организационной культуры школы




Рекомендуемая литература

 

Анализ организационной культуры будет далее рассмотрен на примере московской школы с углубленным изучением изобразительного искусства. Миссия данной школы формулируется как «воспитание современного культурного социально активного человека на основе интеграции ресурсов общего и дополнительного, в особенности художественного, образования, а также предпрофессиональной подготовки учащихся в области изобразительного искусства». Для выполнения данной миссии в школе строится интегративно-матричная организационно-образовательная система.

Табл.4.1. Результаты первичной экспертизы организационной культуры школы

(% выборов).

 

Тип культуры / Параметр Семейная Инновационная Результативная Ролевая
Сущест вующая Ожида емая Сущест вующая Ожида емая Сущест вующая Ожида емая Сущест вующая Ожида емая
Важнейшие характеристики школы                
Стиль лидерства в школе                
Управление педагогическим коллективом                
Связующая сущность школы                
Стратегические цели школы                
Критерии успеха школы                
Общие показатели                

 

 

По результатам первичной экспертизы (Табл. 4.1.) школа воспринимается коллективом как дружественное место работы, динамическое и творческое, где у педагогов много общего. По важнейшим характеристикам школа ориентирована на семейную организационную культуру. Элементы результативной и инновационной культур представлены в равных отношениях. Администрация ценит сотрудников, проникнутых духом новаторства, готовых рисковать, ради общего дела. Сотрудники ориентированы на соперничество между собой, только, если поставленные цели становятся лично значимыми для них целями. Признаки ролевой культуры практически отсутствует. В дальнейшем коллектив видит преобладание семейной и инновационной культуры. Администрация будет уделять особое внимание духу новаторства и способности сотрудников идти на риск ради дела – выполнения поставленных задач.

Существующий на сегодняшний день стиль лидерства сочетает в себе различные, подходы. Лидерство осуществляется на основе постоянной обратной связи, стремления помочь и научить, а так же характеризуется деловитостью, четкостью, и ориентировано на конечный результат деятельности. В меньшей степени стиль лидерства связан с экспериментированием, новаторством и риском. Он скорее строится на личных взаимоотношениях, чем на строгой организации деятельности. Таким образом, в различных ситуациях проявляются стили, присущие семейной и результативной организационным культурам. Лидер прогнозируемого будущего – это наставник, способный осуществлять обратную связь и строить отношения на основе личного взаимоотношения, а так же характеризующийся деловитостью, четкостью, ориентированный на конечный результат, в редких ситуациях проявляющий себя как твёрдый и требовательный организатор, и координатор, способный к жёстким решениям или риску ради дела.

Стиль управления педагогическим коллективом характеризуется поощрением совместной групповой работы при решении поставленных задач, высокими требованиями к достижению целей, поощрением результативности. Преобладают характеристики, присущие семейной и инновационной культуре. Администрация школы стремиться создать такую ситуацию в педагогическом коллективе, в которой стиль управления, присущий результативной и ролевой культуре был бы сведён к минимуму, а основной задачей администратора являлось бы поддержка и поощрение сотрудничества, инициативы и творческой свободы педагогов.

Школу с вязывают воедино преданность общему делу и взаимное доверие. Школа ориентирована на конечный успех, делается акцент на достижение цели и выполнение поставленных задач. Акцентируется внимание на необходимость быть на передовых рубежах, а также приверженность новаторству. Таким образом, связующая сущность школы опирается в основном на ценности семейной организационной культуры, с достаточной долей признаков результативной и инновационной культур. В будущем видится усиление семейной структуры за счет понижения результативной и ролевой организационной культуры. По мнению педагогов, чтобы оказаться более успешным, нужно повышать уровень обязательности, а так же взаимного доверия и преданности общему делу. В меньшей степени, школьную сущность должны связывать воедино формальные правила и официальная образовательная политика, стремление к плавному течению дел.

В настоящее время в школе поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие, делается акцент на поиск новых образовательных ресурсов, эксперимент и апробацию того нового, что предлагают психолого-педагогические науки, особое внимание уделяется личностному совершенствованию сотрудников, степени сплочённости коллектива и моральному климату. Наименьшее значение в стратегическом планировании школы придается неизменности и стабильности, в деятельности – четкости и контролю. Таким образом, видно преобладание семейной организационной культуры. Предпочтительной ситуацией является интеграция семейной и инновационной культур, с элементами результативной. В будущем стратегическими целями видятся развитие гуманистических ценностей в коллективе, уподобление большой и дружной семье и приобретение, и развитие новых образовательных подходов, технологий и методик. Целями будут также являться поиск новых ресурсов и постановка новых задач. Предполагается оценка эксперимента, апробации нового, изыскание нетрадиционных возможностей решения проблем, динамичное развитие, проникнутое духом новаторства. Соперничество не приветствуется.

Критерии успеха школа определяет на основе развития человеческих ресурсов, коллективной работы, увлечённости педагогов и заботы о каждом сотруднике. Критерием успеха является овладение уникальными или новейшими методиками и образовательными технологиями. Такое понимание успешности образовательного учреждения, характерное для семейной организационной культуры, преобладает сейчас и предполагается в будущем. Школа в будущем готова стремится к лидерству и новаторству. При этом реально существующее положение не отличается от желаемого.

Таким образом, можно констатировать, что приблизительно в равном соотношении сочетаются элементы, свойственные семейному и инновационному типам организационной культуры, в меньшей степени присутствуют элементы, свойственные результативному типу, почти отсутствуют элементы, свойственные ролевому типу организационной культуры. В будущем видится еще большее усиление семейного и инновационного типов за счёт уменьшения результативного и ролевого типов организационной культуры школы (Рис. 4.4.).

 
 


Рис. 4.4.. Сравнение существующего и предпочитаемого сотрудниками профилей организационной культуры школы.

 

В процессе консультирования были выработаны рекомендации по целенаправленному развитию организационной культуры школы. При планомерном приближении к интегративно-матричной модели школа стоит перед задачей формирования организационной культуры, адекватной данной организационно-образовательной модели. Такая организационная культура характеризуется гибкостью и дискретностью, в равной степени сочетает в себе индивидуализацию и интеграцию. В целом организационная культура школы, сочетающая в себе элементы преимущественно семейного и инновационного типов, соответствует избранной стратегии развития, однако совершенно необходимо развивать и определенные элементы результативного и ролевого типов организационной культуры для обеспечения стабильности школы и её высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

  1. Развитие элементов ролевого типа организационной культуры:

· более чёткое определение полномочий и должностных обязанностей сотрудников;

· работа с педагогическим коллективом по пониманию и принятию собственных полномочий и должностных обязанностей.

  1. Развитие элементов результативного типа организационной культуры:

· повышение социальной активности школы в образовательном сообществе;

· регулярный мониторинг достижения поставленных образовательных задач.

  1. Развитие элементов семейного типа организационной культуры
    • формирование устойчивого позитивного отношения к школе;
    • повышение уровня осознаваемости образовательной среды;
    • развитие навыков внутригруппового взаимодействия.
  2. Развитие инновационного типа организационной культуры

· формирование горизонтальных творческих групп для решения стратегических задач развития школы;

· поддержка педагогов творчески работающих в инновационном режиме.

Важным событием в период консультативного сопровождения стало участие школы в конкурсе «Лучшие школы России – 2005». Школа стала призером регионального этапа конкурса и финалистом всероссийского – вошла в число школ-лауреатов, была отмечена специальном призом жюри. В контексте подготовки к конкурсу с коллективом проводилась целенаправленная работа, связанная, прежде всего, с развитием элементов ролевого типа организационной культуры. Данные мониторинга показали тенденции развития организационной культуры школы в проектируемом направлении (Табл. 4.5.).

Табл.4.2. Результаты мониторинга организационной культуры школы (% выборов).

 

Тип культуры / Параметр Семейная   Инновационная Результативная Ролевая
    +/–     +/–     +/–     +/–
Важнейшие характеристики школы     –7     +2     +5        
Стиль лидерства в школе     –6     +4           +2
Управление педагогическим коллективом     –6     +4     +5      
Связующая сущность школы     –1     +4     +3     –6
Стратегические цели школы     –9     +3     +4     +2
Критерии успеха школы     –3     –3     +5      
Общие показатели     - 5     +2     +4     -1

 

 

Можно констатировать увеличение доли элементов результативной и инновационной культур, которое произошло за счет уменьшения доли элементов семейной культуры. Доля ролевой культуры осталась на прежнем уровне. Наибольшие изменения коснулись представления коллектива о стратегических целях развития школы.

Очень важным представляется то обстоятельство, что реальные изменения профиля организационной культуры оказались более благоприятными для развития школьной организации, чем, отмеченные ранее представления педагогов о предпочтительном типе культуры. Новый профиль организационной культуры стал более сбалансированным и гармоничным, нежели предыдущий. Однако, задачу по развитию элементов ролевого типа организационной культуры выполнить не удалось.

 

 
 


Рис. 4.5.. Результаты мониторинга организационной культуры школы.

 

Таким образом, мониторинг развития организационной культуры представляется эффективным инструментом в процессе управления развитием школы. Данные такого мониторинга позволяют администрации реализовывать социальную политику, направленную на построение в школе избранной модели организационно-образовательной системы.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Элмонд С. Культура школы // Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под. ред. П. Карстанье, К. Ушакова. – М.: Сентябрь, 1995. С. 55-68.

 

Дополнительная литература

  1. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» – М.: Флинта: МПСИ, 2000.
  2. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. – СПб.: ПИТЕР, 2000.
  3. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Элвессон М. Организационная культура / Пер. с англ. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2005.
  5. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. – М.: Сентябрь, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: