Электронная коммерция. Проблемы правового регулирования.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева»

Юридический факультет

 

Контрольная работа

«Правовое обеспечение торговой деятельности корпораций»

 

Выполнил(а): магистрант

1 курса 09113.180 группы

Карауш А.А.

____________ (подпись)

 

ап3Научный руководитель:

Бронникова М.Н., доцент

____________ (подпись)

 

 

Самара

 

 

Электронная коммерция. Проблемы правового регулирования.

Электронная коммерция представляет собой самостоятельный вид (этап) производственного процесса. Она входит в состав обмена продуктами труда.

В науке гражданского права широко используется такая категория, как «гражданский оборот». Так, О. А. Красавчиков под «гражданским оборотом» понимает совокупность возникающих из правомерных действий гражданско-правовых обязательств, направленных на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг или уплату денег 9. Данная правовая категория используется при характеристике юридического лица (ст. 48 ГК РФ), при классификации вещей исходя из их правового режима (ст. 129 ГК РФ).

Будучи составной частью производственного процесса, электронная коммерция состоит из отдельных действий, в том числе правомерных действий гражданско-правовых обязательств, направленных на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг или уплату денег. Иначе говоря, гражданский оборот – важный компонент электронной коммерции.

Электронная коммерция включает в себя два основных направления: business-to-customer (B2C) и business-to – business (B2B). Если первое направление есть электронная розничная торговля, то второе включает в себя все уровни информационного и управленческого взаимодействия между компаниями (как правило, коммерческие организации). В последнем случае речь идет об электронной оптовой торговле. В сегменте B2C действуют электронные магазины, каталоги продукции, торговые ряды, осуществляется до- и послепродажное обслуживание, формируются сообщества покупателей. В сегменте B2B происходит заключение и/или исполнение договоров электронным способом на двусторонней основе либо в рамках специализированной электронной площадки (заключение договоров на торгах).

Называют также сегмент business-to-government (B2G), где в качестве участников электронной коммерции выступают юридическое лицо (коммерческая организация) и государство в лице своих органов, уполномоченных заключать (часто на конкурсной основе) электронным способом договоры на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд 10.

И последний сегмент consumer-to-consumer (C2C) характеризуется тем, что участниками электронной коммерции являются физические лица (как правило, потребители), заключающие электронным способом договоры купли-продажи товаров. Заключение договоров предполагает проведение интернет-аукциона, правила которого устанавливает организатор.

С учетом сказанного можно сделать следующие выводы: 1) состав участников электронной коммерции совпадает с составом участников гражданских правоотношений – это физические и юридические лица, а также публичные образования (государство, субъекты РФ и муниципальные образования); 2) классификация моделей правоотношений (сегментов) осуществляется как по субъектному составу, так и характеру складывающихся правоотношений (например, в отдельных сферах предпринимательской деятельности).

Электронный документ – основное понятие в области электронной коммерции. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной коммерции» 1996 г. не содержит определения понятия электронного документа. Нет соответствующего определения и в Директиве об электронной коммерции.

Определение понятия «электронный документ» содержится в национальных законах некоторых государств. Так, в силу ст. 3 (1) Закона Болгарии от 7 апреля 2001 г. № 15 электронным документом признается электронное сообщение, написанное на магнитном, оптическом или другом носителе, который предоставляет возможность воспроизведения.

В Законе Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. «Об электронном документе» под электронным документом (ЭД) понимается информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным данным Законом. В силу ст. 6 названного Закона ЭД должен отвечать следующим требованиям: а) создаваться, обрабатываться, приниматься, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств; б) иметь структуру, установленную Законом, и содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать; в) быть представленным в форме, понятной для восприятия человеком.

Аналогичные требования, предъявляемые к ЭД, закреплены в ст. 5 Закона Туркменистана от 19 декабря 2000 г. «Об электронном документе».

В России понятие ЭД раскрывается в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» 11. В соответствии со ст. 3 Закона об ЭЦП электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Даже на первый взгляд видно, что данное определение страдает рядом недостатков. Во-первых, понятие ЭД выводится через другие понятия, такие как «документ» и «электронно-цифровая форма». Во-вторых, в легальном определении ЭД не учтены требования, предъявляемые к ЭД.

Более развернутое определение ЭД дано в постановлении Пенсионного фонда РФ от 26 января 2001 г. № 15 «О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи» 12. ЭД – информация, представленная в форме набора состояний элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущая быть преобразованной в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, и имеющая атрибуты для идентификации документа.

Весьма интересная ситуация: в специальном Законе об ЭЦП содержится краткое определение ЭД, в постановлении Пенсионного фонда РФ – развернутое. Хотя все должно быть наоборот. Но это издержки нормотворчества.

Иногда для характеристики ЭД в качестве обязательного признака указывается на наличие в нем электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В области электронной коммерции самостоятельную роль выполняют электронные сделки. Сопоставляя между собой понятия «электронный документ» и «электронная сделка», можно с уверенностью сказать, что электронная сделка содержит общие признаки ЭД, однако не сводится к электронному документу. Под электронными сделками (ЭС) следует понимать сделки, совершаемые с помощью средств связи и вычислительной техники, без составления бумажного носителя. Итак, ЭС – это, прежде всего, гражданско-правовые сделки, которые регулируются нормами ГК РФ.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка есть правомерное действие, юридический факт. Поэтому понятие «электронная сделка» обладает условным значением. Ведь существует деление сделок в зависимости от сферы применения: банковские сделки, биржевые сделки, инвестиционные сделки и др.

Квалификация электронной сделки осуществляется с учетом формы (носителя). Наряду с традиционными (бумажными) носителями в современном экономическом обороте широко применяются электронные документы.

Отсюда можно прийти к следующим выводам: 1. Понятие «электронная сделка» гармонично сочетает два начала, с одной стороны, она является ЭД, с другой – гражданско-правовой сделкой. 2. Принимая во внимание условное значение термина «электронная сделка», едва ли необходимо вносить соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ.

В литературе (например, Д. В. Огородов) выделяют три группы сделок, которые можно считать электронными: а) сделки, заключаемые и исполняемые on-line; б) сделки, заключаемые on-line, но исполняемые off-line; в) сделки, заключаемые off-line, но исполняемые on-line. Каждый из названных видов сделок обладает собственным правовым режимом.

Однако данная классификация не бесспорна. Резонно возникает вопрос: следует ли считать электронными такие сделки, которые заключаются в обычной (бумажной) форме, но исполняются при помощи вычислительной техники и средств связи? Как квалифицировать сделки, которые оформляются в электронном виде, однако исполняются в обычной форме?

При характеристике электронных сделок надо обратить внимание на ряд вопросов. В специальном законодательстве наряду с термином «электронная сделка» используется понятие электронного договора. Указанные понятия соотносятся между собой как род и вид. Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Далее, в международном и европейском праве, регулирующем отношения в области информационных технологий, используется также термин «электронное соглашение».

Исходя из легального определения гражданско-правового договора, можно сформулировать вопрос о соотношении электронного соглашения и электронного договора. Электронное соглашение – более широкое понятие. Вместе с тем такое утверждение не вписывается в положения (правила) международного права и права отдельных государств. Так, Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу было принято Соглашение об электронной коммерции (рекомендация № 31, март 2000 г., Женева). В нем говорится: «Электронное соглашение устанавливает рамочные принципы для совершения последующих Электронных сделок. В некоторых случаях Электронное соглашение предоставляет сторонам выбор между альтернативными вариантами» 13. Другой пример: «Электронное соглашение может использоваться для совершения одной сделки либо нескольких сделок. Электронное соглашение должно заключаться до совершения Электронной сделки…».

В такой интерпретации электронное соглашение представляет собой некое генеральное соглашение, в котором очерчивается круг общих прав и обязанностей участников соглашения. В то же время конкретные обязанности сторон, вопросы ответственности за неисполнения условий электронного договора устанавливаются контрагентами в электронном договоре (сделке).

Понятие электронного договора тесно связано с понятием «электронное сообщение». Электронное сообщение означает передачу информации в форме данных, тестов или образцов посредством средств связи и вычислительной техники.

Таким образом, электронные документы, электронные сделки, электронные договоры передаются с помощью электронных сообщений.

Как уже отмечалось, составной частью (атрибутом) электронного документа является электронная цифровая подпись. ЭЦП – предмет самостоятельного научного исследования. Поэтому в рамках настоящей публикации коротко остановимся на основных чертах (свойствах) ЭЦП.

