Ереси и споры о преследовании еретиков в XV-XVI в. Соборы конца XV- нач. XVI в.




Стригольники. Это религиозное движение возникло в 14 в. в Новгороде и Пскове. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, выражали недовольство практикой симонии, отвергали таинства. Стригольники объединялись в группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Основные идеологи - новгородские дьяконы Никита и Карп.

В Никоновской летописи встречается информация о том, что в 1375 г. новгородцы потопили в Волхове стригольников-еретиков, в числе которых были представители духовенства, будто бы развращавшие своими проповедями простолюдинов (дьякон Карп был сброшен вместе со своим приверженцем Никитой с Великого моста в реку Волхов). Будучи разгромлено в Новгороде, стригольничество нашло себе почву в начале XV века в городе Пскове. Представления, разделявшиеся стригольниками, начали распространяться в конце XIV века и в Москве. Московский митрополит Фотий предостерегал от пролития крови и убийства еретиков, призывая при этом священников направлять еретиков в благоразумие и познание истины. Были совершены казни (муть, что, типо, казни, но не убийство) руководителей еретиков, но и после этого движение стригольников не прекратило своего существования. Для решения вопроса был созван собор в Новгороде, на котором против еретиков выступал митрополит Киприан, а также представители Константинопольского патриархата. Вслед за решением Собора, светские власти расправились с остатками еретиков. Однако в Пскове стригольники продолжали существовать и в начале XV века.

Вероучение:

· Стригольникам было не чуждо дуалистическое мировоззрение, хотя они и не разработали целостной системы представлений.

· Острые нападки на духовенство. Отрицали институт церкви и считали церковное сословие излишним. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущества и богатства, утверждали, что, если священнослужитель дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят.

· Скептически относились к учению о воскресении мертвых и сомневались даже в евангельском рассказе о воскресении Христа.

· Не признавали причастия, в котором не находили ничего святого; отвергали культ икон; считали излишним посещать церкви. Считали, что верующий может молиться, где пожелает.

· Считали, что основой истинного христианства являются новозаветные писания и особенно четыре евангелия, которые они знали очень хорошо. Но почитание евангельского текста носило совершенно иной характер по сравнению с православной церковью. Стригольники читали Евангелие не слепо и без рассуждения, а размышляли о нём, чтобы иметь возможность обосновать и убедительно подтвердить своё понимание. Подобный критический взгляд на "святые книги" считался опасным отклонением и свободомыслием.

· Имели своеобразное таинство покаяния, припадали к сырой земле и просили у нее раскаяния.

· Пришли к заключению, что только апостольская церковь есть истинная христианская церковь, только апостолы были истинными пастырями и учителями и только апостольские писания должны служить источником истинной христианской церкви

В стригольниках выделился крайний толк этой ереси. Они отрицали решительно все внешнее в христианстве, не признавали никаких, даже апостольских писаний, отвергали воскресение мертвых и будущую жизнь и даже, кажется, потеряли веру в Божественного Искупителя человечества, полагая, что для спасения достаточно молиться небу.

Разногласие между стригольниками вместе с энергичными мерами, принятыми против них, повело к разложению и затем к совершенному вырождению секты. Секта стригольническая, по словам митр. Макария, "была плодом своего времени и произведением русской почвы".

У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия ереси, так, по мнению одних, стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных; другие объясняют его присущим, будто, кому-то из еретиков занятием стрижкой овец и т. д.

Существуют и другие версии: например, некоторые считают, что слово «стригольник» отражает еврейское словосочетание, основанное на словах «делать тайным», «скрывать» и «открывать», «быть изгнанным». Таким образом, в переводе с еврейского языка слово «стригольник» якобы означало «хранящий откровение» или «тайный изгнанник»[.Академик Б. А. Рыбаков, опираясь на сочинение пермского епископа Стефана «Мерило праведное», доказывает, что духовный лидер стригольников диакон Карп после отлучения стал расстригой или стригольником. Отсюда его последователей стали называть «стригольниковыми учениками».

Ересь «жидовствующих»+ см. вопрос 21. Ересь появилась в Новгороде во второй половине XV века и оттуда перешла в Москву. По словам летописцев, первым ее распространителем в Новгороде был еврей Схария. Скудные сведения, имеющиеся о самом существе ереси, позволяют представить учение Жидовствующих в следующем виде:

· Отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, не верили в таинство причащения, отрицали троичность Божества и божественность И. Христа; некоторые шли еще дальше в рационалистическом направлении, отказываясь признавать бессмертие человеческой души.

 

В существе же своем ересь Жидовствующих явилась отражением на русской почве того религиозного брожения, какое происходило в это время в Западной Европе, выражаясь, между прочим, в создании ряда рационалистических учений. В Новгороде, помимо общих условий, благоприятствовавших появлению и развитию ересей и заключавшихся в церковных неустройствах и слабости, существовали еще и особые к тому причины: новгородская область была наиболее доступна западному влиянию, она только что пережила уничтожение своей политической самостоятельности, а духовенство ее пользовалось еще сравнительной независимостью от центральной власти. Распространение ереси сначала совершалось в тайне; еретики оставались по наружности православными. В 1480 г. ересь проникла и в Москву: великий князь Иван Васильевич привез туда из Новгорода, в качестве книжных людей, понравившихся ему священников Алексея и Дениса, принадлежавших к числу Жидовствующих. В Москве они получили видные места протопопов Успенского и Архангельского соборов и повели пропаганду, в результате которой появился значительный кружок еретиков; из них самым видным лицом был любимец великого князя, дьяк Федор Курицын. Великий князь имел понятие о мнениях еретиков и относился к ним благосклонно. Официально существование ереси открылось лишь в 1487 г., когда в Новгороде несколько священников, в пьяном виде, стали хулить православную веру, и об этом донесено было архиепископу Геннадию. Наряженный им розыск подтвердил обвинение. С этой поры Геннадий и выступил главным борцом против ереси. По этому поводу в 1491 г. Геннадий добился созыва собора, после поставления в митрополиты Зосимы, причем этот собор осудил главнейших Ж. из среды духовных лиц, предал их проклятию и приговорил к заточению. Геннадию удалось было подавить ересь в Новгородской области, но ненадолго. При таких трудных обстоятельствах Геннадий счел нужным изменить образ действий: он предпринял продолжение пасхалии, перевод Библии, стал заботиться о школах для подготовки духовных лиц и, наконец, вызвал на борьбу с ересью Иосифа Волоцкого.

Первоначально великий князь Иван Васильевич склонялся в сторону еретиков и недоброжелательно смотрел на фанатизм Геннадия и Иосифа Волоцкого; Но затем в правительственных круг ах произошел поворот в политике правительства в церковном вопросе: собор, созванный великим князем и открывший свои заседания 27 декабря 1504 г., проклял нескольких еретиков и приговорил их к казни. После этого удара ересь Ж. уже не оправлялась, хотя втайне остатки ее учения, вероятно, продолжали существовать еще некоторое время.

Ересь Башкина и Косого. Матвей Семёнович Башкин (XVI век)- основатель «ереси Башкина». Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам. Смущённый данными откровениями Симеон рассказал о своём прихожанине духовному брату Сильвестру. Вскоре жалобницы от обоих священников доходят до митрополита Макария и царя Ивана Грозного.

Идеи:

1) Неравенство Иисуса Христа, с Богом- Отцом и Святым духом

2) Честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют (ну значит, что хлеб и вино не часть плости и крови Христа, это лишь символизм)

3) Не нужно храмов, церковь- лишь здание, стены.

4) Против икон и поклонению всякому изображению.

5)Верил в покаяние, как очищение от греха (покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха)

6) Отеческие предания и жития считал пустословием, критика Евангелия и апостольских сочинений.

После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся. Решением собора стала ссылка Башкина в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает, но дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряд исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины.

Через ересь Башкина обнаружилась новая фигура- Феодосия Косого. Это был русский протестант, взращенный на почве жидовствования. Феодосий был дворовый боярский человек из Москвы, бежавший и постригшийся на Белом Озере. Тотчас после осуждения Башкина, в начал 1555 г., Феодосия привезли с Белоозера и поместили под надзор в монастыре в Москве. Затем его осудили. Но Феодосий сбежал в Литву, где и разил свое протестантствующее вольномыслие.

Идеи: 1) Бог в строго смысле един. Иисус Христос- Бог. Церквоь- это только сообщество верующих. 2) Отвергал храмы, иконы, церковную иерархию, поклонение мощам. Считал, что со всем этим нужно разорвать. 3) Отвергал таинства, Причащение-это простой хлеб и вино. Покаяние- самообман. Перестал грешить- вот и нет греха. 4) Выступал против монашества и постов. 5) Новаторская идея о равенстве всех людей со всеми их разными верами и языками.

Дело Артемия. (см. вопр. 21)

Дело дьякона Висковатого. Дело такое- на престол взошел Иван Грозный, был проведен Стоглавый собор, все большое внимание уделяли делам церкви, но в это время по Москве прокатилась чреда пожаров, был поврежден даже Кремль, в том числе, Благовещенский собор. Его роспись после пожара сильно пострадала, нужно было реставрировать, для этого вызвали псковских мастеров, которые в своей живописи сильно опирались на немецкую живопись. Непривычную новизну псковских икон заметил думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он поднял шумный протест, всенародно критиковал иконописную работу.

На соборе, судившем в 1553 г. Башкина, Висковатый воспользовался поводом и сделал свои заявления о росписи Благовещенского собора, очевидно, ставя их в связь с еретическими заразами Москвы. Митрополит Макарий отнесся к этому его выступлению отрицательно. Почуяв опасность, Висковатый сформулировал свои соображения письменно и подал митрополиту. Митрополит советовался с царям, в итоге Висковатый был обвинен собором в формальной вине перед Церковью. Он был обречен на трехгодовую покаянную епитимию.

 

Деятельность митрополита Макария по «собирательству» церковной традиции: установления празднования русским святым. Великие Минеи Четьи. Новые памятники агиографии.

 

Митр. Макарий знаменит тем, что в период времени его архипастырства в русской церковно-исторической жизни, совершились события, которым мы не видим ничего подобного в истории.

Родился Макарий в 1481 г. или 1482 г. Принял пострижение и прошел монашескую школу в Пафнутиевом Боровском монастыре. B этом звании он снискал себе любовь великого князя своими талантами и прежде всего даром учительности. В 1526 г. он был назначен на важный пост архиепископа новгородского. На этот пост великий князь назначил такого человека, который сумел одинаково и быть верным Москве и любезным сердцам новгородцев, - именно Макария. Чувство меры и особенный жизненный такт составляли отличительные черты самого Макария. Долго ждавшие к себе епископа, новгородцы встретили Макария с радостью и торжеством. А в своей деятельности архиепископ Макарий даже превзошел их ожидания.

На должности архиепископа новгородского: В отношениях к приходскому духовенству Макарий старался смягчить обычный тогда у епископов деспотический тон обращения; старался не отягощать духовенство поборами и защищать его от произвола своих чиновников. В монастырях постарался ввести порядок- общежительный устав вместо царившего всюду келейного. Макарий путем только одних увещаний монастырских игуменов достиг того, что 18 монастырей устроили у себя общее жительство. Другой беспорядок тогдашней монашеской жизни состоял в том, что вопреки прямому запрещению собора 1503 года, продолжали существовать так называемые общие или мужско-женские монастыри. С вниманием отнесся Макарий к общественной святыне Новгорода - кафедральной церкви св. Софии. Он богато и отменным образом украсил ее.

Одним словом, проходя свое служение на новгородской кафедре, Макарий зарекомендовал себя как пастырь и администратор, и пастырь мудрый, из ряда вон выдающийся. Нет ничего удивительного, что из архиепископов новгородских Макарий был переведен на кафедру митрополии. Это произошло в 1543 г.

Заняв митрополичий престол, Макарий повел политику благоразумной уклончивости от участия в правительственных делах, но разрыв Макария с боярщиной обнаружился в первый же год его митрополитствования. Не вмешиваясь вообще в дело воспитания молодого Ивана, митр. Макарий однако постарался в благоприятную минуту внушить ему очень важную для его власти идею, именно - идею венчания на царство. Акт церковного венчания, совершенный митрополитом Макарием над Иваном IV, представляет знаменательный момент в нашей церковной истории. B этом нашло свое завершение постепенно развившееся самосознание московских государей до степени самодержавных владык не только в делах гражданских, но и церковных. Посредством коронации Ивана Васильевича, митрополит надеялся поднять его правительственное самосознание, заставить серьезно приняться за государственные дела и сделать Россию достойной ее нового, высокого звания. Этим он возбудил в молодом царе благородную ревность о славе своего царского имени, которая должна быть заслужена подвигами государственной деятельности.

В 1550 г., сознавая себя самодержцем всех объединенных русских земель и княжений, царь в первый раз созывает еще небывалый на Руси обще земский собор из выборных представителей от городов и излагает перед собором свои лучшие государственные намерения. На ряду с важными полимтическими задачами, которые были поставлены на соборе царем, собор имел важную и церковную задачу по очищению церкви от всех недостатков и пороков и для полного ее обновления.

Деятельность Макария: 1) Дело собрания церковной письменности, которое стоило Макарию 20-ти лет труда и больших забот и издержек.-> 12 огромных фолиантов, известных под именем «Великих Макариевских Четьих Миней».

2) По его указаниям и при его участии было составлено и несколько других, сводного характера, литературных трудов- * "Сводная Кормчая," получившая свое начало еще до Макария и стремившаяся объединить в себе по возможности весь известный в русской церкви канонический материал; * «Никоновская Летопись»- летописный свод известий о всей прошлой истории русского государства * «Степенная Книга» - излагающая русскую историю не по отдельным годам, а по генеалогическим ступеням великих князей, с тенденцией доказать идею правильного престолонаследия от отца к сыну.

3) Макарий требовал торжественного прославления всех русских угодников. Вследствие чего был созданы тогда же (в 1547 г., 1549 г.) соборы, с целью канонизации русских угодников. На обоих соборах митрополит провозгласил 39 святых. Было установлено 30 общерусских празднований и 9 местных.

Следует, однако, заметить, что деятельность соборов 1547 г. и 1549 г. по объединению национальной святыни, кроме вышеуказанной сознательной цели, обусловливалась еще и подсознательной причиной. Именно - совершившимся фактом политического объединения Руси. Как прежде раздробленная на уделы Русь жила под патронатом местных святынь, которые служили символами местной самобытности, так теперь, объединенная в цельное государство, она побуждала тем и церковь точно также объединить и централизовать свое внутреннее и внешнее бытовое содержание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: