Мониторинг отношения к школе
Развитие каждой школы как образовательного учреждения требует не только решения проблем, связанных с совершенствованием образовательного процесса, но и активной работы по формированию у всех субъектов образования устойчивого позитивного отношения к школе. Опыт свидетельствует, что самые прогрессивные инновации, внедряемые администрацией, могут оказаться неэффективными, если педагоги, учащиеся и родители негативно относятся к школе, не проявляют личной заинтересованности в ее развитии.
Характер отношения в значительной мере определяет характер и степень активности, направленной на объект данного отношения. На обусловленность действий и поступков человека, сложившейся у него системой субъективных отношений к различным объектам и явлениям, обращали внимание такие исследователи как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.
Сложность проблемы изучения отношений личности к различным объектам и явлениям окружающего мира проявляется уже в том, что «отношение» является категорией ряда различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики. При этом в каждой из наук это понятие определяется по-своему, в зависимости от методологического аппарата и теоретических традиций данной дисциплины. К тому же, «отношение» является широко распространенным бытовым понятием, что еще больше усиливает проблему неоднозначности понимания и употребления этого понятия.
Теоретические основы анализа отношений человека к различным сторонам действительности еще в начале XX века заложены А.Ф. Лазурским в его учении «об экзопсихике» и В.М. Бехтеревым в учении «о соотносительной деятельности». Психология отношений получила развитие в концепции М.Я. Басова.
Согласно В.М. Бехтереву, отношение («соотношение») понимается как «отзывчивость на внешние раздражения, проявляющаяся не только в отражении среды, но и в ее преобразовании». Активное отношение человека к среде рассматривается им как основная функция психики.
С точки зрения А.Ф. Лазурского отношение личности к тем или иным объектам среды рассматривается как специфическая реакция, обусловленная особенностями данной личности. Такие реакции, адресованные объектам, описываются автором также через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделяются им на 15 видов, в зависимости от объектов этих отношений: к вещам, к природе и животным, к отдельным людям (равным, высшим, низшим по общественному положению), к социальной группе, к потивоположному полу, к семье, к государству, к труду, к материальной обеспеченности, к собственности, к праву и нормам поведения, к нравственности, к мировоззрению и религии, к науке, к искусству, к самому себе.
Важным методологическим положением, выдвинутым А.Ф. Лазурским, является представление о динамичности отношений, которые не являются раз и навсегда данными, абсолютными. Отношения подвержены изменениям, они развиваются в процессе человеческой жизни.
М.Я. Басовым утверждалась необходимость изучать «различные формы активности человека в отношениях к окружающей среде». Причем, «среда» рассматривалась им не просто, как объективная действительность, а как объективная действительность в ее отношении к организму, которая развивается по мере развития самого организма.
Наиболее глубокая разработка категории «отношение» была сделана в концепции В.Н. Мясищева, который определяет его как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким либо предметом, процессом или фактом действительности. Отношение рассматривается В.Н. Мясищевым и как объективная, реально существующая связь между человеком и определенным объектом и одновременно как субъективная реальность, отражаемая человеческим сознанием. Отмечаются такие характерные черты отношения как его избирательность, потенциальность, целостность (принадлежность субъекту в целом), конкретная предметная направленность. Неосознанное отношение в процессе своего развития может приобрести такое качество как осознанность.
В концепции В.Н. Мясищева подчеркивается обусловленность характера отношений личности, как ее индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта. Отношения человека могут изменяться тем или иным образом под воздействием объективных изменений в его жизни. В.Н.Мясищев выделил три стадии развития субъективных отношений, показал динамику этого процесса от случайных ощущений, через сознательную регуляцию факторов, вызывающих те или иные эмоции, до обусловленности деятельности личности существующими у нее субъективными отношениями.
Теория отношений В.Н. Мясищева получила достаточную популярность среди практиков, благодаря своей универсальности и относительной простоте.