Вопрос 3. Ношение кольца, нити и т.п.




Тема III. Защита Пророком (мир ему и благословение Аллаха) неприкосновенности единобожия.

 

Пророк, e, заботился о своей общине и делал все возможное для того, чтобы она была могущественной и непоколебимой, была верна единобожию и сторонилась всех путей, которые приводят к тому, что противоречит единобожию или же несовместимо с ним. Всевышний Аллах сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (ат-Тауба, 128).

Пророк, e, неоднократно запрещал приобщать сотоварищей к Аллаху, предостерегал от многобожия и грозил суровым наказанием. Он не уставал повторять об этом и использовал любые слова для того, чтобы уберечь чистое единобожие – религию Ибрахима, с которой он был отправлен, от любых слов и поступков, разрушающих или умаляющих единобожие. Примеров этого в Сунне очень много. Пророк, e, привел убедительные доводы, рассеял сомнения, не оставил места для оправдания и разъяснил прямой путь.

Из следующих пунктов станет ясно, как избранник Аллаха, e, оберегал единобожие и преграждал любые пути, ведущие к многобожию и лжи.

 

Вопрос 1. Заклинания.

а) Определение.

Заклинания – это молитвы, которые читают, поплевывая во время чтения, чтобы больной исцелился и выздоровел. Эти молитвы могут быть взяты как из Священного Корана, так и из пророческих преданий.

 

б) Религиозное постановление.

Читать заклинания разрешается, и тому есть множество доказательств.

Передают, что Ауф бин Малик рассказывал: «Во времена невежества мы читали заклинания, и однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, что ты думаешь по этому поводу?» Он сказал: «Покажите мне ваши заклинания. Нет ничего плохого в заклинании, если в нем нет проявлений многобожия». Этот хадис передал Муслим.[1]

Передают, что Анас бин Малик рассказывал: «Посланник Аллаха, e, разрешил читать заклинания от сглаза, от яда и от волдырей, появляющихся на боку». Этот хадис передал Муслим.[2]

Передают, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кто может помочь своему брату, пусть сделает это». Этот хадис передал Муслим.[3]

Передают, что Аиша рассказывала: «Если кто-либо из нас заболевал, то посланник Аллаха, e, проводил по нему правой рукой, а затем говорил: «Господи, избавь от беды и исцели, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления – исцеления, которое не оставляет недуга». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[4]

 

в) Условия.

Заклинания являются дозволенными и правильными при выполнении следующих условий:

1. Нельзя полагать, что они приносят пользу сами по себе, независимо от воли Аллаха, и если люди полагают, что заклинания приносят пользу сами по себе, то читать их запрещается. Более того, это является проявлением многобожия. Необходимо верить в то, что заклинания являются всего лишь причиной и не могут принести пользу без дозволения Аллаха.

2. Заклинания не должны содержать слов, противоречащих шариату, например, молитв, обращенных не к Аллаху, к джиннам и т.п. Такие заклинания запрещены и даже являются проявлением многобожия.

3. Заклинания должны быть ясными и понятными. Не разрешается читать непонятные или шарлатанские заклинания.

Однажды имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, спросили: «Можно ли читать заклинания или просить, чтобы тебе прочли заклинания?» Он ответил: «В этом нет ничего плохого, если читаются хорошие слова».

 

г) Запрещенные заклинания.

Любые заклинания, не удовлетворяющие всем перечисленным ранее условиям, являются запрещенными. Заклинания запрещаются, например, если читающий его или тот, кому его читают, полагает, что оно приносит пользу и воздействует само по себе, или если оно содержит обращения, относящиеся к проявлениям многобожия, неверия или ереси, или если оно является неясным по смыслу.

 

Вопрос 2. Амулеты.

а) Определение.

Амулетами называются талисманы, бусины, кости и тому подобные предметы, которые вешают на шею для того, чтобы обрести благо или предотвратить зло. Во времена невежества арабы вешали их на детей и полагали, что они защитят их от сглаза.

 

б) Религиозное постановление.

Ношение амулетов запрещено. Более того, они относятся к проявлениям многобожия, потому что, поступая таким образом, человек связывает свои надежды с амулетом, а не с Аллахом. Никто не способен отвратить зло, кроме Аллаха, и поэтому просить об этом можно только Аллаха или посредством Его имен и качеств.

Передают, что Ибн Масуд рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, e, сказал: «Заклинания, амулеты и ворожба являются проявлениями многобожия». Этот хадис передали Абу Давуд и аль-Хаким.[5]

Передают, что Абдуллах бин Укейм рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким.[6]

Передают, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким.[7]

Передают также, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал Ахмад.[8]

Эти и другие похожие тексты предостерегают от всех амулетов, содержащих элементы многобожия, потому что арабы, в основном, носили именно такие амулеты. Они были запрещены именно потому, что содержали элементы многобожия и побуждали людей связывать надежды с чем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

 

в) Богословы разошлись во мнениях относительно ношения амулетов, содержащих аяты из Священного Корана. Одни ученые разрешали носить их, а другие считали это запрещенным и не позволяли вешать на шею коранические аяты для исцеления от недуга. Это мнение является самым правильным по четырем причинам.

Во-первых, запрет на ношение амулетов носит общий характер, и священных текстов, которые бы конкретизировали его, нет.

Во-вторых, это предотвращает еще больший грех, потому что ношение коранических аятов может привести к тому, что люди станут надевать на шею и другие амулеты.

В-третьих, если человек надевает на шею коранические аяты, то он обязательно будет проявлять к ним неуважение при отправлении естественной нужды, подмывании и т.п.

В-четвертых, в мусульманской традиции указывается определенный способ излечения посредством Корана. Это – чтение Корана больному, но не более того.

 

Вопрос 3. Ношение кольца, нити и т.п.

а) Во времена невежества арабы надевали на себя кольца из железа, золота, серебра, меди и т.п., а также шерстяные, хлопчатобумажные и прочие нити, чтобы отвратить зло, обрести благо или уберечься от сглаза. Всевышний Аллах сказал: «Ска­жи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповаю­щие» (аз-Зумар, 38); «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (аль-Исра, 56).

Передают, что Имран бин Хусайн рассказывал: «Однажды Пророк, e, увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Тот ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Тогда он сказал: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не преуспеешь». Этот хадис передал Ахмад.[9]

Хузейфа, увидев на руке мужчины шнурок от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106).

б) Ношение колец, нитей и т.п. с таким намерением запрещено, и если носящий их считает, что они оказывают воздействие сами по себе, то он совершает великое многобожие и приобщает сотоварищей к Аллаху в господстве. Объясняется же это тем, что такой человек верит в то, что наряду с Аллахом существуют и другие творцы, управляющие делами во вселенной. Аллах далек от всего, что Ему приобщают в сотоварищи!

Если же он полагает, что все происходит по воле Аллаха, и что кольцо или нить являются всего лишь средством для достижения желаемого, тогда как в действительности они не относятся к таковым, то он совершает малое многобожие. Причина же этого заключается в том, что он принял за средство для достижения желаемого предмет, который в действительности не является таковым, и обратил к нему свою душу. Такой поступок может привести к великому многобожию, если человек привяжется к этому предмету всей душой и свяжет с ним надежды на обретения блага и избавление от беды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: