Задание для самостоятельной работы
ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. — М.: «Академия». 2008 (2012,2013). — 576 с.
Тема 1. Профессиональные требования к личности учителя.
1. Задание: заполнить таблицу (глава 2, § 2)
Сравнительная характеристика
Признак | Преподавание | Воспитательная работа |
Временные рамки | ||
Цель | ||
Время достижения цели | ||
Критерий эффективности | ||
Организационная форма | ||
Содержание | ||
Результат деятельности |
2. Выписать в словарь: воспитатель, учитель, профессия, специальность, специализация, педагогическое мастерство, профессионализм, педагогическая деятельность, воспитательная работа, преподавание.
Тема 2. Профессиональная компетентность педагога.
1. Структура профессиональной компетентности педагога (дать определение всем умениям).
ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с. Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/
Обратите внимание на год издания, в новом учебнике нет этой главы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
2. Стили педагогического общения: авторитарный, демократичекий и попустительский Гл 23, §5 (новый 2008 г. и далее) Гл 21, §5 (старый 1997 г.) заполнить таблицу
Признаки | демократический | авторитарный | либеральный |
Особенности стиля | |||
методы воздействия | |||
результат |
3. Выписать в словарь: компетентность, педагогическое общение, индивидуальный стиль деятельности, эмпатия, толерантность, рефлексия, перцепция, педагогическая техника.
Тема 3. Педагогика в системе антропологического знания
1. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
2. Выписать в словарь: педагогика, объект, предмет педагогики, воспитание, обучение, образование, самообразование, самовоспитание, педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая действительность, педагогическая деятельность (гл.5, §4).
Тема 4. Философские основы педагогики.
1. Охарактеризовать философские учения: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. параграф 2 Глава 6 Сластенин В.А. 1997 год и заполнить таблицу
Философское направление | Представители | Суть направления |
Экзистенциализм | ||
… | ||
… |
Тема 5. Содержание методологического знания
1. Заполнить таблицу «Основные методологические подходы в педагогике».
(глава 6, §2,3 Сластенин В.А.)
Подход | Суть | Задача воспитателя |
Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). | ||
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) | ||
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). | ||
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). | ||
Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). | ||
Этнопедагогический подход. | ||
Антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад). | ||
Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) |
2. Изучить основные компоненты научно-педагогического исследования (глава 6, §4 Сластенин В.А.) и письменно привести пример методологических характеристик одного любого вашего исследования.
Логика (алгоритм) научного исследования
1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.
3. Составление списка литературы по проблеме исследования.
4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.
5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).
6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
7. Сбор констатирующего материала.
8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы-предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.
9. Разработка методики проверки гипотезы.
10.Проведение опытно-экспериментальной работы (пробный, преобразующий, формирующий эксперименты, опытная работа).
11.Проведение контрольных срезов.
12.Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
13.Выработка практических рекомендаций.
14.Оформление и литературная редакция текста.
3. Выписать в словарь: Индукция, Анализ, Дедукция, Синтез, Аналогия, Обобщение, Абстрагирование, Идеализация, Моделирование, Предсказание (прогноз), Обоснование, Гипотезация.
4. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примере своего исследования основные эмпирические и теоретические методы (глава 6, §5 Сластенин В.А.)