Цель: Изучить основные исторические факты золотоордынского периода в истории Северного Кавказа.
Организационная форма занятия – собеседование, письменная работа
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Образование Монголо-татарского государства.
2. Первые походы монголо-татар на Кавказ. Завоевание Северного Кавказа.
3. Северный Кавказ под властью Золотой Орды. Социально-политическая и культурная жизнь региона.
4. Нашествие Тимура (Тамерлана).
5. Этнополитическая картина Северного Кавказа после нашествия монголо-татар.
.
Задания для овладения компетенциями
На контурной карте отметить походы на Северный Кавказ войск Чингизхана, Батыя, Тимура. Отметить монгольские поселения на карте: Маджар, Нижний Джулат, Верхний Джулат.
Темы для докладов и сообщений:
Повседневная жизнь монголо-татарского города (На примере г. Маджар)
Религиозные верования монголо-татар и принятие официального ислама.
Рекомендуемая литература и интернет ресурсы
Основная:
Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». Хрестоматия. Пятигорск: ПГЛУ2012.- 491 с.
Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия. (Историко-этнографические очерки)./Под.ред. В.Б. Виноградова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010.-318 с.
Дополнительная
Монголо-татары. Хронос//https://www.hrono.ru
Плано Карпини. История монголов. //https://www.hist.msu.ru
Назимов И.И. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями. //Преподавание истории в школе. 2009 //https://pish.ru
Кавказ: европейские дневники XIII – XVIII веков./Сост. В. Аталиков. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. Вып. III. – 304 с.
Документальная история образования многонационального государства Российского. Кн.I. Россия и Северный Кавказ в XVI – XIX веках. М., 1998.
Тема 3. Политические реалии и социокультурная жизнь народов
Северного Кавказа в XVI – XVIII вв.
Цель: Изучить основные исторические события новой истории Северного Кавказа.
Организационная форма занятия – собеседование, письменная работа
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Этническая карта Северного Кавказа XVI-XVIII вв.
2. Семейный и общественный быт горцев Северного Кавказа.
3. Семейный и общественный быт кочевых народов Северного Кавказа.
4. Гребенские казаки. Семейный и общественный быт, военно-политическая и социокультурная роль в регионе.
Задания для овладения компетенциями
На контурной карте отметьте места локализации (расселения) народов Северного Кавказа.
Темы для докладов
Система воспитания в северокавказских семьях: общее и особенное
Адаты кавказских горцев
Обычное право русских крестьян
Обычное право кочевых народов Кавказа
Рекомендуемая литература и интернет ресурсы
Основная:
Очерки политической и правовой истории Северного Кавказа (XIX – начало XX вв.). Краснодар-Ставрополь, 2010. – 315 с.
Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». Хрестоматия. Пятигорск: ПГЛУ2012.- 491 с.
Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия. (Историко-этнографические очерки)./Под.ред. В.Б. Виноградова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010.-318 с.
Дополнительная
Голованова С.А. Появление казаков на Тереке и Сунже во взглядах современных историков Чечни //Российский Северный Кавказ: и текущие риски, посягательства и перспективы. Материалы 13-го научно-педагогического семинара. Под ред. В.Б. Виноградова. Москва-Армавир, 2009. С.84.
Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в.М., 2003.
Клычников Ю.Ю. Из истории формирования российского Северного Кавказа во второй половине XVI – XVIII веках. Пятигорск, 2008.
Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Майкоп, 2006.
Невская Т.А. Традиционные нормы поведения крестьян и казаков Северного Кавказа в XIX – начале ХХ в.//Из истории народов Северного Кавказа. Сб. науч. статей. Вып. 8. Ставрополь,2008. С.110.
Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007.
Терское казачество: история и современность. Под. Ред. В.П. Бондарева. Ставрополь-Пятигорск, 2009.
Тема 4. Северный Кавказ в международных отношениях. Присоединение народов Северного Кавказа к России XVI – XIХ вв.
Цель: Рассмотреть проблемные вопросы международных отношений в эпицентре которых оказался Кавказ в указанный период.
Организационная форма занятия – собеседование, письменная работа
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Северный Кавказ в политике Ирана, Турции и России XVI – XVIIв.
2. Политические и экономические связи народов Северного Кавказа с Россией XVI – XVIII в.
а) Династические, экономические и дипломатические связи.
б) Роль Гребенских казаков в освоении региона.
3. Вхождение народов Северного Кавказа в российское подданство.
а) вхождение в состав России адыгов
б) вступление в российское подданство Дагестанских народов.
г) вступление в российское подданство ногайцев
д) вступление в российское подданство вайнахов
е) вступление в подданство России осетин
ж) вступление в подданство России карачаевцев и балкарцев.
4. «Восточный вопрос» во внешней политике России. Войны за Кавказ в XVIII - XIХ веке.