Определение ЭП содержится в Федеральном законе Австрии от 19 августа 1999 г. № 190 «Об электронных подписях. В соответствии со ст. 3 электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Иными словами, ЭЦП – это средство подтверждения подлинности авторства электронных документов с помощью двух ключей: открытого и закрытого. Если закрытый ключ известен только его обладателю, то открытый ключ доступен всем пользователям.

Можно выделить характерные признаки ЭЦП: а) трактовка ЭЦП как реквизита электронного документа; б) установление основных целей ЭЦП; в) административное регулирование использования средств ЭЦП (через сертификацию) и в ряде случаев – деятельности лиц, использующих и/или удостоверяющих ЭЦП (через лицензирование); г) юридическая связь ЭЦП только с физическим лицом 14. Эти признаки ЭЦП (российский вариант) отличаются от аналогичных свойств электронной подписи, используемой в законодательстве других государств. Поэтому ряд ученых подвергает критике легальное определение ЭЦП, сформулированное в Законе об ЭЦП. При этом предлагается учесть в нормативном определении ЭЦП опыт законодательства промышленно развитых стран и позаимствовать некоторые признаки ЭЦП.

Существует множество проблем, связанных с созданием и применением ЭЦП. Это – создание и хранение ключей ЭЦП, выдача сертификатов ключей ЭЦП, признание иностранных подписей, доказательства подлинности ЭЦП в суде, ответственность участников использования ЭЦП. Каждая проблема – самостоятельный предмет научного исследования.

Россия делает первые шаги в направлении формирования законодательства об электронной коммерции.

На протяжении уже ряда лет в Государственной Думе находятся несколько законопроектов об электронной торговле. Но пока это сам закон не принят.

В целом, закон об электронной торговле должен:

- устанавливать права и обязанности участников электронной торговли

- формулировать основные нормы, реализующие механизм осуществления прав участников электронной торговли.

- предлагать заключить договор, а также предоставлять сведения о товарах (работах, услугах) в форме, которая позволила бы адресату, не обладающему специальными знаниями, при заключении договора составить достоверное представление о правовом положении участника электронной торговли, о предлагаемых им товарах (работах, услугах), ценах на них и условиях их приобретения.

Вышеуказанное регламентировано к примеру, Положениями Типового закона ООН UNCITRAL «Об электронной торговле» 1996-1998гг., Типовым законом UNCITRAL «Об электронных подписях», Директивой Европарламента и Совета Европейского Союза «О заочной торговле» 1997 г. и другими, международной конвенцией UNCITRAL «О заключении договоров в электронной форме» и т.д., Директивой 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 мая 1997 года о защите потребителей в отношении дистанционных договоров / дистанционная продажа, Директивой 1999/93/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 декабря 1999 года о правовых основах Сообщества для электронных подписей;

Таким образом, до настоящего времени важный и нужный обществу, целевому сообществу законопроект об электронной торговле не принят, что само по себе обостряет противоречие между потребностью в нём, реальным ростом продаж товаров и услуг с помощью механизмов электронной торговли и законотворческой деятельностью парламента России. Желательно, чтобы это противоречие разрешилось в ближайшее время путём принятия консолидированного (единого) текста закона об электронной торговле.

 

Пока электронная торговля регулируется Конституцей РФ (принятую всенародным голосованием 12.12.1993 г.), которая закрепляет базовые принципы государственного устройства, в том числе, в сфере экономики ГК РФ, В связи с тем, что электронная коммерция подразумевает ведение электронного документооборота, должен быть урегулирован вопрос о том, каким образом можно удостовериться, что документ исходит от стороны сделки. Данная задача решается Федеральным законом от 06.04.2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» обеспечивает право на защиту персональной информации при ее обработке органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием электронных средств, Федеральный закон от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — ФЗ об НПС) «устанавливает... основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, Федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ о торговой деятельности) касается отношений, «возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами... при осуществлении ими торговой деятельности»[106]., Федеральный закон от 22.05.2003 г.№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — ФЗ о ККТ) обязывает всех юридических лиц и предпринимателей использовать ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг., Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», который «регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товара (работы, услуги) надлежащего качества …, получение информации …, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав». «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: