Механизмы и закономерности развития гибкости и ловкости.




Ловкость – способность создавать новые двигательные акты и двигательные навыки, быстро переключаться с одного движения на другое при изменени ситуации, выполнять сложнокоординационные действия. Критерии ловкости: координационная сложност, точность и быстрота движений. В основе этих способностей лежат явлени экстраполяции, хорошая ориентация в пространстве, предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, умение легко управлять различными мышцами.

Гибкость – способность совершать движения в суставах с большой амплитудой. Зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и морфофункциональных особенностей. Снижается в сонном состоянии и при утомлении. Улучшается при разогреве, при повышении чсс.

Активная гибкость – произвольное движение в суставах. Пассивная – растяжение внешней силой. Пассивная превышает активную.

Двигательные умения и навыки. Физиологические механизмы формирования ДН.

Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательные навыки – освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Навыки – не врожденные движения. Возникают в ходе индивидуального развития. Осуществляются функциональной системой: синтез афферентных раздражений, учет доминирующей мотивации, использование памятных следов, формирование моторной программы и образа результата действий, внесение сенсорных коррекций в систему, если результат не достигнут. Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрх закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных функций, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий акт в этой системе запускает следующий. Но даже самые простые навыковые действия при многократных повторениях могу различаться по амплитуде, скорости выполнения отельных элементов, ещё больше они различаются по внутренней структуре. Одни мышцы включаются в движение постоянно, а другие лишь периодически. Это позволило говорить о закономерной вариативности внешних и внутренних компонентов двигательного навыка. Регистрация активности отдельных нейронов головного мозга показала значительную вариативность их включения в одни и те же освоенные действия. При этом между ними образуются как и стабильные связи, так и гибкие – вариативные. Навыки циклических действий более стабильны по сравнению с ациклическими. В ситуационных видах спорта навыки отличаются наибольшей вариативностью. Стереотипы в этих видах формируются только при овладении отдельными элементами техники. Стабильность навыков повышается с уровнем спортивного мастерства, но и здесь необходимо сохранение определенного уровня вариативности для адаптации к разным условиям выполнения.

Стадии формирования двигательных навыков и их физиологические закономерности. Физиологические основы соврешенстования двигательных навыков.

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуще-мый ассоциативными зонами коры больших полушарий. На втором этапе начинается непосредственно выполнение разучиваемого движения. Стадии формирования двигательного навыка:

С. Генерализации – созданная модел становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. Идет широкая иррадиация возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией. Характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, приводит к излишним энергозататам. Требуются многократные повторения разучиваемого упражнения для постепенного совершенствования.

С.концентрации – происходит концентрация возбуждения в необходимых для осуществления навыка корковых зон. В посторонних зонах активность подавляется дифференцировочным торможением. Включаются лишь необходимые мышцы и только в нужные моменты движения. Навык на этой стадии уже сформирован, но ещё непрочен.

С. Стабилизации и автоматизации – в результате многократного повторения появляется стабильность навыка, снижается сознательный контроль, т.е. возникает автоматизация навыка. Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.

Особое значение в обработке моторных программ имеют обратные связи. Инфа поступает в нервные центры по ходу движения ислужит для сравнения с эталоном. При их несовпадении возникают импульсы рассогласования и в программу носятся поправки – сенсорные коррекции. Имеет значение речевая регуляция движений (указания тренера, внутренняя речь).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: