Приложение 3. Обратная связь




Итак, тренинг завершен. Остается попросить участников за­полнить анкеты обратной связи и отчитаться перед заказчиком! о проделанной работе. Тренер выполнил свою часть работы, и теперь ему самому нужна обратная связь от участников. Обратная связь — воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, такая обратная связь называется положительной; если ослабляет — отрицательной.

В психологию понятие «обратная связь» ввел Курт Левин, основоположник исследований в области групповой динами­ки. Она означает любую реакцию участников группы на пове­дение друг друга или тренера. Обратная связь в конце тренинга призвана помочь участникам группы и тренеру оценить, на­сколько результаты тренинга соответствуют поставленным в его начале целям. Таким образом, обратная связь — не только риту­ал, позволяющий поставить точку в работе группы и красиво ее завершить, это еще и средство контроля за результатив­ностью.

Есть некоторые сложности в получении объективной об­ратной связи по результатам тренинга. Связаны они с субъек­тивностью переживаний участников относительно окончания работы группы. Люди прожили вместе эмоционально насы­щенное время, и теперь, когда настает момент расставания, им хочется проститься «хорошо». В результате последний шеринг рискует превратиться в ритуальный обмен благодарностями и комплиментами. Это занятие, несмотря на его кажущуюся при­ятность, утомляет и доводит порой людей до исступления в же­лании укрепить позитивные эмоциональные результаты рабо­ты группы. Конечно, взаимные «поглаживания» важны. Конеч­но, люди имеют право на выражение благодарности, тем более что чаще всего она бывает искренней и идет от самого сердца. Конечно, и тренер имеет право на получение своей толики те­пла от участников, с которыми работал и с которыми теперь расстается! Но!

Нам важно получить не только эмоциональное реагирова­ние, но и практические результаты. Это необходимо не столько тренеру, сколько самим участникам. Тренер уже в процессе на­блюдения мог определить позитивные изменения в действиях участников. Но человеческая психика такова, что для устойчи­вости изменений необходимо их рациональное осознание. Для использования в практической жизни новых навыков необхо­димо волевое решение самого участника применять новые зна­ния и умения.

Поэтому имеет смысл сделать отдельное ритуальное упраж­нение в целях освобождения от избыточных эмоций (пусть и позитивных) с тем, чтобы далее рационально осмыслить проис­шедшее и сделать мотивирующие выводы. Для получения рацио­нальной обратной связи тренер может использовать как упраж­нения, так и мотивирующую анкету обратной связи.

Упражнения для получения обратной связи от участников

Упражнения, используемые для получения обратной связи, могут проходить в различных форматах. Хорошо, если участник может в присутствии группы выделить и проговорить, а иногда и написать то самое важное, чему он научился на тренинге. На­пример, в классическом упражнении «Чемодан» участникам предлагается подумать и сказать, что они берут с собой с тре­нинга в дальнейшее путешествие по жизни. Можно также пред­ложить каждому выписать на доске, что на тренинге было са­мым важным для него. Так, например, после тренинга «Ведение переговоров» на сессии тренерской мастерской в Екатеринбур­ге участники написали такой список:

¨ техники аргументации;

¨ понимание зон компетентности тренера;

¨ переговоры о цене (техника сэндвича);

¨ организация процесса переговоров;

¨ отстаивание своих интересов без полемики;

¨ техники презентации;

¨ осознание своей профессиональной тренерской стоимости.

Поскольку люди чаще запоминают то, что было в конце, можно предложить им полистать свои записи, вспомнить про­шедший тренинг полностью, выделить самое важное. При этом стоит придерживаться некоторых правил, позволяющих сде­лать обратную связь конструктивной, полезной, рациональной, мотивирующей.

Правила обратной связи

Говори конкретно и прямо. Следует избегать обобщающих высказываний: они непродуктивны. «Всё» почти равно «ничего». «Мне всё понравилось» в лучшем случае равносильно «неплохо повеселились!», а в худшем — «слава богу, все это закончилось!».

Говори обо всем, а не только о хорошем. Должны быть учте­ны не только достижения, но и зоны дальнейшего развития.

Говори о практической пользе. Осознания должны быть «заземлены» на реальную деятельность. Важны не только знания и умение применять ту или иную технику, но и желание использовать ее в конкретной жизненной ситуации, чтобы сформировалась полезная привычка, укрепился навык.

Говори сейчас. Реакция является наиболее ценной, когда следует сразу за событием. Чуть позже факты могут быть забы­ты, искажены, обесценены или преувеличены. Тренинг не таин­ство, а работа над собой. Подведение итогов позволит разграни­чить эффекты, достигнутые в результате участия в тренинге, и личные достижения человека, с тренингом не связанные.

Анкета участника. Привожу приблизительный список во­просов, уместных в анкете участника.





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: