Динамика развития психологии в гуманитарных вузах г. Минска




Деятельность кафедры психологии и педагогики Института культуры

Кафедра психологии и педагогики была основана в 1981 г. как общеинститутская. Она стала обеспечивать чтение следующих курсов: общая психология, возрастная, педагогическая и социаль­ная. Организовывал кафедру кандидат психологических наук, до­цент Михаил Захарович Яновский, который до этого был доцентом кафедры психологии БГУ.

Вначале психолого-педагогическая подготовка была спланиро­вана как сквозная по всем факультетам (факультет работников культуры, художественного творчества, библиотековедения и биб­лиографии). Затем началась профилизация. Вопросы развития психологии неоднократно рассматривались на ректорате и ученом совете.

В формировании библиотечного фонда кафедры большую по­мощь оказал БГПУ им. М. Танка и библиотека Республиканского института усовершенствования учителей. На кафедре активно создавалась материальная база. Акцент делался на приобретение психологической аппаратуры (электроэнцефалограф, измеритель последовательности реакций, аппаратура для измерения зритель­ной и слуховой функций, особенностей нейродинамики, психомоторики и др.) Стала организовываться методическая работа со все­ми категориями, в том числе с преподавателями института по пси­хологии высшей школы.

Проводилась большая работа по организации исследователь­ской работы. Только за первый год работы кафедры на студенчес­кую научную конференцию было представлено 35 докладов. Обмен опытом работы проводился с институтами Ленинграда, Харькова, Ровно, Каменец-Подольска и др.

В первые годы был укреплен кадровый состав кафедры. В ка­честве преподавателей начали работать кандидат психологических наук СВ. Овдей, кандидат педагогических наук А.Б. Каганов, пре­подаватели В.А. Янчук, Г.В. Максюта. Особое внимание было уде­лено организации научно-исследовательской работы студентов: на­чали работать кружки «Экспериментальной психологии» (руко­водители доцент М.З.Яновский, ст. преподаватель В.А.Янчук), «Воспитание искусством?- (руководитель доцент Я.Д. Григорович).

Характерной особенностью научных исследований студенток было то, что они носили экспериментальный характер, а экспери­ментальной базой были студенческие творческие коллективы, уче­нические и молодежные коллективы самодеятельного творчества.

Преподаватели кафедры начали выполнять хоздоговорные ра­боты с совхозом «Комсомолец» Дзержинского района (руководи­тель доцент М.З. Яновский), социально-психологической темати­ки в колхозе «Заветы Ленина» Столинского района (руководитель доцент А,Б. Каганов), в Минском рыбокомплексе. Министерстве жилищно-коммунального хозяйства БССР (руководитель доцент Крючек В.К., ст. научный сотрудник Соколова А.В.), в колхозе «Родина Я. Коласа» Столбцовского района (руководитель доцент М.З. Яновский). К этой работе преподаватели активно привлекали студентов факультетов библиотековедения и библиО1рафии, куль­турно-просветительной работы, музыкально-творческих специали­заций.

Одновременно коллектив кафедры начал разрабатывать комп­лексную научную тему: «Психолого-педагогические основы повы­шения качества подготовки специалистов культуры» (научный ру­ководитель доцент М.З. Яновский).

В этот период была открыта лаборатория научных основ реакриологии. Научным руководителем лаборатории был ведущий специа­лист в республики в области психофизиологии доцент В.Н. Марголин, научные сотрудники Н.А. Пиунова, Г.К. Колюжнова разрабо­тали содержание и прикладную тематику работы лаборатории с ориентацией на изучение вопросов восстановления работоспособ­ности и профилактики умственного утомления работников разно­го профиля с использованием музыкотерапии, массажа, аутоген­ной тренировки. Сотрудники лаборатории начали проводить при­кладные исследования по оптимизациитруда и отдыха работников разных предприятий г. Минска и республики. Одновременно на базе лаборатории ее сотрудниками проводилась большая работа по психодиагностике психофизиологической направленности, обуче­нию студентов методам оценки функциональных состояний, повы­шению умственной работоспособности, приобщению студентов к научно-исследовательской работе.

С 1989 г. значительно расширился диапазон психолого-педаго­гической подготовки студентов института: для студентов всех спе­циальностей были введены курсы социальной психологии, психо­логии художественного творчества; для подготовки будущих педа­гогов социокультурной сферы были введены учебные курсы: меди­цинская психология, психодиагностика, патопсихология, психотера­пия, психология управления, психология аномального ребенка. Учебные занятия по этим дисциплинам проводили ведущие психо­логи: доктор психологических наук, профессор А.Т. Ростунов, доктор социологических наук А.В. Рубанов, доктор философских наук И.Ф. Селезнев, доктор психологических наук, профессор Е.С. Слепович, доктор психологических наук, профессор Т.М. Савельева, доцент З.А. Апацкая, врач-психотерапевт О.С. Гладкевпч, доцент СЕ. Залесская.

Преподаватели кафедры активно проводили тучную работу и выступали на всесоюзных конференциях в Москве, Киеве, Барнау­ле и др. городах.

Впервые в республике на кафедре психологии и педагогики совместно с кафедрой теории музыки был разработан и введен в подготовку студентов музыкальных специализаций курс по музыкаль­ной терапии (ст. преподаватель Н.И. Ивченко, доцент А.И. Смагин).

Этому предшествовало проведение в разное время (1989—1995 гт.) студентами экспериментальных работ по изучению влияния музыки на функциональное состояние зрительного анализатора (О.В. Суп­рун), времени простой и сложной сенсомоторной реакций, ре­акции на движущийся объект, кинестетической чувствительности (В. Пилютик), процессов кратковременной и долговременной па­мяти (Т.Н. Бекиш). С 1995 г. на кафедре был введен спецкурс по музыкальной терапии.

Такая содержательная работа коллектива кафедры по психолого-педагогической подготовке студентов института (в дальней­шем университета), безусловно, способствовала повышению про­фессионализма специалистов культуры и искусства, приобщению их к научным поискам В области человековедения [47, с. 195—199].

В 2001 г. М.З. Яновский работал доцентом кафедры психоло­гии и педагогики Республиканского института высшей школы БГУ. До 2002 г. этой кафедрой заведовала доктор психологических наук Наталья Федоровна Вишнякова. Она it 1972 г. с отличием за­кончила Винницкий государственный педагогический институт по специальности «преподаватель музыки». Получила вторую специ­альность «практический психолог» в Белорусском государствен­ном педагогическом университете в 1994 г.

В 1980 г. она стала кандидатом педагогических наук. Тема диссертации — «Развитие творческой активности личности в про­цессе музыкальной деятельности». Защита состоялась в совете НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. В 1997 г. Н.Ф. Виш­някова защитила диссертацию на соискание ученой степени докто­ра психологических наук на тему «Психологические основы разви­тия креативности в прогрессивной акмеологии». Научный консуль­тант — доктор психологических наук, профессор Я.А. Пономарев. Защита диссертации проходила в Психологическом институте Российской академии образования.

С 1972 г. она работала преподавателем Винницкого государ­ственного педагогического института, затем закончила очную аспи­рантуру при Московском НИИ художественного воспитания. С 1979 по 1984 г. была заведующей кафедрой музыкальной педагогики Криворожского пединститута, затем в 1984—1988 гг. заведовала ка­федрой методики музыкального воспитания Мелитопольского пе­динститута. В период с 1988 по 1994 г. Н.Ф. Вишнякова — доцент кафедры психологии и педагогики Минского института культуры и БП1У. С 1994 по 2000 г.— заведующая кафедрой психологии и педагогики в Республиканском институте высшей школы БГУ

С 2000 г. она является ведущим научным консультантом на­учно-исследовательского отдела Института управления и предпри­нимательства.

Основными учебно-методическими н научными работами Н.Ф. Вишняковой являются: «Креативная психопедагогика. Пси­хология творческого обучения» (Мн., 1995), «Конфликт — это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии» (Мн., 1996), «Теория и практика креативной акмеологии» (Мн., 1999) и др. Ряд работ издавался за рубежом.

Н.Ф. Вишнякова является Действительным членом Академии акмеологических наук. Награждена второй премией специального фонда Президента Республики Беларусь за разработку государ­ственного стандарта по циклу гуманитарных дисциплин.

История развития психологии в Белорусской национальной академии музыки

В 1984 г. вышла книга «Белорусская государственная консер­ватория», посвященная 50-летию ее создания. Статья о кафедре психологии и педагогики была написана заведующим кафедрой, кандидатом психологических наук, доцентом Бенедиктовым Серге­ем Борисовичем. Тема его кандидатской диссертации — «Психоло­гический анализ одновременного восприятия и воспроизведения связанной речи». Работа была защищена в Вильнюсе в 1974 г. Ка­федра была образована в 1978 г. на базе постоянно действующего с 1976 г. научно-педагогического семинара с профессорско-препода­вательским составом но психолого-педагогическим проблемам. С мо­мента создания кафедры работа велась в тесном содружестве с Республиканским методическим кабинетом по учебным заведени­ям искусств. В 1980 г. сформировался совет по методическому обеспечению музыкального образования (руководитель Булыго К.), разрабатывались учебные и методические пособия по психолого-педагогическому циклу дисциплин.

Кафедра сотрудничала с другими профильными кафедрами творческих вузов. В дальнейшем с 1986 г. кафедру возглавил до­цент Вадим Леонтьевич Яконюк, ныне первый проректор консер­ватории, доктор педагогических наук, профессор.

В.Л. Яконюк закончил в 1969 г. Белорусскую государственную консерваторию. В 1977 г. защитил в Москве диссертацию на тему «Профессиональные интересы студентов педвуза и пути их разви­тия» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а в 1995 г. в Минске докторскую диссертацию по педагогическим наукам на тему «Генезис мотивации профессиональной деятель­ности музыканта».

В своих исследованиях В.Л. Яконюк широко изучает пробле­мы психологии музыкальной деятельности (мотивация, потребнос­ти, интересы, способности и др.). Основные публикации; «Разви­тие интереса к профессии учителя музыки» (Мн., 1979), «Музы­кант. Потребность. Деятельность* (Мн., 1993) и др. В.Л. Яконюк — автор концепции Государственной программы поддержки творчес­ки одаренных детей и молодежи.

Кафедра педагогики и психологии Академии физического воспитания и спорта

14 февраля 1944 р. Постановлением № 200 п. 14 СНК СССР в Минском институте физического воспитания была организована кафедра педагогики и психологии.

Дисциплины психолого-педагогического цикла читались доцен­тами А-Ф. Порошковым, СИ. Турченко, М.В. Макаревичем, старши­ми преподавателями М.А. Шаткиным, Г.И. Кабак.

Значительный вклад в развитие и становление кафедры внесли: профессор А.Г. Григорьева, доценты Д.Я. Богданова, А.Л. Вайн-штейн, М.Я. Мышко, Л.В. Калашникова, ЕА Казаков, В.К. Петро­вич, М.А. Ярмолович, Н.К. Волков, О.М. Чикова, И.С. Дятловская, Э.А. Лиштованная, ст. преподаватель Н.М. Коршунова и др.

Кафедрой заведовали: с 1945 по 1946 г.— доцент А.Ф. Порош­ков; с 1946 по 1947 г.— доцент СИ. Турченко; с 1947 по 1954 г.— старший преподаватель М.А. Шаткин; с 1955 по 1982 г.— профес­сор А.Г. Григорьева; с 1983 по 1998 г.— заслуженный мастер спорта СССР, четырехкратная олимпийская чемпионка, заслуженный де­ятель физической культуры БССР, профессор Е.Д. Белова; с 1998 по 1999 г.— кандидат психологических наук, доцент Г.И. Метель-ский; с 1999 по 2000 г. — кандидат психологических наук О.Я. Ко-ломинская, а с 2000 г. кафедру возглавляет доктор психологичес­ких наук, доцент Людмила Владимировна Марищук. В 1999 г, она успешно защитила в Санкт-Петербургском университете доктор­скую диссертацию по теме «Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития», которая стала логическим продолжением проводимых ею и ее учениками иссле­дований в этой области.

Л.В. Марищук родилась в г. Ленинграде. Закончила школу, а в 1980 г.— Ленинградский государственный педагогический инсти­тут им. Герцена, факультет иностранных языков. После школы по­лучила значительную психологическую практику в качестве лаборанта в Московском НИИ авиационной и космической медицины. После окончания института работала переводчиком в Республике Куба, преподавала испанский язык сотрудникам группы советских специалистов и впервые столкнулась с фактом неуспешности усво­ения иностранного языка людьми, успешными в других видах — инженерами высокой квалификации, профессионалами в своей области. Это послужило толчком к исследованию проблемы обуче­ния иностранным языкам и развития способностей к этому виду деятельности. Экспериментальные исследования в области успеш­ности и неуспешности при изучении иностранного языка с учетом способностей и других индивидуальных особенностей привели в 1992 г. к защите диссертации на соискание ученой степени канди­дата педагогических наук в Минске, куда она переехала в 1989 г.

