Роль посредника в переговорах об урегулировании конфликта




Хотелось бы отдельно остановиться на роли посредника в урегулировании конфликта. Вот как в своей книге «Преодоление разногласий. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотно­шений» описывает функции посредника американский социальный психолог Дэна Даниэль.

«Посредник может выполнять несколько полезных функций, которые помогают достичь более удовлетворительных результатов, чем при самопосредничестве:

1. Партнера, неохотно идущего на переговоры, легче склонить к участию, если Диалог предлагается третьей стороной, а не оппонентом. Атмосфера недоверия большинства межличностных конфликтов приводит к подозрению, что Другой предлагает встречу для обсуждения спорных вопросов, исходя из своекорыстных интересов и с целью манипулирования. Когда инициатива исходит от нейтрального посредника, у которого петличной заинтересованности в результате, эти подозрения и недоверие минимальны.

2. Посреднику легче обеспечить контроль над ситуацией, чтобы какой-либо из участников не устранился от перегово­ров или не ушел. Когда Диалог происходит без посредника, то его инициатор наиболее уязвим, потому что Другой может нарушить обязательство не уходить до завершения встречи. Посредник может настоять на том, чтобы колеблющийся участник оставался в комнате и продолжал беседу.

3. Посреднику легче обеспечить контроль над ситуацией, чтобы ни один из участников не применял силу, давление или угрозы, чтобы победить противника (конфликты с участием неравных сил).

4. Поскольку посредник не столь сильно эмоционально вовле­чен в происходящее, он может слушать более внимательно и скорее заметит жесты примирения. Когда появляются такие жесты, посредник может обратить на них внимание присут­ствующих. Самому участнику, особенно когда он рассержен, бывает трудно оказывать партнеру такое внимание и под­держку.

5. Когда произошел Прорыв, посредник может помочь сфор­мулировать более эффективное соглашение, чем это сделали бы сами партнеры. Посредник способен более четко представить себе отдельные элементы поведенчески специфичного соглашения, чем это может сделать участник, который все еще находится в расстроенных чувствах. Кроме того, просьба исправить отдельные недостатки в соглашении будет встречена с меньшим защитным сопротивлением, если на это слабое место указал посредник, а не противник.

6. Наконец, посредник, встречаясь с участниками еще раз через определенный период времени, чтобы довести дело до конца, может использовать то, что социальные психологи на­зывают "эффектом аудитории". Эффект аудитории объясня­ет, почему участники чувствуют больше обязательств выпол­нять свою часть соглашения перед нейтральной третьей сто­роной, чем перед своим противником по конфликту». [20]

Супервизия

Только что я описала ситуацию, в которой находилась. Но, будучи внутри событий, не всегда бывает просто определить, насколько твои действия уместны и к чему приведут те или иные интервенции. В тренерской мастерской у нас запланировано время, в течение которого участники ведут тренинг самостоя­тельно, а я выступаю в роли супервизора. Находясь за кругом, имеешь возможность рассматривать происходящее, как захва­тывающую кинокартину: я фиксирую ключевые моменты, затем мы проводим анализ происшедших событий.

Такой анализ хорош тем, что тренеры получают возможность анализировать срез представлений и ощущений участников; оказываются в роли более или менее объективного наблюдате­ля (супервизора), не включенного в процесс и потому опери­рующего фактами, а также могут поделиться своими чувствами и переживаниями, мыслями и инсайтами. Как под лупой, стано­вятся видны мельчайшие нюансы взаимодействия участников и тренеров. Порой картина настолько ярко иллюстрирует послед­ствия тех или иных тренерских действий, что трудно удержать­ся от восхищения наглядностью.

Сейчас я предлагаю посмотреть на ситуацию конфликта со стороны, глазами внешнего наблюдателя. Для этого здесь я по­мещаю стенограмму фрагмента тренинга.

Жесть [21]

Тренер (назовем ее Мирой) - девушка, только что бывшая участницей группы, в течение трех часов получает право руководить процессом и проводит свой блок тренинга, посвященный теме «Стратегии разрешения конфликта». Группа находится на второй стадии развития. «Бурление» пока выражается в том, что люди бессознательно пытаются расширить зоны своего влияния, но конфликт еще скрыт: все мило улыбаются, однако напряжение от невысказанных негативных чувств и неудоволь­ствия друг другом очень велики.

Анализ взаимодействия, проведенный после исследователь­ского упражнения, прошел недостаточно глубоко. В стремлении «пощадить» участников группы Мира не опиралась на факты, тактично избегая напоминаний о неконструктивных действиях своих бывших коллег. Это вполне объяснимо: ведь еще пару ча­сов назад люди, сидящие в круге, были для нее «своими», а сама она — рядовой участницей. Шеринг после исследовательского упражнения оказался посвященным собиранию «плюсов» и тща­тельному уходу от разговоров о «минусах».

Вследствие недостаточного разбора исследовательского уп­ражнения группа не готова к восприятию теоретического мате­риала: слишком много невысказанного, слишком велик уровень неотреагированной агрессии. В данном случае единственным способом донести информацию и закончить анализ, пожалуй, является фасилитация.

Как мы помним, фасилитатор — «человек со стороны», ней­тральный и беспристрастный. Он говорит о фактах, не прибегая к эмоциональной интерпретации. В соответствии с этой ролью Мира представляет теоретический материал о пяти стратегиях, которые человек предпочитает использовать в конфликте. Тео­рия подается в виде мини-лекции, на доске нарисована соответ­ствующая схема.

Четко, ясно, серьезно и неэмоционально Мира констатирует происшедшие события и апеллирует к фактам. Затем она пред­лагает участникам определить, какие стратегии использовались ими в момент игры.

Один из участников группы (назовем его Иван) не может он определиться в своей стратегии, а на прямое указание Миры о том, что он предпочел избегание (уход), взрывается бурным возмущением и затевает спор. Мира игнорирует проявленные эмоции, не вступая в конфронтацию, пытается перейти к следующему участнику.

Ей этого не позволяет сделать другая участница (назовем ее Мария), вступаясь за Ивана и предлагая тренеру пояснить свое видение, дать более развернутую обратную связь. Мира отказы­вается от пояснений[22]. Мария демонстративно встает, поворачи­вается к стене и начинает заполнять висящую на ней отвлеченную табличку, которую членам группы было предложено запол­нить в перерыве.

Такого открытого вызова тренер не может игнорировать: Мира задает Марии вопрос, исходя из ситуации «здесь и сейчас».

— В какой стратегии ты сейчас находишься?

— У меня просто есть сомнения, работает ли твоя схема. Мира, соглашаясь, констатирует:

— Она и не должна работать. Она только описывает возмож­ные стратегии поведения в конфликте.

Уязвленный Иван, потерявший внимание тренера и группы, снова перехватывает инициативу и возвращает внимание се­бе. Завязывается долгий диалог. Параллельно диалогу Ивана и Миры трое других участников, не в силах присутствовать при неприятной для них перепалке, встают и начинают, вслед за Марией, заполнять висящую на стене табличку, не имеющую прямого отношения к ситуации. Один из них выходит из поме­щения. Люди демонстрируют неприятие происходящего и в по­пытке избежать неприятных переживаний вступают в молчали­вую конфронтацию с тренером, своим поведением выражая не­гласный, но ярко выраженный протест.

Мира, пытаясь опереться на спасительный вариант разбора ситуации «здесь и сейчас», обращается к группе с вопросом:

— Всех устраивает создавшаяся ситуация?

Атмосфера настолько накалена, что настало время внести конструктивное предложение, и тренер обращается к группе с просьбой:

— Прошу всех вернуться в круг на свои места!

Мария не садится — напротив, продолжает писать, стоя лицом к стене и спиной к тренеру. Мира объявляет принятое ею решение:

— Мы не можем продолжать дальнейшую работу[23].

— Можешь считать, что я ушла.

— Я показала тебе, что ты не ушла.

— Если меня не уважают, я буду молчать!

— Ты можешь сесть и молчать?

Возмущенная Мария садится со словами:

— Только из уважения к группе!

— Почему для тебя важно уважение группы?

— Потому что я сама уважаю других людей!

— Что ты чувствуешь сейчас?

— Злость, обиду..

— Почему ты не выражаешь свою злость открыто, в словах, что заставляет тебя делать это косвенно?

— У меня запрет на открытое выражение злости...

— Что бы ты хотела сделать, чтобы проявить свою злость?[24]

— Я не хочу открыто выражать злость!

— Ты хочешь остаться в этом состоянии?

— Мне некомфортно в этом состоянии...

— Что ты можешь сделать сейчас, чтобы проявить свои эмоции конструктивно?

— Мне требуется от тебя, блин, обратная связь, что ли!

— Какую обратную связь от меня ты хочешь получить?

— За каким чертом ты продолжаешь такое поведение, которое меня задевает?!

— У меня есть причины.

— То есть тебе до лампочки, какие чувства я испытываю?!

Мира молча смотрит на Марию, выдерживая паузу[25].

Группа, сопереживая Марии, включается и обрушивает на тренеров и друг на друга обвинения. Первым реагирует эмо­циональный Иннокентий:

- Ты заняла позицию сверху!!! Тебе уже пора слезать с трона! Вся группа против тебя объединилась!

Ему вторит Иван:

- Мира, скажи нам, в чем сейчас причина конфликта? Зачем ты загадками говоришь?! Почему ты перекладываешь ответственность на группу?!

- Сколько можно? Хочется уже каких-нибудь конкретных техник!

- А я как раз вижу Марию в конфронтации... Хочется уже все это закончить!

В ответ на заявление Вероники оскорбленная Мария подни­мается и выходит из комнаты, с силой хлопнув дверью. Кажется, в наступившей тишине даже слышно, как дрожит сотрясенная дверью стена...

Ольга сидит, откинувшись на спинку стула в вызывающей позе, которая и без слов свидетельствует о ее состоянии:

- Я в крайней степени раздражения! Наконец, слово берет и тренер:

- Оля, что хотелось бы сделать? Ольга (жестко):

- Варианты?

- Твои варианты?

- Я хочу вернуть Марию.

Ольгу перебивает веселый и возбужденный Сергей:

— А мне все нравится!!! Может, я монстр какой-то аморальный, но я тащусь от происходящего! Такой драйв! Такие эмоции! Bay! Но мне кажется, не хватает разрядки. Кажется, все забыли, что это игра! Хочется, чтобы была легкость, веселье!!! Не надо так переживать!!!

— Сережа, о чем ты на самом деле сейчас говоришь?

— Я говорю о том, что бы я сейчас делал на твоем тренерском месте, как бы я повел себя в этой ситуации.

— Зачем ты это делаешь?

— Хочу разобраться в том, что происходит. Вот ты, Мира, сто­ишь со смурным лицом. Веселее надо! Задорнее! Мы же играем!!! Это все неправда!!!!!!!

— И что ты сейчас чувствуешь? Сережа не находит слов, чтобы сформулировать свои чувст­ва. Пауза прерывается возвращением в зал разгневанной Марии. С ее приходом включается Лида:

— Мне жалко времени! Но я понимаю, что так надо... У меня дикое раздражение на Машу!

Мария:

— Меня тошнит от этой ситуации! — И снова выходит за дверь.

Гневно и страстно с речью выступает Иннокентий:

— У меня вообще какое-то раздвоение личности... Если вы сейчас спросите меня, чего я хочу, то я отвечу... ЧТОБЫТРЕНЕР СТАЛ БЛИЖЕ К НАРОДУ! Я хочу выразить агрессию против тебя! Ты уже всем надоела своими непрофессиональными действия­ми! Хочу отпустить какую-нибудь ироничную шуточку против тебя... Хочу сплотить группу против тебя! Хочу дискредитиро­вать тебя как тренера в глазах группы[26]!!!

После гневной отповеди Кеши первый «зачинщик беспоряд­ков», Иван, удовлетворенно констатирует:

— Я могу сделать такой вывод: твоя теория не сходится с тем, что происходит на практике, с тем, что я чувствую. И мне непо­нятно, сможет ли тренер вообще ее донести! (Обращаясь к груп­пе.) Нам сказали, что задание не выполнено, цель не достигнута? А МЫТАК НЕ СЧИТАЕМ! Нам обещали конструктивный анализ! Значит, то, что мы делали до этого, — ерунда?!

На этом Мира принимает решение объявить обеденный пе­рерыв. Пауза необходима ей для того, чтобы понять, что делать дальше, справиться со своими чувствами, получить поддержку и помощь супервизора, подготовиться к дальнейшей работе, чтобы суметь завершить свой блок. Первый вопрос, который задает мне Мира в перерыве: «Что делать с агрессией?!»

Что делать с агрессией

Фрагмент, с которым только что ознакомился читатель, ил­люстрирует то, чего боятся многие начинающие тренеры, — не­управляемую групповую динамику.

Агрессия на тренера и между членами группы является од­ной из защитных реакций участников. Изменения — тяжкий ду­шевный труд. Не всякий способен признать свое неконструк­тивное поведение, не всякий умеет выйти из конфликта с до­стоинством и рационально. Для многих людей значительно проще оказывается попытаться найти виновных в том, что они чувствуют и делают. Ближайшей мишенью чаще всего стано­вится тренер.

Точка отсчета - Zero

Итак, что же делать с агрессией? Ответ прост: ничего. Агрес­сия — это реакция на угрожающую ситуацию. Человеческий гнев не может длиться долго. Кроме того, как и любая другая эмоция, гнев тоже имеет право на существование. Тренер про­сто позволяет агрессии быть. Мы уже говорили о стратегиях конструктивного разрешения конфликта в п. 4.1 «Русский бунт и как с ним бороться». Первым шагом является охлаждение эмо­ций. А для того чтобы их охладить, необходимо для начала дать им проявиться.

Участники могут гневаться, обижаться на тренера или обви­нять его — это их право. Но это не означает, что тренер должен принимать их критические замечания на свой счет. В этот мо­мент тренер является для участников символом их собственных неудач, они не видят в нем личности, реактивно выражая свои негативные эмоции на объект, причинивший им боль. Так же чертыхается человек, ударившийся случайно о ножку стула. Это означает не его личную ненависть к стулу, что было бы абсурд­но, а лишь реакцию на неприятность, с ним связанную.

Помочь сохранить спокойствие в ситуации неконструктив­ной критики со стороны участников группы тренеру помогает четкое осознание своей цели, а также знание этапов развития группы. То, что происходит с людьми на этапе «бурления», — нор­мально. Такова природа человека и таковы ступени развития групп. Люди не идеальны, и не всегда красивыми и приятными бывают их реакции. Это лишь подтверждает, что они живые. Святые, как известно, на тренинги не ходят. А обычные люди выдают обычные реакции.

Задача тренера — не включаясь в ответное реагирование; принять эмоции группы и пропустить их сквозь себя, не оставляя в себе ни капли того гнева, который на него выливается, - быть «прозрачным». Метафорически тренера, работающего с агрессирующей группой, можно было бы сравнить с воронкой, через которую эмоции сливаются не задерживаясь.

Для группы тренер является точкой отсчета, неким центром из которого исходит влияние на состояние участников; центром, задающим систему координат. Ориентируясь на тренера, группа выбирает направление движения. Читатель помнит со школы, что находится в центре любой системы координат: ноль.

Тренер-фасилитатор — это человек-ноль. Ноль — это то, чего нет. Но ноль есть. Умноженная на ноль агрессия превращается в ноль, исчезает. Эмоции охлаждаются, и уже после этого их мож­но перевести в конструктивное русло путем анализа истинных причин агрессии и поиска путей их искоренения.


Часть 5

Деловая игра


5.1. Общая характеристика и ситуации
использования деловых игр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: