Этап № 5. «Расформирование: умирание и смерть команды»




Однако бывают ситуации, когда команда должна закончить свое существование. Это в особенности касается тех команд, которые были созданы для реализации специального проекта.

Когда поставленная цель достигнута, а проект успешно реализован, команда должна быть расформирована. Это означает, что она должна пройти через заключительный этап своего раз­вития.

Для того чтобы люди, задействованные в команде для реали­зации того или иного проекта, могли безболезненно перейти в новую команду и адаптироваться к новым условиям взаимодей­ствия, принять новые цели и легко войти в новую среду, что­бы они не скучали и не возвращались в мыслях к «прекрасному прошлому», необходимо сделать важные шаги. При расфор­мировании команды стоит произвести завершающие «ритуа­лы», которые помогут поставить точку, завершить предыду­щий этап жизненного пути, подвести итоги, чтобы в дальней­шем бывшие члены команды смогли начать жизнь с чистого листа (табл. 3.9).

Таблица 3.9- Краткое описание пятого этапа формирования команды

Этап Оппозиция Чувства, желания и состояние членов команды Социальный возраст
Смерть «Наше про­шлое — Мое будущее» Печаль расставания, гордость за про­шлые достижения, взаимная благодар­ность за совместно прожитое про­шлое, прощение и прощание... ...а также радость и предвкушение нового опыта Старость и подготовка к новому ро­ждению

На этапе прощания участники подводят итоги совместной деятельности, анализируют причины прошлых успехов и не­удач, вознаграждают героев, обмениваются последними слова­ми любви и благодарности, высказывают друг другу пожелания успешного будущего, строят личные планы на приобретение нового опыта в ожидающей их самостоятельной жизни. Деви­зом заключительного этапа развития команды могут стать слова

«Да здравствует жизнь!»

Для удобства и целостного видения этапов построения ко­манды предлагаю следующую таблицу (табл. ЗЛО), составлен­ную мной с использованием материалов, представленных в кни­ге С. Р. Филонович «Лидерство и практические навыки менед­жера»[15].

Таблица 3.10. Общее описание этапов формирования команды

Вопросы членов команды Межличност­ные отношения Проблемы, связан­ные с заданием Эффективное поведение лидера
1. Этап формирования - зависимое и исследующее поведение
Что представляют собой другие чле­ны команды? Что происходит? Чего от меня ожи­дают? Куда мы движемся и почему? Кто здесь лидер? Какие у нас цели? Как я вписываюсь в команду? Каков объем предстоящей работы? Молчание. Самоосознание. Зависимость. Поверхностный характер. Реактивное по­ведение. Неопределен­ность Ориентация членов команды. Создание комфорт­ной атмосферы в команде. Формирование ат­мосферы доверия. Установление. Прояснение целей отношений с лиде­ром «Вводные» мероприятия. Ответы на вопросы. Выработка оснований для взаимного доверия. Формирование модели ожидаемого поведения. Прояснение целей, правил, процедур и ожиданий
2. Этап «бурления» — разрешение внутригрупповых конфликтов
Как мы будем раз­решать разногла­сия? Как мы будем со­общать негатив­ную информа­цию? Можно ли изме­нить состав ко­манды? Как мы будем при­нимать решения при наличии раз­ногласий? Нужен ли нам именно такой ли­дер? Хочу ли я оста­ваться членом этой команды? Поляризация членов коман­ды. Формирование коалиций. Конкуренция межу членами команды. Разногласия с лидером. Оспаривание точек зрения других членов команды. Нарушение ко­мандных норм Управление кон­фликтами. Легитимизация продуктивного вы­ражения индивиду­альности. Преодоление груп­пового единомыс­лия. Анализ ключевых процессов команд­ной работы. Превращение про­тивостояния во взаимодействие Определение об­щего противника и укрепление ви­дения перспек­тивы. Порождение у членов команды приверженности ее целям. Превращение учеников в учи­телей. Эффективное по­средничество. Обеспечение признания дости­жений команды и ее отдельных членов. Укрепление стиля мышления «выиг­рыш-выигрыш»
3. Этап выработки норм - сплоченность
Каковы принятые С нормы и ожидания? Насколько я должен подчиняться ПРИНЯТЫМ нормам? Какую роль я должен играть? Поддержат ли меня? Куда мы дви­жемся? Каким должен быть мой вклад в работу команды и насколько я дол­жен быть предан ее целям? Сотрудничество. Игнорирование разногласий. Конформизм по отношению с стандартам ожиданиям. Покорность в отношении указаний лидера. Усиление меж­личностного притяжения. Преданность ко­мандному виде­нию перспективы Поддержание единства и связности. Дифференциация и уточнение ролей.   Определение уровня личного вклада в работу команды. Прояснение будущего. Решение вопроса об обязательствах в отношении будуще­го команды Помощь в распределении ролей между членами группы. Демонстрация поддержки членам группы. Обеспечение об­ратной связи. Формулирование видения перспек­тивы для членов команды. Помощь в форми­ровании привер­женности к виде­нию перспективы
4. Этап эффективного взаимодействия - решение проблем
Как мы будем не­прерывно совер­шенствоваться? Как мы можем ук­реплять иннова­ционный и твор­ческий подход к делу? Как мы можем ис­пользовать наши ключевые навыки! Какие усовершен­ствования могут быть привнесены в процессы нашей групповой работы Как мы можем поддерживать высо­кий уровень энер­гии и преданности целям группы? Высокое взаим­ное доверие. Безусловная преданность членов группы. Многосторон­ность взаимоот­ношений между членами груп­пы. Взаимное обу­чение и помощь в развитии. Предпринимательский дух. Самодостаточ­ность Укрепление ключе­вых навыков. Поддержание духа постепенного со­вершенствования. Предвидение нужд клиентов и предва­ряющие отклики на их запросы. Повышение темпов работы и сокращение сроков. Поощрение творческого подхода к решению проблем Поддержка одно­временно посте­пенного совер­шенствования и инноваций. Закрепление куль­туры качества в работе команды. Обеспечение регу­лярной обратной связи относитель­но функциониро­вания команды. Поддержка и на­правление членов команды. Помощь команде в предотвращении возврата к прой­денным стадиям развития
5. «Смерть команды - расставание и независимость
Что позволило нам быть эффек­тивными? В чем причины постигших нас неудач? Кто был наиболее полезен для успешности команды? Как мы можем вознаградить наших героев? Что я буду делать завтра? Взаимная благо­дарность. Теплые воспо­минания. Забота друг о друге. Выражение по­следних поже­ланий и добрых чувств друг другу Анализ успехов и неудач. Подведение итогов. Формулирование выводов. Оценка проделан­ной работы. Растождествление участников с их ко­мандными ролями. Индивидуальное планирование будущего Организация ритуала расставания и подведения ито­гов. Эмоциональная поддержка и по­мощь членам уми­рающей команды в прохождении через ритуал рас­ставания. Деролизация — освобождение участников от принятых ими ко­мандных ролей. Снятие с себя лидерской роли

 

Умения членов команды

Часто на супервизиях тренеры задают вопрос: «Чему учить участников на тренинге командообразования?!»

Действительно, готовясь к тренингу формирования коман­ды, тренеру бывает очень непросто предугадать, какая пробле­матика вскроется в той или иной группе. Именно в этом отчасти заключается основная сложность тренинга формирования ко­манды — его можно назвать «пустой формой», наполняемой личностной проблематикой каждого конкретного участника группы и общей проблематикой группы.

Однако есть некоторые общие моменты, выявленные психо­логами, исследующими команды, и на них можно ориентиро­ваться. Исследователи командного поведения О'Нил (O'Neil), Альфред (Alljrea) и Бейкер (Baker) перечислили (1997 г.) четы­ре основных типа умений и качеств, востребованных в командах:

♦ базовые профессиональные умения;

♦ мыслительные умения высокого уровня;

♦ умения межличностной коммуникации и групповой ра­боты;

♦ позитивные личные черты.

Последние два типа умений читателю как будущему или дей­ствующему тренеру наиболее интересны: это общее описание именно тех умений и навыков, которые предстоит формировать и развивать в тренинге формирования команды. Соответствен­но, если мы хотим сформировать команду из группы сотрудни­ков, нужно обратить особое внимание на их умение эффектив­но общаться, проводить переговоры, управлять конфликтами и в целом уметь эффективно работать в группе. Ну а позитивные личностные черты можно найти в любом человеке — важно только сделать их видимыми и привлекательными для осталь­ных участников группы и принимаемыми самим носителем — членом команды. Ведь, как известно, «недостаток — это полез­ное качество, проявившееся не в то время и не в том месте». Все это - зоны ближайшего развития участников тренинговой груп­пы, которые могут выявиться на тренинге формирования коман­ды и к работе с которыми тренер вполне может подготовиться заранее.

Стандарты команды

Одной из характеристик команды является дисциплина. А она возможна там, где есть четкий алгоритм взаимодействия, где стандартизировано все, что может быть стандартизировано. Стандартизация повторяющихся действий позволяет высвобо­дить время и силы членов команды для творческой активности. В различных командах разрабатываются и внедряются те стан­дарты, которые востребованы действительностью и обусловле­ны спецификой деятельности. Это могут быть стандарты дейст­вий (например, продаж), сотрудничества или достижений.

Стандарты действий

Стандарт действий — комплекс согласованных процедур, описывающих, как осуществляется то или иное действие.

Как частный случай стандартов действий многим известны стандарты продаж, которые описывают процедуры осуществления продажи, приводящие к удовлетворенности покупателей и достижению командных целей по продажам.

Моя коллега, психолог, бизнес-тренер Мария Дворникова которая работает в ТФГ «Альтернатива Синицы», PC «Просто» (Санкт-Петербург) специалистом по обучению, любезно согла­силась предоставить информацию о разработке и внедрении стандартов обслуживания клиентов, проделанной ею в своей компании. Я обратилась к Марии с просьбой описать эту работу для того, чтобы проиллюстрировать, каким образом процесс стандартизации проходит в компании. Те, кто этим занимался, знают, насколько непросто стандартизировать деятельность, а затем создать условия для того, чтобы сотрудники следовали созданному стандарту. Ознакомиться с этим материалом можно в приложении 5.

А сейчас я предлагаю сосредоточить внимание на стандар­тах сотрудничества, поскольку именно они могут быть разрабо­таны группой и приняты ее участниками прямо в рамках тре­нинга «Формирование команды».





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!