После переезда она работала в Национальном институте обра­зования научным сотрудником, а затем возглавила кафедру психо­логии открытой в этом же институте магистратуры; училась в очной докторантуре.

Начиная с 2000 г. Л.В. Марищук стала активно работать со своими сотрудниками, в том числе, и в области психологии спорта.

Ее монография «Способности к изучению иностранного языка и новые подходы к накоплению лексического запаса» (Мн., 1997) отражает основные результаты исследования в сочетании с более чем 80 публикациями.

Кафедра осуществляла психолого-педагоги чес кую подготовку преподавателей и организаторов физической культуры для работы в учебных заведениях и других учреждениях по физической куль­туре и спорту, проводила методическую работу по совершенствова­нию учебного процесса, выпуску методической литературы, содей­ствовала подготовке спортсменов высокого класса и повышению психолого-педагогических знаний тренеров Республики Беларусь. Сотрудники кафедры оказывали учебную и учебно-методическую помощь другим вузам, спортивным обществам и организациям: Республиканскому институту профессионального образования, школам города Минска, училищам Олимпийского резерва, учителям физкультуры и тренерам Республики Беларусь; принимали участие в написании учебников по педагогике и психологии для высших и средних учебных заведений и др.

Длительное время доцент кафедры Н.К. Волков руководил «Школой общения», в которой студенты Академии приобретали навыки психорегуляции и взаимодействия. Ежегодно в «Школе» занималось 30—45 человек, за время ее работы подготовлены: 1 лауреат и 2 победителя Всесоюзного конкурса студенческих научных работ; А победителя Республиканских конкурсов студенческих на­учных работ: 17 инструкторов-методистов по аутогенной трени­ровке для работы со сборными командами по видам спорта; 3 пси­холога сборных команд Республики Беларусь.

За годы своего существования кафедра педагогики и психоло­гии стала самостоятельным учебно-научно-методическим струк­турным подразделением Академии физического воспитания и спорта Республики Беларусь.

Преподаватели кафедры осуществляют учебно-методическую подготовку студентов по дисциплинам: «Педагогика», «Психоло­гия», «Психология физической культуры и спорта», «Введение в специальность» на I, II и III курсах очного и I, III и IV курсах за­очного отделения трех факультетов.

С октября 2000 г. при кафедре возобновила работу психолого-педагогическая студенческая научная лаборатория, которую возгла­вила старший преподаватель Е.В. Мельник.

В разное время активно сотрудничали с кафедрой работающие в том же институте на должности заведующих кафедрой плавания кандидаты психологических наук, доценты B.C. Дьяченко и IO.A. Коломийцев. Последний, в частности, был организатором четырех международных конференций психологов спорта, для проведения которых привлекались и сотрудники кафедры педагогики и психо­логии.

Развитие психологии в Национальном институте образования и Академии наук Республики Беларусь

Психологическая служба Национального института образования Республики Беларусь

Национальный институт образования Республики Беларусь был основан в 1929 г. в Минске. Первым его директором был П.Я. Панкевич.

Отделение психологии в структуре института было образовано в 1990 г. В НИИ педагогики Министерства образования БССР на­чинали свою профессиональную деятельность известные сегодня психологи Р.И. Водейко, А.Л. Вайштейн, А.Я. Миленький, И.М. Ро-зет, Я.С. Рапоцевич, A.M. Прощицкая, А. К. Паншина, Л.И. Шумская и др.

В период с 1986 по 1996 г. в институте работал доктор психо­логических наук, профессор А.Т. Ростунов. Он возглавил исследование фундаментальных проблем: «Формирование психологичес­кой подготовленности к работе и выбору профессии», «Психоло­гия высшей школы»-.

С 1975 г. в институте работает Татьяна Митрофановна Савель­ева. Она родилась в д. Бестрень Могилевской области. Училась в Минском псдагоП1ческом институте им. М. Горького на факультете педагогики и методики начального образования (1958—1962 гг.). За­кончила аспирантуру при Минском Государственном педагогическом институте им. М. Горького (кафедра психологии) (1968—1971 гг.). Тема кандидатской диссертации «Возможности владения младшими школьниками методом лингенетического анализа».

С 1976 по 1990 г. Г.М.Савельева проводила эксперименталь­ные исследования на комплексной основе в отделе начального образования, который она возглавляла в эти годы. Под ее руковод­ством и при помощи специалистов разного профиля — физиоло­гов, врачей-гигиенистов, дидактов, методистов, руководителей на­родного образования и учителей — в НИИ педагогикиМО БССР были проведены фундаментальные исследования по обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников. Выполнены 3 темы-заказа Министерства образования нашей республики:

1. «Проблемы образовательно-воспитательного процесса в 1—3 классах школы с началом обучения в 6 лет» (1976—1980 гг.). Исследования проводились на базе средней школы № 130 г. Минска (учителя-исследователи: М.К. Демьянович, А.А. Трухан, Т.П. Безмен и др.). В результате эксперимента было издано несколько сборников научных трудов.

2. «Содержание, формы и методы обучения учеников подготовительных и 1—3 классов городских и сельских школ, которые работают в режиме 5-дневной учебной недели» (1982—1985 гг.). Исследование проводилось на базе двух районов — Советского в Минске и Клецкого в Минской области. К нему было подключено более 500 учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. Исследование охватило более 16 тыс. детей. В результате были изданы сборники научных трудов: «Книга для учителя (1-й класс)», под ред. Т.М.Савельевой, 1987 г.; «Книга для учителя (2-й класс)», под ред. Т.М. Савельевой, 1990 г.

3. «Формирование самостоятельной деятельности учеников начальных классов сельских малокомплектных школ» (1986—1990 гг.). Исследование проводилось на базе 27 сельских малокомплектных школ Минского района. По его результатам были изданы статьи, проведено несколько научно-практических семинаров. В 1985 г. на базе малокомплектных школ Брестской области прошел Всесоюз­ный научно-практический семинар и издан сборник «Усовершен­ствование обучения и воспитания школьников начальных классов малокомплектных школ» (под ред. Т.М. Савельевой, 1985 г.).

В 1993 г. Т.М. Савельева защитила в Москве (Институт психо­логии РАО) докторскую диссертацию на терму «Психологические основы начального обучения языку в ситуации близкородственно­го билингвизма». С 2000 г. продолжает работать в Национальном институте образования Республики Беларусь в должности заведу­ющей отделом психологии развивающего образования.

После того, как в 1990 г. в структуре института было создано отделение психологии, круг научно-исследовательских работ зна­чительно возрос. К проводимым исследованиям начали присоеди­няться и нештатные сотрудники, которые работали в институте по совместительству. Совместители выполняли и научно-организа­торские функции. Они руководили структурными подразделения­ми и одновременно возглавляли проведение научных исследова­ний. Так, с 1 октября 1990 г. по 15 февраля 1993 г. отделением пси­хологии руководил доктор психологических наук, профессор ЯЛ. Ко-ломинский, а кандидат психологических наук Н.А. Цыркун воз­главляла лабораторию социальной и этнической психологии и одновременно с этим была научным руководителем исследований в названной лаборатории.

В период с 1993 по 1994 г. в институте работал (по совмести­тельству) доктор психологических наук, профессор Л.А. Кандыбович. Он являлся активным разработчиком темы «Психология высшей школы».

В период с 1 апреля 1993 г. по 15 апреля 1994 г. отделение пси­хологии возглавлял кандидат психологических наук И.А. Фурма­нов. Одновременно он являлся научным руководителем по разра­ботке актуальных проблем, которые исследовались в лаборатории практической и экспериментальной психологии.

Игорь Александрович Фурманов родился в 1960 г. В 1981 г. он закончил педагогический факультет Белорусского государственно­го института физической культуры. Затем там же закончил аспи­рантуру и в 1986 г..защитил диссертацию на соискание ученой сте­пени кандидата психологических наук в Москве, в Институте пси­хологии АН СССР на тему «Содержание и динамика мотивов ко­мандной игровой деятельности спортсменов*.

В период с 1986 по 2000 г. работал младшим, старшим на­учным сотрудником в ряде научно-исследовательских учреждений

г. Минска. Далее — заведующий лабораторией и заместитель ди­ректора по научной работе Национального института образования. В 1998 г. защитил в совете БГПУ им. М. Танка диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения на подростковом и юношеском этапах онтогенеза». Его научным консультантом был Я.Л. Коломинский.

В 2000 г. он был избран по конкурсу заведующим кафедрой психологии БГУ.

Основными научными работами И.А. Фурманова являются: «Детская агрессивность; динамика и коррекция» (Мн., 1996), «Пси­хологические основы диагностики и коррекции нарушений поведе­ния у детей подросткового и юношеского возраста» (Мн., 1997), «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попе­чительства» (Мн., 1999 (в соавт.) и др. Всего имеет более 110 пуб­ликаций.

С 15 апреля 1994 г. (данные на 1 сентября 1999 г.) возглавляла отделение психологии и руководила научными исследованиями, которые проводятся в лаборатории психологии обучения и разви­тия личности, доктор психологических наук, профессор Т.М. Са­вельева. В отделении психологии 3 лаборатории: социальной и этнической психологии (заведует лабораторией кандидат психоло­гических наук, старший научный сотрудник М.С. Стрельцына); экспериментальной и практической психологии (заведует лабора­торией кандидат психологических наук А.А. Аладьин); психологии обучения и развития личности (заведует лабораторией кандидат психологических наук, доцент В.Я. Баклагина).

Работают здесь 4 доктора психологических наук: Я.Л. Коло­минский, М.А. Кремень, Т.М. Савельева, И.А. Фурманов; 6 канди­датов психологическихнаук: А.А. Аладьин, В.Я. Баклагана, О.Я. Жоломи некая, Н.Ю. Клышевич, В.Е. Морозов; 2 научных сотрудника: А.М. Амелишко, Л.А. Багрицевич; 2 младших научных сотрудника П.П. Колесников, В.В. Егоров; лаборант Н.Г. Коноплина.

С 1990 но 1999 г. сотрудниками был проведен рял научные исследований по актуальным вопросам теории и практики обуче­ния, воспитания и развития личности:

1. Особенности развития этнического самосознания у детей, которые проживают на территории Республики Беларусь (испол­нитель — кандидат психологических наук В.А. Кривошеев).

2. Социально-психологические закономерности развития лич­ности в онтогенезе (исполнители — Я.Л. Коломинский (научный руководитель), Н.А. Цыркун, О.Я. Коломинская, М.С. Стрельцына, В.А. Кривошеев; соисполнители — Б.П. Жизневский).

3. Социально-психологические закономерности и условия развития одаренности у детей (исполнители — Н.А. Цыркун (научный руководитель), О.Я. Коломинская, М.С. Стрельцына; соисполни­тель — В.А. Кривошеев).

4. Методологические и методические принципы психолого-педагогической диагностики учеников разных возрастных групп (исполнители — И.А. Фурманов (научный руководитель), А.А. Аладьин, A.M. Амелешко).

5. Психопрофилактика и коррекция деструктивного поведения учеников (исполнители — И.А. Фурманов (научный руководитель), А.А. Аладьин, П.П. Колесников, А.Н. Чернов, Т.Ф. Меркулова).

6. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в специальных учреждениях системы образования (исполнители — И.А. Фурманов (научный руководитель), А.А. Аладьин, A.M. Амелешко, Т.И. Краснова).

7. Концепция национальной начальной школы (исполнители — Т.М.Савельева (научный руководитель), Л.И. Афанасенко, Г.Д.Лосева, Н.А. Ворошкона).

8. Психологические основы формирования речевой деятельности шестилетних детей в ситуации близкородственного билингвизма (исполнитель — Т.М. Савельева).

9. Психолого-педагогические основы развивающих технологий обучения младших школьников предметам гуманитарного цикла (исполнители — Т.М. Савельева (научный руководитель), Л.В. Марищук).

10.Психолого-педагогические основы функционирования творческого мышления и деятельности в условиях беспрерывного образования (исполнители — В.Я. Баклагина (научный руководил ель), соисполнители — А.И. Петрущик, Н.А. Петрукович, И.Т. Абрамович).

11.Методы диагностики и развития одаренной личности (исполнители — Н.А. Цыркун (научный руководитель), М.С. Стрельцына, О.Я. Коломинская, СВ. Талайка).

Теоретико-экспериментальное исследование особенностей отражающей функции психики школьников в онтогенезе (исполнители — М.А. Кремень (научный руководитель), В.М. Водлозеров (С.-Петербург), В.Е. Морозов, М.А. Жинко (инженер-програмист), И.С. Пресман (математик), В.Т. Станкевич (инженер), Т.Н. Шершнева).

13.Разработка теоретических основ и методического обеспечения психологического консультирования в школе (исполнители — М.С. Стрельцына (научный руководитель), О.Я. Коломинская, СВ. Талайка).

14.Разработка теорий и методических основ формирования образа новых условий жизнедеятельности как психологической основы опережающей адаптации (исполнители — М.А. Кремень (научныйруководитель), В.Е. Морозов, В.В. Егоров).

15.Исследование влияния утомляемости учеников 1-х и 5-х классов на эффективность процесса обучения (исполнители — М.А. Кремень (научный руководитель), В.Е. Морозов, соисполнители — В.М. Водлозеров (С-Петербург).

16.Психосоциальнаяпомощь семье в реадаптации ребенка с нарушениями физического здоровья (исполнители — А.А. Аладьин (научный руководитель), A.M. Амелешко, A.M. Туровец).

17.Психолого-педагогические основы развития мышления учеников в системе беспрерывного обучения (исполнители — Т.М. Савельева (научный руководитель), В.Я. Баклагина, Л.А. Багрицевич, соисполнитель — А.И. Петрущик).

Кроме проведения научных исследований сотрудники отделе­ния много делают для подготовки высококвалифицированных кадров республики. Они читают лекции, проводят практические занятия для студентов, магистрантов, организовывают научно-тео­ретические семинары для аспирантов, консультации для практи­ческих психологов, которые работают в системе образования, чита­ют лекции для учителей и родителей по актуальным психологичес­ким проблемам обучения, воспитания и развития личности в но­вых социально-экономических условиях.

Одной из очень острых научных проблем для Беларуси явля­ется чернобыльская. Психологи республики получили возмож­ность включиться в деятельность по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы только в 1991 г., когда было принято Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О комп­лексной целевой программе Белорусской ССР «Охране материн­ства и детства» в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС па 1991 — 1995 гг.». Головной организацией по реализации этой программы явился Белорусский научно-иссле­довательский институт образования Министерства образования Республики Беларусь. В 1993 г. при институте был создан Центр психолого-педагогических проблем Чернобыля для реализации комплексной целевой программы «Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В него входило 3 сектора: координационно-аналитический; инструмен­тальной психологии и психофизиологии и информационно-мето­дический, а также научно-методический кабинет психолого-педа­гогической помощи.

Директором Центра (позднее — отделения психолого-педаго­гических проблем Чернобыля) был назначен кандидат психологи­ческих наук Л.А. Пергаменщик.

Леонид Абрамович Пергаменщик — доктор психологических наук. В 1973 г. закончил отделение философии Белорусского госу­дарственного университета. В 1985 г. защитил в Ленинградском го­сударственном университете кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие руководителем социально-психологической структу­ры первичного инженерного коллектива». В 2000 г. в Белорусском государственном педагогическом университете защитил доктор­скую диссертацию на тему «Социально-психологическая адапта­ция человека к кризисным событиям жизненного пути».

С 1991 г. участвовал в реализации государственной програм­мы «Социально-психологическая реабилитация и социально-пра­вовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС». С 1992 г. под его научно-методическим ру­ководством Центр приступил к организации центров (пунктов) психологической помощи и поддержки в различных городах и на­селенных пунктах. С 1993 г. Л.А. Пергаменщик — директор Центра психолого-педагогических проблем Чернобыля. Организовывал и проводил научные исследования по проблемам психологических последствий катастрофы на ЧАЭС.

С 1994 г. в Беларуси по инициативе и под научным руковод­ством Л.А. Пергаменщика проводятся ежегодные международные конференции «Социально-психологическая реабилитация населе­ния, пострадавшего от техногенных и экологических катастроф» (1994-2001 гг.).

Л.А. Пергаменщик стоял у истоков создания научно-практи­ческого направления — «кризисная психология». Теорет1гческие аспекты кризисной психологии изложены в пяти сборниках на­учных статей (1994, 1995, 1997, 1999, 2001 гг.). Л.А. Пергаменщик считает студентам-психологам Белорусского педагогического уни­верситета спецкурс «Кризисная психология». Имеет большую прак­тику организации и проведения психологической помощи в раз­личных кризисных ситуациях.

Л.А. Пергаменщик — автор более 100 монографий, книг, мето­дических пособий, статей. Среди них: «Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы» (1994 г.), «Психоло­гические проблемы адаптации мигрантов» (1996 г.), «Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум» (1997 г.), «Список Робинзона, Психологический практикум» (1998 г.), «Кри­зисная психология. Учебно-методическое пособие» (2001 г.).

С 2001 г. он работает заведующим кафедрой психологии управления в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

В период с 1993 по 1997 г. отделение психолого-педагогичес­ких проблем Чернобыля проделало следующую научно-организа­торскую работу:

1) организовали и оказывали психосоциальную помощь населению;

2) осуществляли научно-методическое и организационное обеспечение деятельности республиканской сети психосоциальной помощи;

3) проводили научно-исследовательскую работу по направлениям: «Психология», «Социология», «Психофизиология», «Педагогика».

4) проводили комплексный мониторинг психосоциального статуса детей и подростков, проживающих в зоне радиационного загрязнения, а также разработали технологии психокоррекции и немедицинской психотерапии неадекватного поведения матерей и детей всех возрастов.

Помимо Л.А. Пергаменщика по Чернобыльской программе на­чинали работать Н.А. Березовин, О.В. Крыжа но вская, Г.И. Фролов, Л.Н. Яковенко. В 1999 г. в отделении психолого-педагогических проблем Чернобыля работали: 3 кандидата наук Л.А. Пергамен­щик, В.Ф. Швайко, СВ. Талайка); 3 научных работника (ПК. Ка-люжнова, Т.В. Мейкшанс, С.С. Гончарова); 4 младших научных со-трудшпеа Леснидкая, И.Н. Флейшер, А.Р. Чардымова, МИ. Якав-чук); инженер-программист (И.Е. Егорова); 2 лаборанта первой ка­тегории (О.В. Иванова, О.Н. Кастюкевич).

В институте большое внимание уделялось подготовке кадров высшей научной квалификации. С этой целью открыта аспирантуpa (1991 г.) и докторантура (1993 г.). Подготовка кадров осущес­твляется с отрывом и без отрыва от производства: в аспирантуре по 10 специальностям, в докторантуре — по 6.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты: доктор философских наук, профессор Н.И. Латыш, доктор соци­альных наук, профессор А.И. Левко, доктор педагогических наук, профессор В.У. Протченко, доктор педагогических наук, профессор В.В. Чечет, доктора психологических наук, профессора Л.А. Кандыбович. М.А. Кремень. Т.М. Савельева, И.А. Фурманов и др. Боль­шое внимание уделяется разработке новых и усовершенствованию существующих учебных программ для занятий с аспирантами по общенаучным дисциплинам учебного плана и для приема канди­датских экзаменов. Ведется разработка дополнительных программ для сдачи аспирантами и соискателями кандидатского минимума по всем специальностям. Большинство исследований связано с те­матикой, над которой работают в подразделениях института.

Всего аспирантами, докторантами, соискателями разрабатыва­лось около 200 диссертационных тем. Темы диссертации обсужда­ют на заседаниях лабораторий, секторов, отделов, ученых советах отделений. Докторанты, аспиранты и соискателя принимают участие в республиканских и международных конференциях, которые орга­низуются и проводятся Национальным институтом образования и вузами республики. Об этом свидетельствуют программы и сборни­ки материалов конференций: «Реформирование национальной систе­мы образования» (1996 г.), «Пути развития общеобразовательной школы» (1997 г.), «Теория и практика обучения языкам, литерату­рам и риторике в средней и высшей школе» (1993 г.) и др.

Согласно приказу Высшей аттестационной комиссии при Со­вете Министров СССР от 15 марта 1991 г. в Белорусском на­учно-исследовательском институте образования был создан специ­альный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Спецсовет составили 14 докторов и 7 кандидатов педагогических и психологических наук. С 1993 по 2000 г. функци­онировал Совет по защите диссертаций на соискание ученой степе­ни доктора педагогических и психологических наук. Совет прово­дит защиту диссертаций по трем специальностям:«общая педаго­гика» (по педагогическим наукам), «общая психология, история психологии», «педагогическая психология» (по психологическим наукам).

Развитие психологии в системе Академии наук Беларуси

Развитие психологической науки в системе АН Беларуси формально начинается с 1980 г., но в рамках данной организации долгие годы работали известные психологи, философы и педагоги, такие как С.Я. Вольфсон, П.Я. Панкевич и др.

Собственно исследовательские работы в области психологи­ческих наук начались в начале 70-х годов. Это был период выпол­нения исследований отдельными научными работниками, которые осуществляли свою деятельность в различных научных учрежде­ниях и в разных научных подразделениях. Провести полный на­учный анализ выполненных исследований невозможно. Такая исследовательская работа еще предстоит. Пока освещается только орган



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: