, представляют собой чудовище, вселяющее ужас. Другой бог - Тецкатлипока (дымящееся зеркало) -олицетворение солнца как губительного, всесжигающего начала. Его атрибутом было зеркало-щит, символ Солнца. Он тоже был жестоким, кровавым богом...

Особым шиком отличался обряд весеннего жертвоприношения в честь великого бога Тецкатлипока. В жертву ему заранее (за год до праздника) выбирали самого красивого из пленников, без физических изъянов. Такой избранник считался воплощением бога на земле. Его окружали роскошью и почестями, исполняли его прихоти и капризы, кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие одежды. Но, естественно, при этом строго присматривали за тем, чтобы он не сбежал. Когда до праздника оставалось 20 дней, избранник получал в качестве жен-служанок четырех красивых девушек; они тоже почитались как богини. Расплата за кайф наступала в день праздника: божественного пленника вели к храму, жрецы клали его грудью вверх на каменный жертвенник, и верховный жрец разрубал ему грудь, чтобы извлечь из нее обсидиановым ножом еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его богу солнца. (Из книги А. Лаврина 1001 смерть).

Президент Мексики Хосе Лопес Портильо в своем историко-поэтическом исследовании Сказание о Кецалькоатле приводит типичный текст назидания юноше во времена ацтекского государства:

Сам по себе ты ничего не значишь, сын наш.

Жизнь твоя не значит ничего.

Пришел ты в мир, чтобы дать силу солнцу, которое питать ты должен кровью врагов заклятых.

Немало недругов у солнца нашего...;

оно божественный должно напиток пить и сильным

быть, всегда торжествовать победу.

Все остальное ни малейшего значения не имеет...

И ничего не стоит разум человека...

Такое воспитание, естественно, давало свои плоды. Ацтеки вырастали мужественными, нерассуждающими воинами. Армия конкистадоров Эрнана Кортеса в полной мере испытала на себе бесстрашие ацтеков. Испанские завоеватели намного превосходили ацтеков своим вооружением: стальные мечи, кованые доспехи, огнестрельное оружие, включая пушки, наконец, лошади, внушавшие суеверным индейцам мистический ужас, - несмотря на все это, покорение Мексики далось испанской короне большим трудом и большой кровью.

Вот как описывает битву при Теночтитлане (ныне Мехико) Янош Эрдеди в книге Борьба за моря (битва произошла в ночь с первого на второе июля 1520 г., названную позднее Ночью печали)...из тысячи глоток раздался леденящий кровь боевой клич ацтеков... Гремели боевые трубы, в башнях храмов жрецы отчаянно колотили в боевые барабаны. На поле битвы спешили новые отряды ацтекских воинов. Не считаясь со смертельной опасностью, они карабкались на насыпь, бросались на испанцев со своими острыми, как бритва, обсидиановыми мечами и кинжалами. Многие просто стаскивали испанцев в темную кипящую воду, и если тонули оба сцепившихся врага, можно было считать, что испанцу повезло. Хуже было тем, кого ацтеки живыми вытаскивали из воды и волокли на алтарь бога войны: жрецы с окровавленными руками уже ждали. Обсидиановыми ножами они вспарывали грудь жертвы, вырывали из нее сердце и бросали в жертвенный сосуд Уицилопочтли.

Книга К. Керама Боги, гробницы, ученые. Осматривая большой ацтекский храм, Эрнан Кортес и его свита очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв; их убивали с помощью ножей из обсидиана - вулканического стекла - и увидели статую бога Уицилопочтли... Тело этого безобразного бога - бога войны ацтеков - было опоясано змеей, сделанной из жемчуга и драгоценных камней. Берналь Диас... отвел взгляд; и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью. Смрад,-писал Диас впоследствии,- был сильнее, чем на бойне в Кастилии. Он бросил взгляд на алтарь: там лежали три сердца, которые, как ему показалось, еще трепетали и дымились.

Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, испанцы обратили внимание на большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они увидели, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами: то были черепа бесчисленных жертв. Один из солдат принялся их считать и пришел к выводу, что их должно здесь быть по меньшей мере 136 тысяч.

Так кровавое пятно легло на бархатное мерцание обсидиана. Долгое время молва суеверно связывала кровь, насилие и смерть с этим камнем. Хотя, наоборот, человечество должно быть благодарно обсидиану - именно этот камень стоял у колыбели цивилизаций.

Сравнительно недавно обсидиан помог сделать интересное открытие. Весной 1967 года в Греции, в пещере Фрахтии археологами обнаружены обсидиановые пластины. Вероятно, это были заготовки каких-то изделий. Наши предки использовали обсидиан для изготовления скребков, наконечников копей и других колющих, режущих, скребущих орудий и инструментов. Обсидиановая утварь и оружие были известны нашим пращурам на всех континентах. Геологи двух стран, проводившие экспертизу, без колебаний определили -это обсидиан с острова Милос из группы Кикладских островов в Средиземном море. Археологи, используя радиоуглеродный метод, точно указали возраст - около десяти тысяч лет. Это говорит о том, что уже в середине восьмого тысячелетия до н. э. люди путешествовали в открытом море. И узнать об этом помог обсидиан.

И еще одно открытие, к которому причастен обсидиан. На этот раз антропологическое. Сотрудники музея в Галле (Германия) обработали с помощью ЭВМ данные о 15 тысячах ножей, скребков, клиньев и других орудий первобытного человека. Большинство изделий были обсидиановыми. Вывод электронной машины был однозначен: изготовители древних инст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: